Система показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 4
Теоретическая часть
1.1. Система показателей рентабельности ………………………………………… 5
1.1.1. Результативность и экономическая целесообразность
рентабельности ………………………………………………………………….. 5
1.1.2. Основные показатели рентабельности ………………………………….. 5
1.1.3. Понятие рентабельности …………………………………………………. 6
1.2. Экономическое содержание и виды рентабельности ………………………. .7
1.2.1. Факторы, влияющие на рентабельность ………………………………… 9
1.2.2. Периоды рентабельности ………………………………………………… 10
1.3. Различие в рентабельности и оборачиваемости активов предприятий разных отраслей экономики ……………………………………………………………… ..11
1.3.1. Функции рентабельности ………………………………………………… 12
1.3.2. Система коэффициентов рентабельности ……………………………… 17
1.4. Воздействие финансово-кредитных рычагов на повышение рентабельности промышленного производства …………………………………………………… 18
1.4.1. Обоснование целевого размера рентабельности
предприятия …………………………………………………………………… 19
1.4.2. Методы расчета рентабельности ………………………………………… 24
1.5. Факторный анализ показателей рентабельности …………………………… 27
1.5.1. Основное соотношение всех моделей, используемых в факторном анализе …………………………………………………………………………… 27
1.5.2. Трехфакторная модель анализа рентабельности ……………………… 28
1.5.3. Пятифакторная модель анализа рентабельности ……………………… 28
2. Практическая часть.
2.1. Задание 1. Расчёт среднегодовой стоимости ОПФ и показателей их использования ……………………………………………………………………… 30
2.2. Расчёт среднегодовой стоимости ОПФ …………………………………… 34
2.3. Расчёт показателей использования ОПФ в планируемом году …………… 37
2.4.Расчёт суммы амортизационных отчислений ………………………………… 39
2.5. Задание 2. Расчёт показателей производительности труда …………………41
2.6.Расчёт баланса рабочего времени (одного рабочего при пятидневной
рабочей недели) на планируемый год …………………………………………… 47
2.7.Расчёт трудоёмкости продукции ……………………………………………… 49
2.8. Расчёт численности рабочих ………………………………………………… 51
2.9. Расчёт показателей и производительности труда
в планируемом году ………………………………………………………………… 53
2.10. Задание 3. Расчёт объёмов валовой и реализованной
продукции …………………………………………………………………………… 55
2.11. Расчёт объёмов ТП, ВТ, РП ………………………………………………… 56
2.12. Задание 4.Расчёт фонда оплаты труда промышленно-производственного
персонала на планируемый год …………………………………………………… 59
2.13 Расчёт фонда прямой заработной платы производственных рабочих
сдельщиков ………………………………………………………………….............. 63
2.14. Расчёт фонда заработной платы вспомогательных рабочих-
повременщиков …………………………………………………………………… 65
2.15. Расчёт годового фонда заработной платы рабочих ……………………… 68
2.16. Расчёт годового фонда заработной платы ИТР, служащих, МОП,
учеников …………………………………………………………………………… 70
Заключение …………………………………………………………………………… 73
Список литературы …………………………………………………………………… 74

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике организации.doc

— 872.50 Кб (Скачать)

     При наличии инноваций первого типа прирост рентабельности обеспечивается одновременным расширением объема реализации и более высокой нормой рентабельности в цене нового товара. Второй тип инноваций не сопровождается ростом нормы рентабельности (а возможно даже снижением ее), но создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту товарооборота. Третий тип инноваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж (при эластичности спроса на товар по цене выше 1), которое позволит увеличить массу рентабельности; либо не изменять цену продаж, тогда рентабельность возрастет благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода Результатом внедрения инноваций в организационно-управленческой сфере должен стать рост производительности труда, ускорение оборачиваемости запасов, повышение эффективности использования всех ресурсов, снижение издержек обращения. При принятии решения об инвестициях необходимо определить возможную рентабельность, т. е. ожидаемую рентабельность, которая служит измерителем целесообразности такого шага. Результатом инвестиционных проектов может выступать краткосрочная и долгосрочная ожидаемая рентабельность.

1.4.2. Методы расчета  рентабельности.

Для оценки эффективности  инвестиционных проектов могут быть использованы различные методы расчетов:

1) метод сравнения издержек (более низкие затраты по осуществлению двух в основном равнозначных проектов и будут представлять эффективность инвестиций);

2) метод сравнения прибылей (в итоге трансформируется по сути в первый метод, поскольку получение рентабельности от инвестиций есть а некоторой степени неопределенность);

3) сравнение рентабельности.

4) статистический расчет амортизации позволяет выявить на основе исчисленной прогнозной величины амортизации эффективность инвестиционных проектов, связанных с приобретением основных средств. Инвестиции считаются выгодными, если время амортизации вложенного основного капитала меньше общего срока эксплуатации основного капитала.

При прогнозе дохода от инвестиций целесообразно определять его не только на краткосрочный, но и долгосрочный период. Совокупную рентабельность в долгосрочном периоде нельзя рассчитывать как простое суммирование ожидаемой рентабельности по годам: поскольку реальная рентабельность в разные годы представляет собой разные величины даже в том случае, если стоимость денежной единицы стабильна. Сумма рентабельности, полученная сегодня, больше такой же суммы, полученной позднее. При неполучении рентабельности немедленно теряются как минимум проценты, которые можно было бы получить, если бы эти деньги были вложены в дело. Таким образом, сумма полученных впоследствии денежных средств меньше нынешней на величину банковской учетной ставки. Большое влияние на рентабельность оказывает размер задолженностей. Это обусловлено различиями между процентной ставкой по банковским кредитам и нормой рентабельности на вложенный капитал. До тех пор пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже, чем норма рентабельности на вложенный капитал, рентабельность будет расти (эффект рычага). Как только процентная ставка и норма рентабельности выровняются, предприятие (компания) перестанет увеличивать задолженности. Мелкие и средние предприятия стараются избежать задолженности (насколько это возможно). Однако, прибегая к задолженностям в целях использования эффекта рычага для роста рентабельности, необходимо помнить о том, что при низком уровне рентабельности заем по высоким ставкам становится опасным : задолженность в этом случае может привести к значительному сокращению рентабельности, а иногда и к банкротству. Предприниматели, стремящиеся получить все большую рентабельность, должны использовать возможность ее получения при благоприятных условиях. Такие ситуации могут возникнуть в результате действия различных факторов внешнего характера или возникновения «неравновесий», которые также порождены внешними обстоятельствами. Данные обстоятельства можно подразделить на следующие группы:

1) порожденные характером производственной деятельности;

2) возникающие из-за существующей структуры рынка;

3) связанные с общехозяйственной конъюнктурой;

4) возникающие благодаря воздействию инфляции.

Как показывает мировой опыт, по уровню рентабельности различные отрасли деятельности располагаются в следующем порядке:

1) производство  сырья и материалов;

2) производство потребительских товаров;

3) агропромышленный  комплекс;

4) торговля;

5) рыночные услуги;

6) машиностроение;

7) энергетика;

8) транспорт  и связь;

9) гражданское  и сельское строительство

Такое деление  несколько условно, поскольку в  разные периоды могут происходить  колебания в ту и другую сторону. Здесь же показана общая тенденция, характерная для стран с развитой рыночной экономикой.

     Общая тенденция, характерная для данной ситуации, по заключениям зарубежных специалистов такова: с ростом концентрации на рынке рентабельность снижается. Снижение рентабельности происходит потому, что рост концентрации сопровождается не только ростом доли рентабельности в товарообороте, но и резким расширением размера компании, что в свою очередь сопровождается скачкообразным ростом фондовооруженности. Однако не во всех странах такая взаимосвязь однозначна. Колебания общехозяйственной конъюнктуры тоже оказывают воздействие на рентабельность. В целом высокая инфляция оказывает отрицательное воздействие на экономику. Происходит обесценивание активов, возрастают запасы, а тем самым расчетное повышение рентабельности не соответствует реальным денежным ресурсам, которые компания могла бы использовать, например, для финансирования капиталовложений. Кроме того, с ростом инфляции резко падает покупательная способность населения, что в свою очередь снижает объем покупок или сделок. Инфляция выгодна для компаний, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты. При непредсказуемой инфляции одни выигрывают, другие проигрывают. Неся потери во время инфляции, продавцы вместе с тем получают и доходы от ее наличия. За время от поставки товаров до их конечной реализации цены возрастают, а тем самым возрастает и рентабельность. Если же темпы инфляции предсказуемы, никто не выиграет, поскольку ожидаемая инфляция учитывается всеми участниками хозяйственного оборота. Государство своими действиями может стимулировать и дестимулировать рост высоких прибылей, определять размер допускаемой рентабельности. Формирование допускаемой рентабельности почти не зависит от экономических факторов, а часто определено решениями государственных органов, законами, подзаконными актами (ставками налогов и т. п.). Определенный размер рентабельности может стать результатом негосударственного регулирования, например производители (монополисты) навязывают свой товар коммерсантам-оптовикам, а те в свою очередь розничным продавцам.

Экономическая теория и практика выделяют три рациональных мотива приобретения:

1) заполнение пробелов в торгово-производственной цепочке;

2) инвестирование избыточных (свободных) средств;

3) укрепление делового партнерства.

     Оценивая  возможность приобретения, необходимо изучить стратегическое положение  и возможности приобретенного дела. В этом случае следует изучить  следующие показатели: уровень дохода на инвестиции, относительную долю рынка, относительный уровень качества продукции, отношение капитала к величине оборота, величину товарооборота в расчете на одного работника, добавленную стоимость на одного занятого, рыночный рост и др. В экономически развитых странах принята следующая градация степени влияния промышленного предприятия-инвестора на фирму, в которую инвестирован капитал:

1. Промышленное предприятие-инвестор не оказывает влияния на экономическую и финансовую политику другой промышленного предприятия. Формальный критерий этого влияния - в акционерном капитале другой промышленного предприятия до 20 %.

2. Промышленное предприятие-инвестор оказывает значительное влияние на экономическую и финансовую политику другой промышленного предприятия. Промышленное предприятие-инвестор контролирует от 20 до 50% акций последней.

3. Промышленное предприятие-инвестор полностью контролирует деятельность промышленного предприятия, в которую вложен капитал. Она владеет более чем 50 % акций этой промышленного предприятия. 

1.5. Факторный анализ  показателей рентабельности.

Факторный анализ показателей рентабельности основывается на следующем соотношении:

R = (прибыль от  реализации / себестоимость) * 100%.

R = ((цена - себестоимость) / себестоимость) * 100%.

1.5.1. Основное соотношение всех моделей, используемых в факторном анализе.

     Методология факторного анализа показателей  рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

     Для анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трехфакторную или пятифакторную  модель.

     Рентабельность  фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача  основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяются по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных влияний.

1.5.2. Трехфакторная модель анализа рентабельности.

1.Исследование  влияния изменения фактора прибыльности  продукции.

Осуществляется  расчет условной рентабельности по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех остальных факторов осталось на уровне базисных.

2.Исследование  влияния изменения фондоемкости.

Осуществляется  расчет условной рентабельности по фондоемкости при условии, что изменилось два фактора - рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

3.Исследование  влияния оборачиваемости оборотных  средств.

Осуществляется  расчет рентабельности для отчетного  периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств.

1.5.3. Пятифакторная модель анализа рентабельности.

1.Исследование  влияния изменения фактора материалоемкости продукции.

Осуществляется  расчет условной рентабельности по материалоемкости продукции при условии, что изменилась только материалоемкость продукции, а  значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

2.Исследование  влияния изменения фактора трудоемкости продукции.

Осуществляется  расчет условной рентабельности по трудоемкости продукции при условии, что изменялись как материалоемкость, так и трудоемкость продукции, а значения всех остальных  факторов остались на уровне базисных.

3. Исследование  влияния изменения фактора амортизациеемкости  продукции.

Осуществляется  расчет условной рентабельности по амортизациеемкости продукции при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость и амортизациеемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

4. Исследование  влияния изменения фактора скорости  оборачиваемости основного капитала.

Осуществляется  расчет условной рентабельности по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость продукции и скорость оборачиваемости основного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталось на уровне базисного.

5. Исследование  влияния изменения фактора скорости  оборачиваемости оборотного капитала.

Осуществляем  расчет рентабельности для отчетного  периода. Ее можно рассматривать  как условную рентабельность при  условии, что изменились значения всех пяти факторов - материалоемкости, трудоемкости скорости оборачиваемости основного капитала и скорости оборачиваемости оборотного капитала.

     Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие  причинно-следственные связи между  показателями финансового состояния  предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом «объяснения» (оценки) сложившейся ситуации. В целом для всех показателей существует единое полное факторное пространство, задаваемое набором из 11 взаимосвязанных блоков важнейших показателей формирования финансовых результатов.

2. Практическая часть.

2.1. Задание 1.

Расчёт  среднегодовой стоимости  ОПФ

и показателей их пользования 

     Используя нижеприведённые плановые данные промышленного  предприятия, определите среднегодовую  стоимость ОПФ, а также показатели их использования (Фо и Фе). Для удобства расчётов данные приведены в условных единицах. Следует иметь в виду, что приведённые числовые данные не могут служить справочным материалом. 

Данные  для выполнения задания:

товарная  продукция в оптовых  ценах

предприятия в планируемом  году 

Таблица № 1

№ вар. 20
Объём товарной продукции (тыс.усл.ед.) 37200
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стоимость ОПФ на начало планируемого года 

Таблица № 2

Состав  и виды ОПФ Стоимость ОПФ на начало года (тыс.усл.ед)
Здания 3320
Сооружения  и передаточные устройства 480
Оборудование 2490
Транспорт 230
Прочие 300

Информация о работе Система показателей рентабельности