Россия и ВТО: проблемы взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ВТО.
Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран. В связи с этим в работе рассматриваются цели вступления России в ВТО, механизм вступления в систему ВТО, а также прогресс России в этом направлении.

Содержание

Введение………………………………………………... 3
Глава 1. Всемирная торговая организация (ВТО) …….5
История создания …………………………………...5
1.2.Основные цели и принципы ВТО………………….6
1.3 Задачи ВТО…………………………………………..8
1.4. Преимущества торговой системы ВТО……………9
Глава 2. Россия и Всемирная Торговая Организация...11
2.1 Первые шаги вступления России в ВТО…………..17
2.2 Цели и задачи присоединения……………………..18
2.3 Основные этапы переговоров по присоединению
России к ВТО……………………………………………20
Глава 3. Проблемы взаимоотношений…………………32
3.1 Поддержка России по присоединению к ВТО…….32
3.2 Заключительные этапы формирования
присоединения к ВТО……………………………………34
Заключение ………………………………………………37
Список литературы………………………………………39

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 68.41 Кб (Скачать)

     Этот  шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

             Процедура вступления в ГАТТ (и  ВТО) достаточно сложна. До подачи  заявления страна получает статус  наблюдателя, чтобы ознакомиться с правилами этой организации, механизмом ее функционирования. Затем подается заявление,; которое рассматривается членами организации. В случае положительного решения формируется рабочая группа, которая занимается обеспечением всех переговоров. Сами переговоры о вступлении условно можно разбить на две стадии. Первая — это изучение экономического механизма вступающей страны (особенно ее внешнеторгового режима). Все эти сведения содержатся в Меморандуме о внешнеторговом режиме. На второй стадии обсуждаются конкретные условия присоединения. По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом организации, страна становится полноправным членом этой организации.          

     Вступив в ВТО, Россия получит возможность  использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда  в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ  на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась  с торговыми барьерами как  раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с  недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также  и на внутреннем рынке России.

     Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости  и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны  внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и  импортеров в самой России6.

     2.2 Цели и задачи присоединения.

     Членами Всемирной торговой организации  являются уже 148 стран мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что  практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной  экономики и равноправное участие  в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.  
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

          Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

     2.3 Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО.

       В соответствии с установленной  процедурой, переговоры о присоединении  России к Всемирной торговой  организации (ВТО) проходят в  рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов  ВТО.. Круг ведения российской  Рабочей группы является стандартным  для всех присоединяющихся стран  и сформулирован следующим образом:

     "Изучить  заявку Правительства Российской  Федерации о присоединении к  Всемирной торговой организации  на основании Статьи XII и представить  Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект  Протокола о присоединении".

     Первое  заседание Рабочей группы по присоединению  России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом режиме", который был представлен  Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы  стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т.н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).

     Второе  заседание Рабочей группы по присоединению  России к ВТО состоялось 4-6 декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов7.

     Третье  заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно было посвящено предметному  обсуждению российских документов по проблематике "новых" сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а  также 394 ответов на дополнительные вопросы стран-членов.

     По  итогам третьего заседания Рабочей  группой было принято решение  о завершении в первом чтении российского  Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных  вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного  рассмотрения. В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства  и обзор развития законодательства в области экономики и торговли.

     Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На открытом заседании 15 октября были детально обсуждены  вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября в рамках неформального заседания были рассмотрены  проблемы российского сельского  хозяйства в контексте переговоров  о присоединении

     По  итогам четвертого заседания Секретариат  ВТО по поручению Рабочей группы подготовил неофициальную памятную записку с кратким изложением прошедших обсуждений ("Aide Memoire").

     На  пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля 1997г. были вынесены вопросы государственной  торговли, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, было продолжено обсуждения вопросов сельского хозяйства (как и на предыдущем заседании, в неофициальном формате). Состоялся также обзор состояния двусторонних консультаций.

     В период проведения пятого заседания  Рабочей группы были также проведены  двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.

     По  итогам пятого заседания Рабочей  группы Секретариат ВТО также  подготовил соответствующую памятную записку ("Aide Memoire"). Данные документы  затем будут использованы при  подготовке проекта Протокола о  присоединении6.

     На  шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997г. в неофициальном  формате, были вынесены вопросы обзора развития российского законодательства, включая законодательство в области  правительственных закупок, технических  барьеров в торговле, санитарных и  фитосанитарных норм и сельского  хозяйства. Кроме того, была проведена  целая серия двусторонних консультаций с заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания  Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении  проблематики технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм.

     На  седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря 1997 г.) в официальном  формате были рассмотрены вопросы: развития российского законодательства, промышленных субсидий,  мер инвестиционной политики (ТРИМс) и  преференциальных торговых соглашений.

     По  завершении официального заседания  было проведено заседание в неофициальном  формате, в ходе которого продолжился  обмен мнениями по вопросам регулирования  российского сельскохозяйственного  сектора. Помимо этого, была проведена  серия двусторонних консультаций российской делегации с заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки дня, а также вопросам технических барьеров в торговле.

     В феврале 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и  через Секретариат ВТО уведомила  страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе  на рынок. По соответствующим запросам стран-членов РГ тарифные предложения  России переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию.

     Восьмое заседание Рабочей группы состоялось 29-30 июля 1998 г. В повестку дня были включены следующие вопросы : обзор  хода двусторонних переговоров; развитие российского законодательства, в  частности по проблемам инвестиций; вопросы технических барьеров в  торговле и санитарных и фитосанитарных мер, промышленные субсидии; процедуры  таможенной оценки. Одновременно с  заседанием Рабочей группы была проведена  серия двусторонних консультаций по отдельным пунктам повестки дня. В период с 27 по 31 июля 1998 г. были также  проведены переговоры по тарифным уступкам с Таиландом, Чехией и Словакией, Филиппинами, Шри-Ланкой, Турцией, Колумбией, Венгрией, Австралией, Швейцарией. Тарифные вопросы были также затронуты  в ходе консультаций с Японией  и ЕС.

     Девятое заседание Рабочей группы прошло 16-17 декабря 1998 г. В повестку дня заседания  были включены следующие вопросы: обзор  последних событий в законодательстве; торговые аспекты прав интеллектуальной собственности; сельское хозяйство. Кроме  того, в ходе заседания были затронуты  ответы российской стороны на вопросы, заданные по итогам предыдущего заседания, а также рассмотрено состояние  двусторонних тарифных переговоров. В  период заседания Рабочей группы была также проведена серия двусторонних переговоров с заинтересованными  странами

     В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена  серия многосторонних и двусторонних консультаций. Неофициальные многосторонние консультации в формате Рабочей  группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых Россия официально представила странам-членам РГ предложения  по доступу на внутренний рынок услуг, утвержденные на заседании Правительства  РФ 16 сентября 1999 г, а также подготовленный проект документа по региональным промышленным субсидиям. Тогда же были проведены  предварительные консультации по услугам  с четырьмя странами. В этот же период были продолжены двусторонние тарифные переговоры, позволившие фактически завершить "первое чтение" российских тарифных предложений, представленных в ВТО в феврале 1998 г., и приступить к подготовке скорректированных  тарифных предложений. Обновленные  тарифные предложения России были распространены среди членов Рабочей группы в  марте 2000 г8.

     В общей сложности в ходе тарифных переговоров на основе первоначальных тарифных предложений России двусторонние встречи прошли примерно с 30 членами  Рабочей группы. Кроме того, были проведены многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых российской стороной были распространены скорректированные предложения  по уровню внутренней поддержки, а также  детальные перечни действующих  в России программ субсидирования сельскохозяйственного  сектора.

     Официальное десятое заседание Рабочей группы прошло 25-26 мая 2000 г. Повестка дня заседания  включала: обзор развития российского  законодательства, услуги;  промышленные субсидии;  вопросы таможенной оценки; вопросы технических барьеров и  санитарных и фитосанитарных норм; обзор двусторонних контактов и  дальнейшие шаги в деятельности Рабочей  группы. Одновременно в период с 22 мая  по 26 мая была проведена серия двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг с 16 странами, включая страны “квадро”.

     Одиннадцатое  заседание Рабочей группы состоялось 18-19 декабря 2000 г. Повестка дня заседания  включала следующие вопросы: обзор  развития российского законодательства; торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (TRIPS); преференциальные торговые соглашения и обзор состояния  двусторонних переговоров. Ко времени  проведения заседания РГ была также  приурочена серия двусторонних переговоров  по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Переговоры по доступу на российский рынок услуг  проведены с 16 странами, при этом возможности для конструктивных дальнейших переговоров на основе первоначальных обязательств по услугам к настоящему времени исчерпаны, что обусловило необходимость подготовки второй редакции обязательств по услугам.

Информация о работе Россия и ВТО: проблемы взаимоотношений