Рынок сельхозпродукции СПК Тюкалинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:07, реферат

Описание работы

Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах.
Рынок информирует товаропроизводителей о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, указывает направления и характер изменения производства. Через рынок происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.

Содержание

Введение
1Природно-экономические условия, размещения предприятия и его развитие н
современном этапе…………………………………………………………………......................................7
2.Рынок сельхозпродукции……………………………………………………………………………………8-9
2.1Валовая продукция и пути её производства……………………………………………………………10
2.2Качество продукции: понятие стандартизация, сертификация, конкурентоспособность, управление………………………………………………...................................11-14
2.3 Маркетинг продукции сельскогохозяйства……………………………………...................................15
2.4 Товарная продукция. Товарность. Каналы реализации продукции…………..............................16-18
2.5 Финансовый результат от реализации продукции…………………………………………………….19
2.6 Структура рынка сельского сырья и продовольствия и формирования рыночной системы, реализации сельхоз продукции……………………………………………................................................20-28
2.7 Воспроизводство и экономический рост в отраслях сельского хозяйства……...........................29
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Рынок сельскохозяйственного  сырья и продовольствия имеет  также ряд особенностей, которые  не позволяют сделать цены на нём  полностью свободными. Это связано  с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учёта природно – экономических  условий производства и высокой капиталоёмкостью отраслей агропромышленного комплекса. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:

Определение целевых  цен, обеспечивающих доходность, достаточную  для покрытия текущих затрат и  расширения производства; установление гарантированных (защитных) цен, которые  могут быть ниже целевых цен и  использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня;

Введения механизма  залоговых операций и соответствующих  квот на гарантированные закупки  продукции.

Создание федеральных  и региональных продовольственных  фондов необходимо также для  осуществления  товарных инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство государства с целью ликвидации дефицита продовольствия, стабилизация и понижения уровня цен, обеспечения свободы перемещения продукции внутри страны.

Система рыночных  отношений  внедряется  в России с большими трудностями и издержками.  В качестве объективного фактора  этого явления можно  назвать то,  что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства.  Для формирования рыночной системы в России необходим ряд условий и институтов:

 

1. Преобразование  в системе экономических отношений и образование новой системы.  С  1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.

 

Этапы:

 а) ваучерная  приватизация

 

б) денежная приватизация

 

2. Обеспечение  полной независимости всех участников  воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью.

 

3. Установление  экономической системы,  базирующейся  на экономике договоров, сделок  между равноправными партнерами.

 

4. Введение свободных   или  мягко  регулируемых  цен.  Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена реформа, и сейчас существует три вида цен:

 

а) устанавливаемые  государством

 

б) регулируемые государством

 

в) цены свободного рынка

 

5. Формирование  механизма эффективно действующей  конкуренции. Для этого требуется  использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.

 

·     Экономические предпосылки.

 

На рынке  каждого вида товаров должно быть достаточное  количество продавцов  и покупателей.  Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным,  если 4 фирмы контролируют 80%  отрасли.

 

·     Технические предпосылки.

 

Необходим определенный уровень специализации и концентрации  производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.

 

·     Социальная предпосылки.

 

Предполагают  предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

 

6. Формирование  устойчивой финансово-кредитной  системы.

 

Необходимо  проведение следующих мер:

 

а) увеличение доходной части бюджета

 

б) укрепление национальной валюты

 

в) сокращение расходов на управление

 

г) ужесточение  контроля за использованием бюджетных  средств

 

 

7. Создание  высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

 

·     создание сильного рыночного законодательства;

 

·     формирование банковской, страховой  и биржевой системы.

 

8. Обеспечение  открытости экономики,  ее интеграция  в систему мирохозяйственных  связей.

 

Реализация  этого  условия  предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять  внешнеэкономические операции с инофирмами,  в соответствии с законодательством,  на равных условиях с остальными производителями действовать на внутреннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.

 

9. Необходимо  решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной  экономики.

 

Рынок - это социальный институт,  требующий от людей  определенных норм поведения.  Для России, характерен человек-административный. Для такого человека характерна привычка к жизни в  структуре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию,  привычен к нарушению его гражданских прав. Для него, характерна закононепослушность, нижние надеются на верхних,  признают социальное  неравенство  как  норму.  Предпринимательские установки распространены слабо. Распространение имеет уравнительные тенденции.

 

Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд, договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Закупки продукции осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Во всех странах  с развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи - они  используются , если речь идет о реализации уже произведенной продукции или сырья.

В тех случаях  когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная  продукция, реально не существующая, а только будущая продукция, заключается  специфический договор - договор  контрактации. Т.е. договор о договоре или соглашение о договоренности. Главная особенность, что на момент заключения договора, самого предмета договора нет.

ГК РФ относит  поставку, поставку для государственных  нужд, контрактацию и обычную куплю-продажу  к разновидностям одного и того же договора – купли- продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, которая в первом параграфе закрепляет основные, общие для всех его разновидностей, положения о купле-продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельным видам купли-продажи, среди которых в Гражданском кодексе названы, в частности, поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.

Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как  обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или поставки для государственных нужд.

Для удовлетворения федеральных потребностей и потребностей субъектов

Федерации в  сельскохозяйственной продукции, сырье  и продовольствии устанавливается  государственный заказ. Это позволяет  сформировать федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Закупки  и поставки в федеральный фонд гарантируют продовольственную обеспеченность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга. За счет федерального фонда формируются государственные продовольственные резервы, оперативный резерв Правительства Российской Федерации, обеспечиваются экспортные поставки. Региональные фонды гарантируют продовольственную обеспеченность субъектов Российской Федерации.

Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, и равенства в гражданском обороте.

Федеральный закон  от 2 октября 1994 г. «О закупках и поставках...»  не предусматривает заключения в  дальнейшем договора контрактации и  не употребляет само понятие этого договора как правового института.

В законе неоднократно подчеркивается значение договора закупки  и поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды  сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.

Правовое основание  закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных отношений, их равенства в гражданском обороте.

Субъектами  договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд могут быть как граждане, ведущие  крестьянское

(фермерское), личное  подсобное хозяйство, так и  сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика состоит в том, что реализацию сельхоз. продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.

Главная особенность  субъектного состава этого обязательства - что, реализует продукцию не просто собственник продукции, а ее производитель.

Вторая сторона  договора закупки и поставки - потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельхоз. продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный  и региональные фонды. В роли потребителей выступают сельскохозяйственные коммерческие организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

В настоящее  время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельхоз. продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются  на продовольственные корпорации, которые  создаются на основе соглашений между  субъектами РФ.

Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны с формированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов товарных интервенций.

Законодательство о закупках и поставках предусматривает специальные случаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение условий договора.

Речь идет о  невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств, возникших  после заключения договора между  поставщиком

(товаропроизводителем) и потребителем (покупателем) в  результате событий чрезвычайного  характера. К таким событиям, которые  не могли предвидеть и предотвратить  стороны, относятся засуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные  обстоятельства (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 2 декабря

1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). Здесь неоправданно большое значение имеет оценка правоприменительными органами тех или иных обстоятельств и решение ими вопроса об отнесении таких обязательств к неблагоприятным условиям.

Стороны договора не вправе уменьшать по своему соглашению или иным образом ограничивать ответственность  за нарушение договора,

Особенностью  ответственности в договорах контрактации является установленное ст. 538 ГК РФ правило об ответственности только за вину. Это редкое для Гражданского кодекса исключение из общего правила об ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от их вины в нарушение условий договора (ст. 401 ГК РФ).

Развитие рынка  продовольствия проявляется не только в отказе от административных методов  регулирования в данной сфере, но и в формировании сети продовольственных  или агропромышленных бирж, которые  опосредуют растущую долю оборота продовольствия.

В биржевой практике, помимо договоров купли-продажи  реального, наличного товара, широко используются традиционные именно для  биржевого оборота договоры: купля-продажа  с поставкой в будущем, именуемая  форвардными сделками, и срочные сделки, именуемые фьючерсными контрактами, или фьючерсами.

 

Договоры в  сфере материально-технического обеспечения, производственно- технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

 

По законодательству о производственно-техническом обслуживании сельскохозяйственных коммерческих организаций  и практике его осуществления  можно выделить следующие разновидности  договоров: на производственно-техническое  обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями; на агрохимическое обслуживание; на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей; на полив сельскохозяйственных культур; на высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.

Наибольшее  применение и распространение в  практике сельскохозяйственных коммерческих организаций, а ранее — колхозов и совхозов, получил договор на производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых условий договоров могут быть включены и дополнительные права и обязанности сторон.

Информация о работе Рынок сельхозпродукции СПК Тюкалинский