Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов анализа и управления себестоимостью, прибылью, рентабельностью в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Бурятхлебпром». Достижение поставленной цели требует решения следующих задач исследования:
исследовать экономическую сущность, структуру себестоимости продукции и классификация затрат.
изучить экономическую сущность прибыли, её источники и функции.
определить особенности анализа и управления рентабельностью предприятия.
исследовать производственно-хозяйственную деятельность ОАО «Бурятхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ………………… 6
1.1. Экономическая сущность, структура себестоимости продукции и классификация затрат ……………………………………………… 6
1.2. Экономическая сущность, виды прибыли и рентабельности …… 17
1.3. Методические подходы к управлению затратами и прибылью в целях повышения уровня рентабельности производственных предприятий…. 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»………………………………………. 34
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………… 34
2.2. Анализ затрат на производство продукции предприятия за период 2009-2011 гг…………………………………………….............................. 36
2.3. Факторный анализ прибыли и анализ рентабельности предприятия…. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…… 50
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»
МРИПК при ВСГУТУ
Курсовая работа
по дисциплине Экономика организации
на тему:
«Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности»
Выполнил:
студент гр.551-4
Дамбаев Б.Н.
Научный руководитель:
Григорьева Л.О.
Улан-Удэ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа качественных показателей деятельности предприятия: Себестоимости, прибыли и рентабельности………………… |
6 | |
1.1. |
Экономическая сущность,
структура себестоимости |
6 |
1.2. |
Экономическая сущность, виды прибыли и рентабельности …… |
17 |
1.3. |
Методические подходы к управлению затратами и прибылью в целях повышения уровня рентабельности производственных предприятий…. |
26 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»……………………………………… |
34 | |
2.1. |
Краткая характеристика предприятия………………………… |
34 |
2.2. |
Анализ затрат на производство продукции предприятия
за период 2009-2011 гг……………………………………………........... |
36 |
2.3. |
Факторный анализ прибыли и анализ рентабельности предприятия…. |
42 |
Заключение…………………………………………………… |
47 | |
Список использованных источников информации…… |
50 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе уровня, структуры затрат, прибыли и рентабельности.
Главной целью каждого предприятия является стремление получать как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Максимизация прибыли возможна только при правильном и продуманном планировании издержек производства и обращения на предприятии.
Результат деятельности фирмы оценивается системой качественных показателей, основными из которых являются: себестоимость, прибыль и рентабельность.
Для функционирования предприятия необходимо не только его ресурсное обеспечение, но и соответствующее с ним хозяйствование. Результативность этого хозяйствования находит свое отражение в достижении соответствующей себестоимости производства и реализации продукции, а также в получении дохода и прибыли. Они по сути дела являются конечными показателями работы предприятия. Каждый из них характеризуется своим специфическим содержанием и ролью в оценке результативности работы предприятия, а также методами своего исчисления.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
Предметом исследования является сфера экономических отношений возникающих в процессе анализа и управления затратами, прибылью и рентабельностью производственных предприятий.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Бурятхлебпром», основным видом деятельности, которого, является производство и реализация хлебобулочной, сухарной и кондитерской продукции.
Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов анализа и управления себестоимостью, прибылью, рентабельностью в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Бурятхлебпром».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач исследования:
Информационный базой исследования послужили труды Раицкого К.А., Подобеда М.А., Оганесяна А., Зайцева Н.Л.. Среди современных исследователей можно выделить исследования Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М., Швандара В.А., Кравченко Л.И. А также данные бухгалтерского учета ОАО «Бурятхлебпром» за период 2009-2011 гг.
В процессе решения поставленных задач применяются следующие основные методы исследования: метод сравнения, табличный метод, графический метод, аналитический, метод структурного анализа, способы детерминированного факторного анализа, а также применялся горизонтальный и вертикальный анализ.
Поставленная цели и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, включая шесть параграфов, заключения и списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель, задачи исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам анализа качественных показателей деятельности предприятия: себестоимости, прибыли, рентабельности.
Во второй главе речь представлены результаты анализа себестоимости, прибыли и рентабельности ОАО «Бурятхлебпром».
В заключении подводятся итоги исследования и сформулированы окончательные выводы (на основе выводов в главах).
Курсовая работа представлена на сорока двух страницах машинописного текста и включает пять таблиц.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа качественных показателей деятельности предприятия: Себестоимости, прибыли и рентабельности
1.1 Экономическая сущность, структура себестоимости продукции и классификация затрат
В системе показателей, характеризующих эффективность производственную деятельность хозяйствующих субъектов, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
2. база для формирования
оптовой цены на продукцию
предприятия и определения
3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
4. определение оптимальных размеров предприятия;
5. экономическое обоснование
и принятие любых
Различают следующие виды себестоимости (рис. 1.1).
Рис. 1.1 – Виды себестоимости.
Цеховая себестоимость
представляет собой затраты цеха,
связанные с производством
Производственная
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Анализ себестоимости
продукции имеет большое
Объектами анализа себестоимости продукции являются:
В зависимости от цели проведения анализа себестоимости продукции следует различать ретроспективный, оперативный и перспективный анализ.
Ретроспективный анализ
себестоимости продукции
Оперативный анализ себестоимости продукции проводится ежедневно или по данным учета за 5-10 дней. В процессе оперативного анализа ежедневно изучаются те краткосрочные изменения, которые происходят в затратах на производство, Оперативный анализ позволяет проводить повседневный контроль за ходом выполнения бизнес-плана по затратам на производство как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях. Именно оперативный анализ позволяет своевременно выявить отклонения от бизнес-плана по нормам расхода трудовых и материальных ресурсов и установить конкретные причины отклонений в затратах от плановых заданий, норм и параметров. Оперативный анализ своевременно обеспечивает систему управления хозяйствующим субъектом информацией, позволяющей менеджменту предприятия принимать оптимальные управленческие решения на всех уровнях управления.
Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости продукции производится с целью оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в связи с прогнозируемыми изменениями как на рынке ресурсов, так и в налогообложении. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа состояния "издержки – объем - прибыль". Именно перспективный анализ позволит руководству предприятия принять правильное решение относительно изменения режима налогообложения или освобождения от обязанностей плательщика НДС в тех случаях, когда выполняются необходимые положения НК РФ, при которых это возможно. Например, в связи с тем, что c l января 2006 года до 2 млн.руб. увеличиваются показатели выручки за три последовательных календарных месяца, при которых организация или индивидуальный предприниматель могут перейти и далее осуществлять свою деятельность без обязанности уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), а также предельные показатели выручки за 9 месяцев (15 млн.руб.), при которых возможен переход на УСН в случае выполнения прочих требований, и при которых возможно функционирование в рамках этого режима до конца календарного года (20 млн.руб.). (1) [Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.]
Источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство являются: