Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на предприятии. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты качества продукции;
- дать общую характеристику предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности;
- проанализировать основные технико-экономические показатели;
- провести анализ качества и конкурентоспособности продукции;
- разработать мероприятия по улучшению качества продукции.
Введение
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции
1.3 Система менеджмента качества продукции на предприятии
2 Характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Атлант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационная структура управления предприятием
2.1.3 Характеристика выпускаемой продукции и рынков сбыта
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
4 Социально-экономические методы управления качеством продукции.
4.1 Роль охраны труда в повышении качества продукции
4.2 Социально-экономические методы в системе охраны труда
Заключение
Список литературы
Покупатель ранжирует известные ему благодаря яркой «маркетинговой оболочке» изделия посредством определения места каждого из них в его личном «рейтинге качества». Именно показатель качества товара (услуги) обеспечивает в конечном итоге лояльность целевого сегмента, является наиболее важным для потребителя и устойчивым атрибутом продукта, определяющим количество повторных покупок и, тем самым, величину спроса. И, если конкурентоспособность представляет собой возможность успешно вести борьбу за потребителей, то качество выступает важнейшим инструментом воздействия на нее.
Рассуждая о показателях, формирующих качество, следует отметить, что предприниматель, заботящийся о конкурентоспособности своей продукции, должен принимать во внимание и обеспечивать максимально возможный их спектр. Необходимость подобного обосновывает неоднородность в представлении потребителей об оптимальном наборе качественных характеристик покупаемого ими товара. Одну группу клиентов не заботит наличие широкой гаммы атрибутов качества, решающую же роль играет существование единственного определенного компонента. Другую группу интересует присутствие обязательного для предыдущей свойства в связке с еще одним, третья - не готова жертвовать ни единым из возможных качеств и т.д. Таким образом, учет максимального количества параметров качества, которое возможно заложить в производимый продукт (оказываемую услугу), гарантирует фирме выгодное положение на рынке.
1.3 Система менеджмента качества продукции на предприятии
Руководство предприятия проводит целенаправленную работу, направленную на системное решение вопросов по управлению качеством продукции. С 1998 г. на МЗХ применительно к производству бытовой техники и торгового оборудования разработана, задокументирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии Система Менеджмента Качества (СМК) в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. Она предусматривает периодический анализ со стороны руководства достигнутых результатов и принятие дальнейших решений и корректирующих мер по их совершенствованию. Результативность СМК постоянно повышается.
Система управления качеством выпускаемых холодильников охватывает все стадии его производства (смотрите таблицу 1.1).
Таблица 1.1 - Система менеджмента качества ЗАО «Атлант»
Стадии формирования качества |
Основное качество |
1 Конструкторская подготовка производства 2 Технологическая подготовка производства 3 Материально-техническое снабжение 4 Вспомогательное производство 5 Основное производство 6 Сбыт и эксплуатация |
Качество модели
Качество технологической подготовки
Качество поставок Качество инструментальной подготовки Качество изготовления Качество эксплуатации |
Успешное управление качеством продукции возможно при соблюдении следующих условий:
- наличия программы, обоснованно устанавливающей цель управления и методы ее достижения;
- наличия материальных и организационных средств, обеспечивающих достижение целей, установленных программой управления;
- наличия стимулов, обеспечивающих заинтересованность работников в выполнении программы управления;
- своевременность управляющих воздействий и выработки решений.
Управление качеством, как любая система, состоит из объекта и субъекта управления. Объект управления - качество продукции на всех стадиях его формирования. Субъект управления - административно-технический аппарат, работающий в соответствии с утвержденной нормативно - технической документацией.
Система управления качеством включает:
- исполнительную часть, которая в соответствии с требованиями нормативно - технической документации обеспечивает оптимальный уровень качества выпускаемой продукции на всех стадиях его формирования;
- контрольную часть, которая складывается из линейно-функционального и инспекционного контроля, состоящего из технического и технологического.
Линейно - функциональный контроль есть контроль качества труда непосредственных исполнителей через их руководителей. Качество работы каждого исполнителя влияет на весь производственный процесс, количество, качество и себестоимость производственной продукции.
Качество производственных процессов складывается из качества предметов труда, средств труда и качества трудовой деятельности исполнителей, т. е. комплексного качества труда работников.
Качество труда работников складывается из уровня техники и технологии, состояния технологической и трудовой дисциплины, научной организации труда и производства, степени, квалификации, мастерства, объема получаемой информации. Т.е. качество продукции начинается с рабочего места, условий труда и умения человека четко, рационально организовывать свою работу.
Информационное обеспечение системы управления качеством представляет собой совокупность сведений о качестве производственных процессов и внешних условий, регистрируемых, передаваемых, накапливаемых и обрабатываемых для выработки управляющих воздействий, обеспечивающих выпуск качественной продукции.
2 Характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Атлант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
Организационная структура управления - это совокупность объектов и органов управления, а также взаимосвязанных мероприятий, методов и средств управления, обеспечивающих согласованную работу всех подразделений предприятия для достижения, поставленных перед ними целей.
Организационная структура ЗАО «Атлант» является линейно-функциональной. Это такая структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные (обязательные для исполнения) и функциональные (рекомендательные для исполнения). Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных (планово-экономического, производственного и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.
Достоинства данной структуры: привлечение к управлению более компетентных специалистов, оперативность решения вопросов в нестандартных ситуациях, получение непротиворечивых заданий, полная персональная ответственность за результаты работы.
Недостатки: затрудненность коммуникаций, лояльность к своему функциональному подразделению, а не к организации в целом, чрезмерная загрузка общего руководителя оперативными вопросами.
Схема организационной структуры управления МЗХ ЗАО «Атлант» представлена в приложении Б.
Основными структурными подразделениями на предприятии являются:
а) планово-экономический отдел:
- определяет порядок ценообразования на производимую продукцию и оказываемые услуги;
- контролирует и согласовывает цены на ТМЦ;
- разрабатывает прогнозы социально-экономического развития на год, перспективу и технико-экономические показатели на планируемый период и др.
б) производственно-диспетчерский отдел:
- разрабатывает годовые, квартальные и месячные планы производства продукции;
- разрабатывает изменения, вносимые в план выпуска продукции;
- передает другим подразделениям предложения по изменению номенклатуры и объема выпуска продукции и запасных частей.
в) отдел организации труда и заработной платы:
- разрабатывает штатное расписание предприятия;
- начисляет работникам заработную плату и премии;
- разрабатывает график работы предприятия;
- передает другим подразделениям предложения по совершенствованию труда и материального стимулирования и др.
г) бухгалтерия:
- занимается вопросами, связанными с обязательствами общества, учётом имущества, хозяйственных операций, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- передает другим подразделениям смету расходов отделов и др.
д) коммерческий отдел:
- работает со сведениями о заключенных договорах на поставку продукции, данными об отказах от продукции, поквартальными данными о количестве поставляемой продукции по номенклатуре;
- передает другим подразделения состояние и прогнозы развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, сведения о проведении выставок, ярмарок и др.
е) юридический отдел:
- разрабатывает проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера с заключением о несоответствии законодательству отдельных положений;
- составляет заключения или ответы на заявленные контрагентами претензии и иски по поводу ненадлежащего исполнения договорных обязательств, проекты хозяйственных договоров, претензии и иски к другим предприятиям, организациям, физическим лицам;
- передает другим подразделениям проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера для проверки их соответствия требованиям законодательства и их визирования, копии распоряжений об устранении нарушений законодательства, выявленных юридическим отделом и др.
ж) отдел главного конструктора:
- получает технические условия и вновь разрабатываемые изделия для согласования, сведения о снятии с производства устаревших машин;
- осуществляет разработку технических характеристик, описание преимуществ и результатов испытаний и других данных по новым изделиям, необходимые для организации их рекламы;
- составляет комплекты конструкторской документации, чертежи тары, упаковки;
- передает другим подразделениям согласованные технические задания на вновь разрабатываемые изделия, предложения и рекомендации по созданию и производству новых образцов техники, улучшению характеристик и конструкций выпускаемой продукции, расширению возможного диапазона ее применения;
и) отдел технического развития:
- разрабатывает комплекты технологической документации;
- передает другим подразделениям предложения по совершенствованию технологических процессов и качества изготовления, окраски, консервации, упаковки, погрузочно-разгрузочных работ и др.
к) отдел общего делопроизводства:
- передает другим подразделениям заявки на поиск информации, на приобретение ксерокопий (микрофильмов, экономической литературы),заявки на переводы с иностранных языков материалов по маркетингу,заявки на оригиналы материалов для фотосъемок, для воспроизведения материалов с микрофильмов и др.
л) отдел материально-технического снабжения:
- занимается определением потребности общества в материально-технических ресурсах;
- подготавливает и заключает договора на поставку ресурсов;
- осуществляет распределение материально-технических ресурсов между подразделениями предприятия;
- следит за их рациональным использованием;
- получает утвержденные планы международных научно-техни-ческих связей, планы внедрения передового опыта зарубежных фирм, планы специализации и кооперирования производства, предложения зарубежных организаций об установлении сотрудничества, проект плана экспорта продукции на планируемый период и передает другим подразделениям планы международных научно-технических связей, планы сотрудничества с зарубежными странами;
- составляет заявки на получение от зарубежных организаций технической документации и информации о новой технике, технологии, конъюнктуре рынка;
- составляет заключения на предложения зарубежных организаций о техническом и научном сотрудничестве, предложения по закупке лицензий и образцов новой зарубежной продукции;
- разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение качества и совершенствование конструкций изделий с целью удовлетворения требований внешнего рынка и повышения конкурентоспособности продукции.
м) отдел управления качеством:
- формирует и разрабатывает политику в области качества по ЗАО «Атлант» и МЗХ;
- разрабатывает документы, обеспечивающие функционирование системы качества на предприятии;
- подготавливает документы на участие в сертифицированных аудитах системы качества и сертификации продукции;
- осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации о качестве продукции в процессе производства и эксплуатации;
- осуществляет технический контроль качества продукции в процессе производства;
- подготавливает и проводит совещания по качеству;
- проводит учет и анализ экономических потерь от брака и др.
н) отдел стандартизации и метрологии:
- получает проекты приказов и распоряжений по внедрению новых и изменению действующих стандартов, нормативно-техническую документацию по стандартизации;
- разрабатывает проекты стандартов на отзыв, план работы по стандартизации и унификации.
п) отдел сервиса:
- разрабатывает мероприятия по устранению в производстве дефектов, выявленных в процессе эксплуатации и испытаний изделий;
Информация о работе Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия