Себестоимость продукции. Основные пути снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе путей снижения себестоимости продукции и методов её калькулирования. Достижение цели возможно при реализации следующих задач:
- рассмотрение видов себестоимости продукции, её структуры;
- сравнение различных методов калькулирования себестоимости продукции;
- определение путей снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение 5
1 Себестоимость продукции 7
1.1 Сущность, значение себестоимости продукции 7
1.2 Классификация затрат на производство 8
1.3 Виды себестоимости продукции 10
2 Основные методы калькулирования себестоимости
продукции 12
2.1 Метод показной и попроцессной калькуляции 13
2.2 Метод общей калькуляции и калькуляция методом
величины покрытия 15
3 Мероприятия по снижению себестоимости продукции 20
3.1 Пути снижения издержек производства 20
3.2 Технология планирования снижения себестоимости
продукции 23
Выводы 30
Перечень ссылок

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

      В теории  и  практике отечественного  учета существует  разработанная  система нормативного учета, во многом схожая  с  западной системой «стандарт-кост». Однако в условиях затратного механизма ценообразование у предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими. К тому же, детально разработана была только система нормативного учета  для определения фактической себестоимости.

      Очевидно, назрела необходимость тесной интеграции учета, анализа и планирования издержек производства как научной основы принятия управленческих решений.

      С этих позиций, прежде чем изложить предложенную процедуру планирования «от нормативной базы на начало планового периода», покажем  ее связь с известными системами  «директ-костинг» и «стандарт-кост». Общее  между системой  «директ-костинг» и составлением калькуляции «методом величины покрытия» состоит в том, что в обоих случаях на себестоимость отдельных изделий распределяются только переменные издержки: отличие же  в том,  что первая система ориентирована на учет  затрат, а вторая – на  их планирование. Кроме того, система «директ-костинг» предусматривает, что постоянные расходы  не включают в себестоимость продукции и списывают с полученной прибыли в течении года.

      Система «стандарт-кост» - это, по сути, предложение  заменить фактическую себестоимость  на целесообразную. В основе системы  лежит предварительное нормирование затрат по прямым и накладным  расходам. Предварительно исчисленные  нормы рассматриваются как твердо установленные  ставки. При  возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются  относительно постоянными на весь установленный период. Отклонения между  действительными и предполагаемыми затратами, возникающие в каждом отчетном периоде. в течении года накапливаются на отдельных счетах  отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.

      Отличие предлагаемой системы от системы  «стандарт-кост»  состоит в том, что она, во-первых, применяется  не для учета, а для планирования и анализа издержек производства: во-вторых, нормативы разрабатываются  только для переменных издержек по состоянию на начало планового периода (года, квартала, месяца), а в план соответствующего периода они включаются с учетом планируемых мероприятий по  снижению затрат живого и овеществленного труда; в-третьих, постоянные издержки определяются по местам возникновения и суммируются в целом по предприятию на начало планируемого периода, а в план  включаются в соответствии с планируемыми их изменениями (удешевление или удорожание); в-четвертых, в итоге получаем полную себестоимость реализованной продукции соответствующего планового (отчетного)  периода.

      В общем виде поэтапная технология планирования издержек производства от «нормативной базы на начало планируемого периода» представляется в следующем  виде.

      Первый  этап: расчет нормативной себестоимости продукции  по нормативам на начало года

      На  этом этапе рассчитываются нормативные  калькуляции по изделиям, на объем  конкретных изделий и нормативная  себестоимость продукции в целом  по предприятию  только по переменным издержкам ( включая и расчет маржинальной прибыли), то есть калькуляции составляются «методом величины покрытия». Условно-постоянные издержки по состоянию на начало планируемого года рассчитываются только в целом по предприятию. В целом по предприятию, кроме маржинальной прибыли рассчитываются также полная себестоимость и прибыль.

      Второй  этап: расчет издержек и других стоимостных показателей на планируемый год

      Поскольку стоимостные показатели на начало планируемого года  уже установлены и анализ их дает определенную отправную информацию, следует, в соответствии с целями предприятия на этот год, произвести укрупненный прогнозный расчет годового плана. Расчет следует производить без составления калькуляций по отдельным изделиям, в виде себестоимости товарной продукции по переменным статьям калькуляции и  отдельно по постоянным издержкам в целом по предприятию.

      Расчет  можно производить индексным  методом,  а также  методом экстраполяции  или интерполяции. Допустим, на начало планируемого периода прибыль составила 5040 тыс. у.е. Планом предусматривается увеличить ее на 25 %. Этого можно достигнуть за счет снижения как переменных, та и постоянных издержек. Результаты расчета приведены в таблице 3.1.  
 
 
 
 

      Таблица 3.1 Расчет прогнозных стоимостных показателей  на планируемый год (тыс. у.е.)

 
 

п/п

 
 
    Статьи  затрат
Стоимостные показатели
Базисный  год На  начало планируем  года Индекс  отклонения Величина  отклонения Плановый  год
 
1
Сырье и материалы 3913 3930 0,991 -35 3895
 
2
Покупные полуфабрикаты 1705 1500 0 1500
 
3
Зарплата с  начислениями 10090 9500 0,95 -475 9025
 
4
Прочие переменные издержки 6122 5410 0,98 -108 5302
 
5
Итого переменные издержки 21830 20340 0,97 -618 19722
 
6
Выручка от реализации 31405 31820 0 31820
 
7
Маржинальная  прибыль 9575 11480 1,054 +618 12098
 
8
Постоянные  издержки 6350 6440 0,9 -644 5796
 
9
Себестоимость реализованной продукции 28180 26780 0,95 -1262 25518
 
10
Прибыль от реализации 2225 5040 1,25 1262 6302
 
 

      Как  видно из таблицы, рост прибыли на 25 % обеспечивается снижением себестоимости  продукции на 5 %, в том числе: на 0,9 % за счет сырья и материалов; 5 % - по заработной плате и 3 % - по прочим переменным издержкам. При этом 51 % снижения себестоимости приходится на постоянные издержки.

      Таблица 3.1 наглядно свидетельствует о том, что сопоставительный анализ показателей плана и отчетного года  не имеет смысла. Для проведения такого анализа следовало бы базисный год пересчитать на плановую номенклатуру и ассортимент. В противном случае не соответствие базисного и планового выпуска продукции искажает представление о реальных сдвигах. Действительно, о чем свидетельствует тот факт, что в плановом году расход покупных полуфабрикатов уменьшился по сравнению с базисным на 205 тыс. у.е.? Это не экономия. Просто уменьшилось количество изделий, где потребляются более дорогие полуфабрикаты. Анализ переменных издержек, прибыли и маржинальной прибыли потребовал бы учета изменения структуры ассортимента, цен, переходящей экономии и т. д., что уже отражено в расчете   на начало планируемого года.

      Третий  этап: планирование издержек  производства и стоимостных показателей на первый квартал

      Сначала по номенклатуре, ассортименту,  ценам  и нормативам  на  начало этого  квартала производится расчет «нормативной себестоимости продукции на начало планируемого квартала» в виде составления калькуляций по отдельным изделиям, на программу конкретных изделий и в целом по предприятию методом калькулирования «по величине покрытия», то есть только по переменным издержкам. Условно-постоянные издержки по состоянию на начало планируемого квартала рассчитываются в целом по  предприятию.

      Затем, в соответствии  с мероприятиями  по снижению издержек, как переменных, так и постоянных, аналогичным  образом составляется плановая себестоимость  продукции на первый квартал. Пример  расчета приведен в таблице 2.2 раздела «Основные методы калькулирования себестоимости продукции».

      Четвертый этап: анализ выполнения плана за первый квартал.

      Особенность этого анализа заключается в  том, что сравнивается не план с фактом, а «нормативная себестоимость» первого квартала, пересчитанная на фактический выпуск продукции в этом квартале (только по переменным издержкам), с фактическими издержками на единицу продукции (и на фактический объем) по переменным статьям калькуляции. Анализ условно-постоянных издержек производится путем сравнения плана и факта в целом по предприятию.

      Пятый этап: планирование издержек производства и стоимостных показателей на второй квартал

      Технология  расчета полностью совпадает  с расчетом аналогичных  показателей  за первый квартал. Только теперь при составлении плана следует наиболее полно учесть результаты анализа фактического выполнения плана за первый квартал, а также учесть конъюнктуру, складывающуюся к началу этого периода. При составлении  плана  на последующие кварталы используется технология третьего и четвертого этапа.

      Отличительной  особенностью  всех  этапов  является то,  что  калькуляции  составляются  «методом  величины  покрытия»,  условно-постоянные  издержки  планируются  только  в  целом  по  предприятию,  а  использование  на  всех  этапах  в  качестве  исходной  базы «нормативной  себестоимости  продукции  на  начало  планируемого  периода» позволяет  непосредственно учесть  в  планах  кварталов  мероприятия  по  внедрению  новой  техники, технологии  и  т.п. 

      Последующие V-X этапы повторяют технологию  III-IV этапов. Как видно из калькуляции себестоимости продукции рассчитываются методом   «величины покрытия», то есть только по переменным издержкам,  а постоянные издержки, себестоимость продукции,  маржинальная прибыль  и  прибыль  рассчитываются  в целом по предприятию. Но в случае необходимости  по  конкретным изделиям  можно рассчитать:  прибыль, условно-постоянные издержки, себестоимость и рентабельность с помощью «коэффициента безубыточности» и коэффициента «запаса надежности».[2] 
 
 
 
 

                                             

                                                 ВЫВОДЫ

      В ходе выполнения данной работы получены следующие результаты.

      1)Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

      С целью упрощения расчетов и для  систематизации данных все затраты  предприятия классифицируются. Причем данная классификация является универсальной для всех промышленных предприятий, могут изменяться лишь некоторые статьи в зависимости от специализации предприятия.

      2)Определение себестоимости – очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости продукции  должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства. Поэтому метод калькуляции себестоимости  зависит от специализации предприятия.

      Различают четыре основных метода калькулирования  продукции: метод позаказной, попроцессной, общей калькуляции и калькуляция методом величины покрытия.

      3)Наиболее важным моментом в изучении такого показателя, как себестоимость является рассмотрение факторов, влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Отсюда следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.

      Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и дает государству дополнительные средства, как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся. 
 

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ  ССЫЛОК

                       Законодательные акты.

Информация о работе Себестоимость продукции. Основные пути снижения