Россия и ВТО: проблемы взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ВТО.
Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран. В связи с этим в работе рассматриваются цели вступления России в ВТО, механизм вступления в систему ВТО, а также прогресс России в этом направлении.

Содержание

Введение………………………………………………... 3
Глава 1. Всемирная торговая организация (ВТО) …….5
История создания …………………………………...5
1.2.Основные цели и принципы ВТО………………….6
1.3 Задачи ВТО…………………………………………..8
1.4. Преимущества торговой системы ВТО……………9
Глава 2. Россия и Всемирная Торговая Организация...11
2.1 Первые шаги вступления России в ВТО…………..17
2.2 Цели и задачи присоединения……………………..18
2.3 Основные этапы переговоров по присоединению
России к ВТО……………………………………………20
Глава 3. Проблемы взаимоотношений…………………32
3.1 Поддержка России по присоединению к ВТО…….32
3.2 Заключительные этапы формирования
присоединения к ВТО……………………………………34
Заключение ………………………………………………37
Список литературы………………………………………39

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 68.41 Кб (Скачать)

     В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

     1.4. Преимущества торговой  системы ВТО.

 

     Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются  на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

     Выгоды  ВТО для потребителей:

     Основной  выгодой здесь считается понижение  стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров.

     - понижение стоимости жизни;

     Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

     В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые  товары и услуги, но и отечественная  продукция, в производстве которой  используются импортные компоненты.

     Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная  реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

     - более широкий  выбор товаров и услуг;

     Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

     Кроме того, в результате более активного  товарообмена развиваются новые  технологии, как это произошло, к  примеру, с мобильной связью.

     Увеличение  экспорта отечественной продукции  также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну  и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

     Выгоды  ВТО для экономики  страны в целом: Экономические выгоды:

     - повышение доходов;

     Невозможно  провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к  повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

     Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет  перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

     - повышение занятости;

     Развитие  торговли ведет в долгосрочной перспективе  к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

     Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта  приводит к повышению цен на нее  и негативно отражается на объемах  продаж, а в конечном итоге и  на количестве рабочих мест.

     Повышение эффективности внешнеэкономической  деятельности:

     Применение  принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

     В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

     Борьба  с коррупцией:

     Система свободной торговли также создает  предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

     Прозрачность  и гласность, т.е. обеспечение доступности  всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы  безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации  также оказывают положительное  влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного  принятия решений и обмана.

     Выгода  системы ВТО для  взаимоотношений  между странами:

     - обеспечение равных шансов для  всех участников;

     Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

     - эффективный механизм разрешения  споров;

     Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

     Каждый  спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих  норм и правил. После принятия решения  страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем  пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

     Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран  к данной системе разрешения разногласий.

     - укрепление международной стабильности;

     Торговая  система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

     Общие преимущества от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом:

     - создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  прозрачность их внешнеэкономической  политики;

     - доступ к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов,  если они ущемляются партнерами, и, следовательно, устранение  дискриминации; 

     - возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в многосторонних торговых  переговорах (МТП) при выработке  новых правил международной торговли.

     Другие  поводы усомниться в бесспорности упомянутых преимуществ членства в ВТО вытекают из рассмотрения ее как политического  рынка. Как утверждает экономическая  теория, свободная торговля оптимальна для достижения наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, а существование протекционизма обусловлено, скорее всего, политическими  факторами. Эти факторы влияния  можно представить в виде своеобразного  рыночного взаимодействия, где предметом  торгов являются мероприятия экономической  политики, "спрос" предъявляют  избиратели, лоббисты, а "предложение" обеспечивают политики и чиновники. На таком рынке мероприятия экономической  политики обмениваются на факторы политической поддержки, начиная от голосов избирателей  и заканчивая взятками.

     Уже отмечалось, какие опасности для  внешнеэкономической политики могут  возникать на национальном политическом рынке, а также влияние региональных политических рынков на принятие решений  в ВТО. А как работает глобальный политический рынок, институтом которого является эта организация? По большому счету, механизм взаимодействия участников глобального политического рынка не отличается от процессов, происходящих на национальных политических аренах. Здесь также отстаиваются протекционистские интересы, причем умение "расталкивать локтями" имеет, возможно, даже большее значение, поскольку за интересами конкретных компаний-лоббистов стоят национальные правительства с различным потенциалом политического давления.

     Это проявляется как в содержании вопросов, обсуждаемых в ВТО, так  и в определении правил глобального  экономического режима. По сути, на повестке дня в переговорах ВТО - постоянное обсуждение взаимных уступок в отношении  доступа к рынкам. Причем возможности  влияния часто определяются не экономическим, а политическим потенциалом сторон. В этом смысле политически слабые участники чаще проигрывают. Сами правила  урегулирования споров также являются результатом взаимодействия разных групп игроков с различным  политическим весом, и, таким образом, нельзя гарантировать беспристрастности  принимаемых политических норм. Все  это заставляет более внимательно  относиться к перспективам вступления в ВТО и задуматься над вопросом, сможет ли Россия успешно конкурировать  на политическом рынке ВТО.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Россия и Всемирная  Торговая Организация.

     2.1 Первые шаги вступления России в ВТО.

     В середине 1992 г. Российская Федерация  получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.

     Процесс присоединения России к ГАТТ в  качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

     В июне 1993 г. Президент Российской Федерации  Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся  в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника.

Информация о работе Россия и ВТО: проблемы взаимоотношений