Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на предприятии. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты качества продукции;
- дать общую характеристику предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности;
- проанализировать основные технико-экономические показатели;
- провести анализ качества и конкурентоспособности продукции;
- разработать мероприятия по улучшению качества продукции.
Введение
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции
1.3 Система менеджмента качества продукции на предприятии
2 Характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Атлант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационная структура управления предприятием
2.1.3 Характеристика выпускаемой продукции и рынков сбыта
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
4 Социально-экономические методы управления качеством продукции.
4.1 Роль охраны труда в повышении качества продукции
4.2 Социально-экономические методы в системе охраны труда
Заключение
Список литературы
4 Социально-экономические методы управления качеством продукции
Главная задача руководства предприятия здесь стоит в том, чтобы максимально обеспечить соблюдение этих нормативных условий труда, контроль их соблюдения, проведение соответствующих мероприятий. Немаловажную роль также играют и экологические условия пожароопасноти, взрывоопасности, условия содержания зданий, сооружений, где работают люди, храниться продукция. Всё это - ключ к успеху предприятия, еще одна из составляющих производства качественной продукции и здоровья работников.
В настоящее время наниматели всех организационно-правовых форм независимо от формы собственности предприятия обязаны выполнять обязанности по охране труда, реализации государственной политики в этой области, соблюдать законодательство и государственные инструкции об охране труда.
Типовые инструкции определяют цель, задачи, основные виды и объекты контроля в организации за соблюдением законодательства об охране труда. Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.
Основными задачами контроля являются:
- выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
- оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
- выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков.
В настоящее время предприятия и организации все более заинтересованы в достижении и демонстрации весомой результативности в области охраны труда за счет управления существующими рисками, следования разработанным политике и целям. Делается это при ужесточении законодательства, в условиях развития экономической политики и других мер, направленных на надлежащее выполнение мероприятий по охране труда, а также в условиях общего роста заинтересованности вопросами охраны труда.
Многие организации проводят анализы или аудиты в области охраны труда, чтобы оценить свою результативность. Однако сами по себе они недостаточны для обеспечения уверенности в том, что ее результативность не только отвечает, но и в дальнейшем будет отвечать требованиям, предусмотренным законодательством и политикой в области охраны труда. Анализы и аудиты для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках структурированной системы управления, интегрированной в управление организацией.
Стандарты по системам управления охраной труда предназначены для обеспечения организаций элементами результативной системы управления охраной труда, которые могут быть интегрированы с другими элементами управления для содействия организациям в достижении целей в области охраны труда, а также экономических целей.
В области охраны труда таким стандартом является СТБ 18001-2007.
Стандарт устанавливает требования к системе управления охраной труда, которые применимы к организациям любого типа и размера с разным географическим положением, культурными и социальными особенностями. Модель используемой системы управления охраной труда показана на рисунке 4.1. Успех системы зависит от обязательств, принятых на всех уровнях и всеми подразделениями организации, особенно высшим руководством. Внедрение такой системы позволяет организации сформулировать политику в области охраны труда, установить цели и процессы для выполнения обязательств, предусмотренных политикой, а также осуществить мероприятия для улучшения результативности и продемонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта.
Примечание - Настоящий стандарт основан на методологии, известной как Plan-Do-Check-Act (PDCA). Кратко PDCA может быть описана следующим образом:
- планирование - установление целей и процессов, необходимых для получения результатов в соответствии с политикой организации в области охраны труда;
- осуществление - реализация процессов;
- проверка - мониторинг и измерение процессов по отношению к политике в области охраны труда, целям, задачам, законодательным и другим требованиям, а также запись результатов;
- действие - осуществление мероприятий по непрерывному улучшению результативности охраны труда.
Заключение
Сегодня большинство предприятий России работают в сложных экономических условиях: высокий уровень инфляции, недостаточное количество инвестиций, постоянное увеличение числа убыточных предприятий, падение прибыльности работы и, как следствие, снижение показателей рентабельности. Отрицательными факторами сложившейся ситуации являются опережающий рост материальных затрат, заработной платы и амортизационных отчислений над темпом роста выручки, снижение уровня реализации, значительный рост запасов готовой продукции на складах, острая нехватка оборотных средств.
В странах с рыночной экономикой предприниматели в целях сохранения платежеспособности и экономической устойчивости обращают особое внимание на уменьшение себестоимости выпускаемой продукции и увеличение покупательского спроса, снижение производственных, эксплуатационных, хозяйственных расходов, оптимизацию численности производственного персонала и оплату его труда. Они стремятся к максимизации прибыли, что достигается и за счет увеличения продаж. Подобное увеличение возможно в случае, когда товар является конкурентоспособным, интересным покупателю, который обращает особое внимание на его качество. Это еще раз подтверждает тезис о том, что увеличение качественных показателей - одно из ведущих направлений в работе, направленной на рост конкурентоспособности товаров, услуг и производящей их организации.
В ходе выполнения дипломного проекта были изучены теоретические основы качества продукции, проведен анализ качества и конкурентоспособности, разработаны мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции:
а) Исследованы категории качества и конкурентоспособности продукции, рассмотрена модель системы менеджмента качества, принципы и методология её функционирования.
Качество продукции - совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Комплексные показатели качества - характеризуют несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценки ее конкурентоспособности. Обобщающие показатели качества - характеризуют уровень качества всей продукции в целом: удельный вес новой продукции; продукции поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества; сертифицированной продукции в ее общем объеме.
Контроль уровня качества, проводимый на предприятии, не является завершающей проверкой степени соответствия заявленного качества реальному уровню. Именно потребитель повторной покупкой или отказом от нее показывает фирме, насколько удовлетворительно сработали ее подразделения, отвечающие за обеспечение качества товаров и услуг. Качество продукта - наиболее весомый критерий для покупателей при определении на долгосрочную перспективу степени того, насколько приобретенный продукт удовлетворяет предъявляемым запросам. Это тот показатель, которому предприятие уделяет наибольшее внимание для выхода на прибыльный рынок.
б) Дана общая характеристика ЗАО «Атлант», изучена история создания и развития предприятия, виды выпускаемой продукции. Показана организационно-управленческая структура, построенная по линейно-функциональному признаку.
Достоинствами данной структуры являются привлечение к управлению более компетентных специалистов, оперативность решения вопросов в нестандартных ситуациях, получение непротиворечивых заданий, полная персональная ответственность за результаты работы. Есть и свои недостатки - затрудненность коммуникаций, лояльность к своему функциональному подразделению, а не к организации в целом, чрезмерная загрузка общего руководителя оперативными вопросами.
В целом можно сделать вывод, что организационная структура сформирована эффективно, таким образом, чтобы максимально упростить и упорядочить систему производства, подчиненность персонала, передачу информации внутри завода.
в) Проанализированы основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за исследуемый период. В конце 2007 г. было реализовано 12025 шт. машин, темп роста реализации составил 106 %, против показателя 2006 г. - в 85,6 %. Реализация холодильного оборудования оставалась за эти годы стабильной, сохранялись темпы роста производства в 4-5%.
Из-за снижения уровня реализации стиральных машин в 2006 г., увеличением суммы налогом по сравнению со стабильной суммой выручки от реализации, закономерным является снижение чистой прибыли предприятия, рентабельности продукции с 33,1 % в 2005 г. до 17,9 % в 2007. Общий темп роста поставок продукции в 2007 г. составил 119,2% за счет увеличения общего объёма реализации на 214,3 тыс. шт. Однако следует отметить падение уровня поставок МХМ в дальнее зарубежье с 31,4 тыс. шт. до 29 тыс. шт.
Себестоимость выпускаемой товарной продукции за 2008 г. сложилась в размере 550 719 млн. р., за 2007 г. - 464 512 млн. р., темп роста составил 118,6%.
В 2008 г. затраты на 1 р. товарной продукции составили 80,67 коп., в 2007 г. - 73,1 коп. Увеличение затрат на 1 р. товарной продукции составило 7,57 коп. и связано с опережением темпов роста себестоимости над темпами роста объёмов производства.
В отчетном году увеличились расходы по всем элементам затрат, особенно, по статьям материальные затраты, фонд оплаты труда, амортизационные отчисления. Увеличение фонда заработной платы объясняется как увеличением количества выпущенной продукции, так и увеличением тарифных ставок на 23,6%.
В 2007 г. балансовая прибыль ЗАО «Атлант» составила 192125,51 млн. р., по отношению к 2006 г. она увеличилась на 2481,35 млн. р. или 101,31 %. Соответственно чистая прибыль предприятия также увеличилась (темп роста 179,48%) и составила 89 645 147 тыс. р.
Коэффициент износа основных фондов на конец 2007 г. составлял 0,496. Доля активной части основных средств (машины, оборудование и транспортные средства) в 2007 г. составляла 59,69 %, тогда как в 2006 г. - 62,08 %. Снижение этого показателя расценивается как неблагоприятная тенденция. Коэффициент обновления основных средств в 2007 г. составил 20,61% (вновь введенные основные фонды), коэффициент обновления активной части основных средств в 2007 г. составил 17,63 %. Коэффициент выбытия, характеризующий интенсивность выбытия основных фондов в 2007 г. равен 2,44%, коэффициент выбытия активной части основных средств в 2007 г. составил 2,68%.
За 2007 г. стоимость оборотных средств увеличилась на 63000,50 млн. р. или на 12,3 % и составила 575123,49 млн. р. Наибольший прирост оборотных активов произошел за счет:
- роста запасов сырья и материалов на 36976,26 млн. р. или 23,88 %;
- увеличения запасов готовой продукции на 19 190,60 млн. р. или 149,15 %, что объясняется увеличением выпуска в натуральном выражении;
- роста неоплаченной покупателями задолженности за отгруженную продукцию на 41716,88 млн. р.
г) Проведен анализ качества продукции за 2006-2007гг. Средний показатель удовлетворенности потребителей составил - 4,88 балла. Плановое значение показателя составляло 4,72 баллов. Общий процент удовлетворения заявок потребителей составляет 97%. Увеличение процента отказов изделий по МХМ за 2007 г. составило 0,02%, по СМА наблюдалось снижение этого показателя на 3,1%, т.е. в 1,5 раза. Однако общее количество дефектов насчитывает 13 052 за 2007 г. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 0,06%.
Дана экспериментальная оценка результативности действующей на предприятии СМК с использованием коэффициентного метода. Значение результативности Rсмк, равное 0,83, является достаточным, на основании чего систему менеджмента качества производства бытовой техники и торгового оборудования ЗАО «Атлант» следует считать пригодной и достаточно результативной.
Анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «Атлант» показал, что общее количество баллов у предприятия ниже, чем у конкурентов. Слабые места холодильников МЗХ - высокая цена, косвенные каналы сбыта, реализация через оптовиков, отсутствие достаточно эффективной рекламной кампании.
Список литературы
Информация о работе Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия