Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа
Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.
Введение ………………………………………………………………………………… 4
Теоретическая часть
1.1. Система показателей рентабельности ………………………………………… 5
1.1.1. Результативность и экономическая целесообразность
рентабельности ………………………………………………………………….. 5
1.1.2. Основные показатели рентабельности ………………………………….. 5
1.1.3. Понятие рентабельности …………………………………………………. 6
1.2. Экономическое содержание и виды рентабельности ………………………. .7
1.2.1. Факторы, влияющие на рентабельность ………………………………… 9
1.2.2. Периоды рентабельности ………………………………………………… 10
1.3. Различие в рентабельности и оборачиваемости активов предприятий разных отраслей экономики ……………………………………………………………… ..11
1.3.1. Функции рентабельности ………………………………………………… 12
1.3.2. Система коэффициентов рентабельности ……………………………… 17
1.4. Воздействие финансово-кредитных рычагов на повышение рентабельности промышленного производства …………………………………………………… 18
1.4.1. Обоснование целевого размера рентабельности
предприятия …………………………………………………………………… 19
1.4.2. Методы расчета рентабельности ………………………………………… 24
1.5. Факторный анализ показателей рентабельности …………………………… 27
1.5.1. Основное соотношение всех моделей, используемых в факторном анализе …………………………………………………………………………… 27
1.5.2. Трехфакторная модель анализа рентабельности ……………………… 28
1.5.3. Пятифакторная модель анализа рентабельности ……………………… 28
2. Практическая часть.
2.1. Задание 1. Расчёт среднегодовой стоимости ОПФ и показателей их использования ……………………………………………………………………… 30
2.2. Расчёт среднегодовой стоимости ОПФ …………………………………… 34
2.3. Расчёт показателей использования ОПФ в планируемом году …………… 37
2.4.Расчёт суммы амортизационных отчислений ………………………………… 39
2.5. Задание 2. Расчёт показателей производительности труда …………………41
2.6.Расчёт баланса рабочего времени (одного рабочего при пятидневной
рабочей недели) на планируемый год …………………………………………… 47
2.7.Расчёт трудоёмкости продукции ……………………………………………… 49
2.8. Расчёт численности рабочих ………………………………………………… 51
2.9. Расчёт показателей и производительности труда
в планируемом году ………………………………………………………………… 53
2.10. Задание 3. Расчёт объёмов валовой и реализованной
продукции …………………………………………………………………………… 55
2.11. Расчёт объёмов ТП, ВТ, РП ………………………………………………… 56
2.12. Задание 4.Расчёт фонда оплаты труда промышленно-производственного
персонала на планируемый год …………………………………………………… 59
2.13 Расчёт фонда прямой заработной платы производственных рабочих
сдельщиков ………………………………………………………………….............. 63
2.14. Расчёт фонда заработной платы вспомогательных рабочих-
повременщиков …………………………………………………………………… 65
2.15. Расчёт годового фонда заработной платы рабочих ……………………… 68
2.16. Расчёт годового фонда заработной платы ИТР, служащих, МОП,
учеников …………………………………………………………………………… 70
Заключение …………………………………………………………………………… 73
Список литературы …………………………………………………………………… 74
Минимальная, нормальная, целевая и максимальная рентабельности связаны с планируемым объемом деятельности, достижение каждой из них означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, рентабельности. Минимальной считается такая рентабельность (Пmin), которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период:
Пmin= К x МРР ,
100 - Сп
где К - величина вложенного капитала; МРР - минимальный уровень рентабельности; Сп - ставка налога на рентабельность в соответствии с действующим законодательством.
Объем деятельности,
соответствующий минимальной
Т= Иопост. + Пmin x 100
Увд - У ио пер.
Нормальная рентабельность соответствует средней норме рентабельности на капитал (НПК);
Пн = К x НПК
100 - Сп
Под целевой рентабельностью понимается та рентабельность, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии. Под нормальной рентабельностью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая рентабельность ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу. Максимальная рентабельность является основной целевой установкой для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной рентабельности означает стремление к максимальному увеличению рентабельности в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы определенный уровень издержек не был повышен, к обеспечению ликвидности, т. е. к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная рентабельность достигается при таком объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам. Показатель рентабельности - поток наличности, применяется в зарубежной практике и определяется путем прибавления к чистой рентабельности амортизационных отчислений, а также отчислений в фонд выбытия (выбытие не подлежащих амортизации активов - запасов, либо подлежащих амортизации, но попадающих под чрезвычайное обесценивание). Этот показатель применяется при оценке ликвидности и общей доходности предприятия (промышленного предприятия, компании). Рентабельность (доход) также рассчитывается при помощи «потока наличности». Для этого к последнему прибавляют налог на корпорации и сумму по статье «Прочие резервные отчисления», за исключением той ее части, которая уже содержится в «потоке наличности», а также финансовые издержки по долгосрочным обязательствам и минус прочие рентабельности и доходы от финансовых операций. Предпринимательский доход считается более точным, чем рентабельность. Для оценки эффективности работы коммерческого предприятия недостаточно использования показателя рентабельности, поскольку наличие рентабельности еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма рентабельности не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие коммерческие предприятия, получившие одинаковую сумму рентабельности, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (промышленного предприятия, компании).
Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1) рентабельность,
2)
отношение полезного
3)
сопоставление результатов
4)
интегральный показатель, обобщающий
другие показатели
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития. Динамика рентабельности коммерческого предприятия изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.
1.3.2. Система коэффициентов рентабельности
В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы промышленного предприятия (компании), ее текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса. Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:
1) рассчитываемые на основе рентабельности:
2) рассчитываемые
для оценки отдачи
3) рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.
Промышленное
предприятие для организации
производственного процесса привлекает
значительное число работников. Расходы
на оплату их труда занимают большой
удельный вес в общей сумме
текущих издержек. Поэтому для предприятия
становится важным определение эффективности
использования привлеченных трудовых
ресурсов. Показатель рентабельности
трудовых ресурсов характеризуется двумя
частными показателями: рентабельностью
в расчете на одного коммерческого работника,
рентабельностью к среднедневной (среднегодовой)
численности и в расчете на1 рубль затрат,
связанных с их содержанием (фонд оплаты
труда, включая затраты на подготовку
кадров и охрану труда и работников).
1.4. Воздействие финансово-кредитных рычагов на повышение рентабельности промышленного производства.
Обобщающим показателем деятельности промышленного предприятия с точки зрения соотношения затрат и результатов можно назвать показатель соотношения стоимости реализованной продукции (услуг) (результат работы и реальные издержки производства продукции (услуг)) и затрат на производство. При этом следует учесть, что на конечный результат (продукцию) влияют две составляющие: внутренние организационно-экономические факторы и внешние, или рыночные, условия. Первая составляющая включает в себя изменения производительность труда, технической характеристики производства, способа его организаций, т. е. то, что подвластно предпринимателю. Вторая же составляющая включает изменения, не зависящие либо мало зависящие от предпринимателя, главным образом изменения цен. С одной стороны, это цены на ресурсы (рабочую силу, сырье, материалы, топливо, энергию и т. п.), которые промышленное предприятие использует для производства продукта, а с другой - цены на изготовляемый продукт, которые могут изменяться от соотношения спроса и предложения на рынке. При анализе стоимости произведенной продукции в текущем году следует учитывать как изменение объема прироста произведенной и реализованной продукции, так и изменение цен на нее, а также изменение ассортимента выпускаемой продукции. В затратах (издержках производства) следует учитывать: изменение объемов производства, изменение цен на ресурсы, изменение норм расходования ресурсов на производство единицы продукта и изменение ассортимента выпускаемой продукции. Рост и развитие предприятия (промышленного предприятия) тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности, Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен. Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь. Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура реализации товаров и услуг, уровень торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер рентабельности. Если цель - обеспечение устойчивого положения предприятия (промышленного предприятия), то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы) и достаточного размера рентабельности. Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими се достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер рентабельности. Если предприятия в качестве первоочередной цели определяют обеспечение социального потребления и социального развития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер рентабельности. Все вышеназванные цели и факторы сами находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. В экономической реальности рентабельность в большинстве случаев одновременно является полученной, заработанной и допускаемой. Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту рентабельности (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия (промышленного предприятия).
1.4.1. Обоснование целевого размера рентабельности предприятия
1) Определение объема товарооборота, при котором возможно получение целевой рентабельности.
2) Разработка ценовой политики и стратегии.
3) Формирование ассортиментной политики (определение оптимальной товарно-групповой структуры, соответствующей спросу населения и обеспечивающей достижение избранной цели.
4) Формирование ресурсной политики (товарное обеспечение, трудовые, материальные и финансовые ресурсы).
5) Управление валовыми доходами.
6) Использование возможностей эффективного размещения денег.
7) Управление издержками обращения
8) Оценка соответствия возможностей получения рентабельности ее целевой величине.
В современных условиях надо использовать для наращивания рентабельности не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:
формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельности товаров;
новая философия
взаимоотношений с
использование возможностей рисковой деятельности;
инновационная политика;
оптимальные масштабы предприятия;
использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;
акционирование;
выгодное размещение денежных ресурсов и др.
Промышленные предприятия ежегодно сталкиваются с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименований. При этом чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, т. е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров или услуг. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки. Это означает, что целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованной торговой надбавки, расходовании средств на осуществление коммерческой деятельности. Размеры рентабельности коммерческого предприятия находятся в тесной зависимости от доли рентабельности в цене единицы продукции и скорости обращения товаров. Увеличению рентабельности коммерческого предприятия способствует рост продажи товаров, обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации. В свою очередь такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений. Деятельность коммерческого предприятия должна быть направлена на рост прибылей как для себя, так и для поставщиков товаров. Если у одного или другого предприятия имеются два-три предложения на продажу или покупку товаров по одинаковой .цене, как правило, выбирается предложение того предприятия, с которым установлены тесные контакты хозяйственного сотрудничества, которое в прошлом не однажды оказывало помощь в решении возникающих проблем в процессе производства, поставки и реализации продукции. Современная экономическая теория и практика риск рассматривает как один из факторов формирования рентабельности. При этом некоторая часть рентабельности представляет собой вознаграждение за готовность идти на риск и за эффективное управление риском (значимость последнего в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы возросла). Первая часть понимания взаимодействия рентабельности и риска относится к периодам становления новых экономических отношений, новых открытий, создания новых предприятий (фирм). занятия новыми видами деятельности, совершенствования товарной политики, улучшения ассортиментной структуры товарооборота. На этапе ускоренного развития экономики такое понятие риска несколько утрачивает свою актуальность и возрастает роль эффективного управления риском. Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты. Эффект в данном случае можно рассчитать по следующим формулам:
Эп = П/И,
где П - рентабельность, И - инвестиции:
ЭВк = П/Кв ,
где ЭВк - эффективность вложения капитала; Кв - вложенный капитал;
Эз = П/З,
где Эз - эффективность затрат; 3 - затраты.
Расчет эффекта по этой методике представляет собой шаг в выборе оптимального варианта направления деятельности. Следующим является построение аналитических таблиц, позволяющих сравнить различные варианты реализации стратегии с учетом риска. Оптимальным будет тот вариант, который принесет предприятию более высокую рентабельность, соответствующую разработанным прогнозным целевым ориентирам, с учетом вероятности получения прогнозируемой рентабельности, скорректированной на риск. Готовность предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей: ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, рентабельностью, коммерческой активностью. Основной путь преодоления неопределенности в рамках выбранного варианта стратегии - диверсификация риска в направлениях диверсификации деятельности; распределение риска между промышленными предприятиями- участниками товародвижения закупка необходимого товара у нескольких поставщиков, передача риска страховой компании. Количественным измерителем предпочтительности конкретной сделки может быть величина эффекта выбора сделки (ЭВ) (один из возможных методов измерения):
ЭВ=ЧП-ДУ,
где ДУ - величина утраченного дохода (ДУ=ДН(1-НДн)+ z; ДН - величина недополученного дохода (ДН==ОСС х Б х 100 х n); Б - величина банковского процента по депозитам; ОСС - сумма собственных оборотных средств, включаемая в данную сделку; z - период между закупкой товара и его реализацией; НДн - налог на недополученный доход; n - потери).
Зарубежные специалисты
(И. Шумпетер, Андре Бабо и др.) выделяют
четыре типа инноваций, порождающих
рентабельность. Применительно к
коммерческому предприятию
1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
2) освоение нового рынка;
3) внедрение
новых методов продаж, оказание
дополнительных услуг,
4) организационно-управленческие новшества.