Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации.

Содержание

Введение
Глава I. Происхождение и сущность социальной политики государства
1.1.Происхождение социальной политики государства
1.2.Сущность социальной политики государства
1.3.Политика государства в формировании доходов населения
1.4.Политика государства на рынке труда
1.5.Государственные социальные гарантии и страхование
Глава II. Социальная политика в России
2.1. Основные черты переходной экономики России и основные направления социальной политики
2.2. Социальная политика в области улучшения жилищных условий
2.3. Социальная политика в области регулирования пенсионного обеспечения
2.4.Социальная политика в области здравоохранения
2.5.Социальная политика в области образования
2.6. Социальная политика в области регулирования уровня безработицы и занятости
2.7. Социальная политика в области регулирования доходов населения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Образец заполнения.docx

— 75.37 Кб (Скачать)

Структурная перестройка  экономики России привела к высвобождению  работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению  явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). Задачей социально- ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальная защита работников, политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

Цель и задачи моей работы: подробно описать происхождение  социальной политики государства, раскрыть ее сущность, показать какую роль играет эта политика в жизни каждого  из нас, какова ее роль на рынке труда  и в формировании доходов население, что может сделать государства для улучшения благосостояния своего народа, выбрав правильный курс социальной политики. Методы исследования: исходная информация, учебные пособия, нормативно-правовые документы, статьи в газетах, журналах, интернете.

Практическая значимость моей работы заключается в возможности  использовать в теоретической подготовке студентов к зачету, к экзамену по предмету "Государственное регулирование экономикой".

СТРУКТУРА работы: введение, глава 1,2, заключение, список использованной литературы.   

                  ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТь СОЦИАЛьНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Происхождение  социальной политики государства

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия  на социальную сферу жизнедеятельности  людей с целью ее изменения.Это  позволяет рассмотреть ее как  часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.

 Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. В каждом обществе существуют такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает носить общественный характер. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Конституцией государства определяются социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

1.2. Сущность  социальной политики государства

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

 Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским oбслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на

случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах 

1.3. Политика  государства в формировании доходов  населения

Государственная политика доходов заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице . Как направление государственного регулирования–политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда,конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы,а меньшая–очень высокие. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи-это выплаты,перераспределяющие налоговые доходы,полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы,который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов,стоящих перед экономикой.

Главным объектом всех вариантов политики доходов  является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. Политика доходов  на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов,дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов.Он рассчитывается с учетом индекса цен. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

 Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию,отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда,уровень образования, неравенство владения собственностью.

 Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск,авантюризм, дискриминация и т.д.).

 Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда,неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, которая необходима уже

потому, что инфляция "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. В России же этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем

практически отсутствовало. Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя  защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения. Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов, которая возможна со стороны,как государства,так и предприятия,которое  для этого отдаёт часть прибыли.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии,Канаде и более чем  в десяти западноевропейских странах, выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов,и с последним  обстоятельством было бы опрометчиво  не считаться.  

1.4.Политика государства  на рынке труда 

B двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности государства в сфере занятости были:

1) развитие(научно-технической революции) НТР и повышение роли человека в общественном производстве;

2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;

Безработица в  нашем обществе возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и структурных сдвигов в экономике, конверсии (военно-промышленного комплекса) ВПК.

Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу

оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить

трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры,выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и

предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех

развитых странах. Речь ведется o принятии на вооружение концепции эффективной занятости, то есть модели развития и использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы.

Bажным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят

на эти меры млрд. долларов. С целью создания новых рабочих мест государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций, и т.д.

Программы трудоустройства  осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В общенациональном масштабе современное государство  с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы

Информация о работе Социальная политика государства