Себестоимость продукции. Основные пути снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе путей снижения себестоимости продукции и методов её калькулирования. Достижение цели возможно при реализации следующих задач:
- рассмотрение видов себестоимости продукции, её структуры;
- сравнение различных методов калькулирования себестоимости продукции;
- определение путей снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение 5
1 Себестоимость продукции 7
1.1 Сущность, значение себестоимости продукции 7
1.2 Классификация затрат на производство 8
1.3 Виды себестоимости продукции 10
2 Основные методы калькулирования себестоимости
продукции 12
2.1 Метод показной и попроцессной калькуляции 13
2.2 Метод общей калькуляции и калькуляция методом
величины покрытия 15
3 Мероприятия по снижению себестоимости продукции 20
3.1 Пути снижения издержек производства 20
3.2 Технология планирования снижения себестоимости
продукции 23
Выводы 30
Перечень ссылок

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

      В  рыночном  хозяйстве  стоимость   товаров  и  услуг определяется  не  индивидуальными  издержками  товаропроизводителей,  а  рыночной  конъюнктурой, в  основе  которой  лежит   изменение спроса  и  предложения. Высокая  степень  неопределенности   требует  использование гибких  инструментов  планирования, позволяющих быстро учитывать изменение спроса  и предложения,  цен,  требований  к качеству  товаров и т.п.

      В этих  условиях,  как  считает  большинство  западных  экономистов,  предпочтение  следует  отдать  составлению  калькуляций  себестоимости  продукции  методом  величины  покрытия. В иных  источниках  его  называют «метом  вклада», «методом  расчета  по  предельным  затратам».  Суть  же  его  в том,  что  по  отдельным  видам продукции распределяются  только  переменные  издержки. В  таблице  2.2  приведен  условный   пример  расчета калькуляции «методом  величины  покрытия».   

Таблица 2.2 Калькуляция  себестоимости  продукции  «методом величины покрытия» (план первого  квартала)  

 
 
 

п/п

 
 
 
Статьи  затрат
 
Наименование  изделий и объем  их продаж
 
 
 
Всего, тыс. у. е.
Изделие А – 50 тыс. шт. Изделие В – 25 тыс. шт. Изделие С – 75 тыс. шт.
на  ед.,

у.е.

на  программу, тыс. у.е на  ед.,

у.е.

на  программу, тыс. у.е на  ед.,

у.е.

на  программу, тыс. у.е
 
1
 
    2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
1.
Сырье и основные материалы  
2,0
 
100,0
 
4,2
 
105,0
 
10,0
 
750,0
 
955,0
 
2.
Покупные полуфабрикаты  
5,0
 
250,0
 
2,0
 
50,0
 
1,0
 
75,0
 
375,0
 
3.
Зарплата рабочим  
10,0
 
500,0
 
15,0
 
375,0
 
20,0
 
1500,0
 
2375,0
 
4.
Прочие переменные издержки  
5,0
 
250,0
 
8,8
 
220,0
 
12,0
 
840,0
 
1310,0
 
5.
Итого переменные издержки  
22,0
 
1100,0
 
30,0
 
750,0
 
43,0
 
3225,0
 
5075,0
 
6.
Амортизация основных фондов  
 
 
 
 
 
 
375
 
7.
Прочие постоянные издержки  
 
 
 
1050
 
8.
Итого условно-постоянные издержки  
 
 
1425
 
9.
Цена и объем  реализованной продукции  
26,0
 
1300,0
          39

52,0

1300,0  
70,0
5250,0 7850,0
 
10.
Маржинальная  прибыль  
4,0
 
200,0
 
22,0
 
550,0
 
27,0
2025,0 2775,0
 
11.
Себестоимость реализованной продукции  
 
 
 
 
 
 
6500
12. Прибыль от  реализации   — 1350

      Из  таблицы  видно,  что  по  изделиям  распределяются  только  переменные  издержки,  объем  выручки  и  маржинальная  прибыль (собственно это  и  есть  величина  покрытия). А  в  целом  по  предприятию  рассчитываются  также  условно-постоянные  издержки,  полная  себестоимость  и  прибыль. Величина  покрытия (маржинальная  прибыль)  как бы  покрывает  собой  условно-постоянные издержки  и  прибыль. Когда  условно-постоянные  издержки  меньше   маржинальной   прибыли,  предприятия  будут  прибыльными,  в  противном  случае – убыточными.  Именно  этой  зависимостью  обосновывается  применение  такого  термина,  как  «калькуляция  методом  величины  покрытия».

        Для  наглядности  изобразим   возможные  ситуации  при   калькулировании  «методом  величины  покрытия» на  рис. 2.1 

 

 Ситуация 1                       Ситуация 2                          Ситуация 3

Цена 100 грн.                   Цена 100 грн.                     Цена  100 грн.

    

      

      

       Пм       Пм =                                      Пм =      Ипост  =

                   = 30 грн.                                = 30 грн.                               = 40 грн. 

      Ипост – постоянные издержки;

      П – прибыль;

      Пм  – маржинальная прибыль.  

      Рис. 2.1.  Возможные ситуации  при калькулировании методом «величины покрытия»  

      В этих  ситуациях  цена  изделий  (без  НДС и акцизов)  равна  100  грн. Переменные  издержки по  всем  изделиям – 70 грн., а маржинальная  прибыль – 30 грн. В  первой ситуации  величина  покрытия (маржинальная  прибыль) больше величины постоянных  издержек, поэтому  изделие  прибыльное. Во  второй  ситуации  постоянные  издержки  равны  маржинальной  прибыли – изделие «безубыточно». В третьей ситуации  величина  покрытия  меньше  постоянных  издержек, и  изделие  убыточное. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО  СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ 

   Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

      Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. 

              3.1 Пути снижения  себестоимости   продукции 

   Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

   Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

   Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

      Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в  определенных условиях экономию на заработной плате.

   С ростом объема выпуска продукции  прибыль предприятия увеличивается  не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем  при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

   Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

   Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

   Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

   Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

   Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

   Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

   Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

   Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

      Масштабы  выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

      Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции – одно из основных условий  повышения эффективности промышленного производства. [8]

       

3.2 Технология (процедура)  планирования снижения  себестоимости продукции   от « нормативной  базы на начало  планируемого периода» 

      В теории  и  практике  рыночных  отношений  на  базе  классификации  затрат  на  постоянные  и  переменные  по  отношению  к  объёму  производства  возникла  система  управленческого  учета – директ-костинг. Эта классификация  и  разработанная на её основе  система  имели бы только  теоретическое  значение, но  сложились  общественные экономические  предпосылки  для  реализации  преимуществ  этой  классификации: рост  конкуренции  между  обособленными  товаропроизводителями, борьба  за рынки  сбыта  и  поиск  новых  сегментов  рынка, рост затрат  на  освоение  и выпуск новой  продукции, рекламу,  исследование  рынка и,  как  следствие,  усложнение  ориентации  отдельного  товаропроизводителя  в  условиях  развитого рынка.

       

      Такие  тенденции уже  начинают  развиваться  и в странах СНГ.  В этих  условиях   все  более  увеличивается  потребность товаропроизводителей  в  информации  о  затратах на производство изделий, не искаженной в результате  распределения косвенных расходов.  Такую информацию в виде показателей себестоимости в части  переменных затрат и маржинальной прибыли  дает  система директ-костинг. Однако для принятия решений не достаточно одного внедрения управленческого учета по системе директ-костинг. Чтобы принимать оперативные решения по изменению номенклатуры и ассортимента,  цен  и объемов производства, необходимо внедрить систему разделения  переменных  и  постоянных  издержек  не  только в учет,  но  и  планирование.  В  практике  западных  систем учета применяется также  система  учета «стандарт-кост», которая  включает  в себя  разработку  стандартов (норм) затрат  труда  и  материалов, накладных расходов, составления стандартной (нормативной) калькуляции  и  учет фактических  затрат  с выделением  отклонений от стандартов (норм).

Информация о работе Себестоимость продукции. Основные пути снижения