Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на предприятии. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты качества продукции;
- дать общую характеристику предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности;
- проанализировать основные технико-экономические показатели;
- провести анализ качества и конкурентоспособности продукции;
- разработать мероприятия по улучшению качества продукции.

Содержание

Введение
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции
1.3 Система менеджмента качества продукции на предприятии
2 Характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Атлант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационная структура управления предприятием
2.1.3 Характеристика выпускаемой продукции и рынков сбыта
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
4 Социально-экономические методы управления качеством продукции.
4.1 Роль охраны труда в повышении качества продукции
4.2 Социально-экономические методы в системе охраны труда
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.rtf

— 1.33 Мб (Скачать)

- проводит анализ рекламаций, и принятие по ним мер

- передает другим подразделениям предложения о необходимости усиления контроля по группам изделий, узлов, деталей, по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации изделий.

р) отдел кадров:

- получает рекомендации по подбору, расстановке и воспитанию кадров;

- разрабатывает планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, служащих, руководителей;

- передает другим подразделениям отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров;

- формирует резервы на руководящие должности;

- обрабатывает заявки на потребность кадров, заявки на повышение квалификации рабочих, специалистов и служащих;

- составляет табели и другие документы учета рабочего времени.

с) отдел информационных технологий:

- осуществляет разработку, внедрение и обеспечение эффективного функционирования программно-технических средств автоматизации функций планирования, учета, контроля, управления и отчетности, с целью создания автоматизированной системы управления (АСУ) МЗХ и ЗАО «Атлант»;

- осуществляет создание и обеспечение эффективного функционирования общезаводской информационной сети, позволяющей обеспечить оперативное управление МЗХ и ЗАО «Атлант»;

- осуществляет разработку, внедрение и обеспечение эффективного функционирования средств связи, радио и линейно-кабельного хозяйства МЗХ, систем автоматизированного проектирования;

- осуществляет обеспечение МЗХ средствами вычислительной техники и распределение этих средств между подразделениями, техническое обслуживание указанных средств.

 

 

 

 

 Характеристика выпускаемой продукции и рынков сбыта

Бытовые холодильные агрегаты выпускаются четырех типов:

а) однокамерные холодильники с низкотемпературным отделением вертикального типа, предназначены для кратковременного хранения замороженных и охлажденных продуктов: фруктов и овощей в домашних условиях. Модели: МХ - 365, МХ - 367.

б) однокамерные однодверные морозильники вертикального типа, предназначенные для замораживания и длительного хранения замороженных продуктов в домашних условиях. Практика из самых эффективных способов консервации пищевых продуктов. Модели: ММ - 163, ММ - 164.

в) двухкамерные двухдверные комбинированные холодильники с нижним расположением морозильной камеры вертикального типа, объединяющие эксплуатационные характеристики, как первого, так и второго типа аппаратов. Модели: МХМ - 161, МХМ - 162, МХМ - 1700, МХМ - 1702, МХМ - 1703, МХМ - 1704, МХМ - 1707, МХМ - 1709, МХМ - 1716, МХМ -1717, МХМ - 1718.

г) двухкамерные, двухдверные комбинированные холодильники с верхним расположением морозильной камеры вертикального типа, объединяющие эксплуатационные характеристики, как первого, так и второго типа аппаратов. Модели: МХМ - 268, МХМ - 2706, МХМ - 2719, МХМ - 260.

Освоен выпуск холодильника-витрины ШВУ 0,4 - 1,2 с объемом 400 л., площадью полок - 1,2 м2. Выпуск этой модели предназначен для удовлетворения частных предпринимателей и государственной торговли. Предусмотрено две модификации с рекламным световым табло на крыше и без него.

Модельный ряд холодильников ЗАО «Атлант» пополнился малогабаритными термоэлектрическими МХТЭ-30-00 и МХТЭ-30-01 холодильниками, предназначенными для охлаждения напитков.

Освоение предприятием нового типа холодильников - это тенденция развития холодильной техники. В последние десятилетия во всем мире широко ведутся разработки и исследования в области холодильной техники и новых принципов получения холода.

Холодильники с термоэлектрическим охлаждением обладают рядом принципиальных достоинств в сравнении с традиционным компрессионным и абсорбционным охлаждением. Они бесшумны, так как в них отсутствуют конструктивные элементы, источники шума; экологически безопасны, так как в них отсутствуют жидкие или газообразные хладагенты; надежны и долговечны, так как их охлаждающие модули имеют большой ресурс работы (100 000 ч и более), а в конструкции отсутствуют движущиеся, а значит, изнашивающиеся части; компактны и портативны, занимают минимум места и могут быть установлены в мебель; охлаждают напитки до наилучшей для употребления температуры (от +8 до + 12°С). Температура устанавливается автоматически, без внешнего регулирования, при температуре в помещении от +20 до + 28°С для МХТЭ-30-00 и от +18 до +32°С для МХТЭ-30-01; имеют низкий расход электроэнергии в сравнении с аналогами.

   Благодаря этим особенностям термоэлектрические холодильники МХТЭ-30-00 и МХТЭ-30-01 идеально подходят для охлаждения и хранения охлажденных напитков в офисах, номерах гостиниц, домов отдыха, санаториев, в палатах больниц и т.п.

Дальнейшее развитие ЗАО «Атлант» тесно связано с освоением производства новых изделий: стиральных машин и других электробытовых приборов, выпуск которых планируется организовать на строящемся в Минске заводе бытовой техники.

Каждая из стиральных машин «Атлант» имеет 16 стиральных программ, рассчитанных на работу со всеми типами тканей, как грубых, так и тонких кружев. Технология производства стиральных машин предусматривает жесткий контроль качества каждого изделия по 38 параметрам, который осуществляется на самой современной испытательной станции. Новая продукция начала поступать в продажу. Однако качество данных стиральных машин пока невысокое, а цены выше аналогичной продукции конкурентов.

Среди бытовой техники, производимой ЗБТ и электрочайник ЭЧТЗ 1,8/1,9-220 Модель 01 «Атлант». Вместимость электрочайника 1,8 л., потребляемая мощность 1900 Вт., габаритные размеры 230х171х252 мм., масса 1,3 кг.

Модель автоматически отключается при закипании воды, отсутствии воды, снятии с подставки, при открытии крышки. Имеется два больших окна со шкалой объема воды (на обеих сторонах прибора), два индикатора включения/выключения (на обеих сторонах прибора), выемка в подставке для намотки шнура.

Все технологическое оборудование обеспечивает возможность производства изделий емкостью от 120 до 400 дм3, в зависимости от требований рынка. Широкая унификация материалов позволяет поддерживать стабильность технологического процесса для различных моделей на очень высоком уровне.

Вся продукция заводов выпускается в строгом соответствии с требованиями международных стандартов.

Оба завода относятся к категории действующих с высокостабильным ритмом производства и реализации. Достаточно сказать, что за годы экономического спада и депрессии с 1991 по 1998 гг. включительно, уменьшения выпуска продукции заводами не было допущено.

Высокое качество выпускаемой продукции обеспечивается высокой стабильностью автоматизированных технологических процессов, стабильностью состава высококвалифицированных кадров во всех сферах производства. Система качества проектирования, производства и обслуживания завода соответствует требованиям ИСО-9001.

В последнее время Минский завод холодильников стал известен как производитель промышленного оборудования. Завод имеет успешный опыт в создании автоматизированных и механизированных транспортно-складских, сборочных систем, которые можно использовать для любого производства. В короткие сроки согласно требованиям заказчика на предприятии изготавливаются воздуховоды и комплектующие для систем вентиляции высокого качества. Использование прогрессивных технологий в проектировании и изготовлении специального технологического оборудования также позволяет Минскому заводу холодильников успешно выполнять заказы других предприятий. Инструментальное производство завода предлагает проектирование на современном технологическом уровне литьевых форм, вакуумформ, штампов, приспособлений; изготовление и внедрение технологической оснастки; обучение специалистов по обслуживанию оснастки. Кроме того, ЗАО «Атлант» на Барановичском станкостроительном заводе создает технологически законченные системы по производству продукции из пластмасс - выпускает различное оборудование для переработки пластмасс, в том числе термопластавтоматы.

Поставщики материальных ресурсов и рынки сбыта. Для осуществления производства продукции необходимо наличие материально-сырьевых ресурсов.

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

 

В 2007 г. было произведено 1 061 820 шт. холодильников, морозильников и ШВУ. На протяжении всего периода сохранялись стабильные темпы роста производства в 4-5%. Объём производства стиральных машин, напротив, был снижен в 5 раз, темп роста составил 19,8%. Это объясняется достаточно высоким уровнем запаса готовой продукции на складах. Этот скачок был успешно преодолен путем ведения широкой рекламной кампании продукции ЗБТ, и на конец 2007 г. было реализовано 12025 шт. машин, темп роста реализации составил 106 %, против показателя 2006 г. - в 85,6 %. Реализация холодильного оборудования оставалась за эти годы стабильной.

Уровень экспорта несколько снизился и к 2006-2007 г. составил 108,7 и 105,6%. Снижение по сравнению с предыдущим периодом составляет 9 %. ЗАО «Атлант» активно сотрудничает с иностранными предприятиями, принимая новые предложения по экспортным договорам.

За период 2005-2007 гг. наблюдалось снижение удельного веса налогов из выручки с 25,3 % до 17,2 %, но показатели выручки являлись в этот период относительно стабильными. Однако общий рост выручки в 2007 г. в свою очередь составил 130 % по сравнению с 2004 годом. Это произошло за счет значительного повышения цен на продукцию, увеличения её себестоимости, обеспеченного внедрением новых технологий изготовления деталей, вводом в эксплуатацию современного оборудования, повышением цен на материалы и комплектующие.

За отчетный период 2007 г. проводилась реализация выпускаемой продукции субъектам хозяйствования в Республике Беларусь, дилерам в России, на Украине, в Молдове, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и дальнем зарубежье (Эстония, Франция, Германия, Латвия, Литва, Монголия, Словакия, Швеция).

Общий темп роста поставок в 2007 г. составил 119,2% за счет увеличения общего объёма реализации на 214,3 тыс. шт. Однако следует отметить падение уровня поставок МХМ в дальнее зарубежье с 31,4 тыс. шт. до 29 тыс. шт.

Негативной тенденцией является общее уменьшение объёмов реализации торгово-холодильного оборудования. В 2007 г. наблюдалось падение темпов роста поставок в Республику Беларусь на 9,8%, в СНГ - на 2,1%,и дальнее зарубежье на 18,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии

 

Обеспечение качества продукции, на которое ориентировано предприятие, осуществляется в рамках действующей на предприятии системы менеджмента качества путем разработки и реализации целей и политики в области качества. Оно основывается на проверке соответствия показателей качества продукции требованиям СТБ, ГОСТ, СТП на контроле технологических процессов, инструкций и методик, результатов внутренних проверок и анализа данных, эффективности корректирующих и предупреждающих действий. Приоритетами при производстве бытовой техники являются выпуск продукции с низким эффективным потреблением электроэнергии, применение экологически безопасного хладона, оригинальность дизайна и снижение себестоимости.

Анализ действующей СМК определил значение её результативности Rсмк, равное 0,83, обозначил слабые места, на которые следует обратить особое внимание при проектировании, выявил резервы и направления для дальнейшего совершенствования. Повышение качества выпускаемой продукции представляется возможным за счет обеспечения эффективного функционирования и целостности системы менеджмента качества.

К рассмотрению предлагается комплекс организационно-технических мероприятий по основным направлениям деятельности в области качества с учетом их приблизительной стоимости, представленный в таблице 3.1.

Основные цели внедрения мероприятий:

- разрабатывать новые изделия, повышать качество выпускаемых изделий, снижать материалоемкость продукции и повышать уровень энергосбережения;

- повышать технический уровень производств за счет их переоснащения и модернизации, внедряя высокоточное и производительное оборудование, обеспечивая высокую технологичность процессов изготовления продукции;

- осуществлять продвижение работ по развитию метрологического обеспечения производства технической базы метрологических и испытательных лабораторий;

- проводить работу по организации переподготовки и обучения персонала, привлекать к обучению сотрудников сторонних организаций;

- осуществлять постоянный контроль по затратам на гарантийное обслуживание и динамике их снижения;

- повышать моральный и предусматривать материальный стимулы работникам, при постоянной сдаче продукции с первого предъявления, вести пропаганду в области качества;

- изучать и внедрять новые программные продукты для систем электронного технического документооборота.

Вопросы оценки результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества остаются актуальными с момента начала широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т. е. уже более 15 лет. Общепризнанный специалист в области качества Питер Друкер утверждает, что для начала следует определиться с выбором стратегии, с целевой направленностью деятельности, указать правильный ориентир, а затем стараться достигнуть поставленных целей минимально возможными средствами. Сначала - правильная стратегия, а затем - экономичное производство. Широко известно, что самый «лучший» способ сокращения затрат - это прекращение любой деятельности. Еще Майкл Портер писал о том, что существует маркетинговая стратегия, отражающая конкуренцию на основе минимальных затрат. При этом предполагается, что требования к таким аспектам конкурентоспособности как качество, договорная дисциплина, сервис и т.д. фиксируются и находятся на достаточно высоком уровне.

Информация о работе Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия