Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на предприятии. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты качества продукции;
- дать общую характеристику предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности;
- проанализировать основные технико-экономические показатели;
- провести анализ качества и конкурентоспособности продукции;
- разработать мероприятия по улучшению качества продукции.
Введение
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции
1.3 Система менеджмента качества продукции на предприятии
2 Характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Атлант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационная структура управления предприятием
2.1.3 Характеристика выпускаемой продукции и рынков сбыта
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
4 Социально-экономические методы управления качеством продукции.
4.1 Роль охраны труда в повышении качества продукции
4.2 Социально-экономические методы в системе охраны труда
Заключение
Список литературы
Объект исследования: Закрытое акционерное общество «Атлант».
Цель работы: на основании исследования и анализа состояния предприятия разработать мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ основных технико-экономических показателей предприятия, объёма производства и реализации продукции, прибыли, себестоимости, качества и конкурентоспособности продукции за последние годы, дана приблизительная оценка результативности действующей на предприятии системы менеджмента качества.
На основе полученных в результате анализа данных в проектной части:
- предложен комплекс организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции за счет совершенствования системы менеджмента качества;
- предложен вариант применения электронного блока управления в производстве двухкамерного холодильника, который позволит повысить качество выпускаемой продукции;
- даны предложения по оптимизации условий труда на предприятии.
Содержание
Введение
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции
1.3 Система менеджмента качества продукции на предприятии
2 Характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Атлант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационно-управленческая структура
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационная структура управления предприятием
2.1.3 Характеристика выпускаемой продукции и рынков сбыта
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
4 Социально-экономические методы управления качеством продукции.
4.1 Роль охраны труда в повышении качества продукции
4.2 Социально-экономические методы в системе охраны труда
Заключение
Список литературы
Введение
Развивающиеся рыночные отношения коренным образом изменяют условия функционирования предприятий и организаций всех форм собственности. От директивно-распорядительных механизмов с жестко определенной системой ограничений хозяйственной деятельности экономика переходит к рыночной модели, где решающее значение приобретают спрос и предложение, конкуренция, свобода предприятия в выборе стратегии и тактики своего развития. Рыночные процессы непосредственно влияют на валютные курсы, уровень цен, кредитную политику, условия страхования.
Показателем эффективности и основной целью деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является прибыль. Однако обеспечение успешного функционирования предприятия в течение длительного времени связано также с реализацией целого ряда других целей. Решающую роль здесь играют: повышение качества продукции, обеспечение эффективности инвестиций, повышение квалификации всех категорий персонала, достижение высокого уровня технологичности производства.
Работа предприятий в этих направлениях выводит их в новые условия, где главным регулятором становится рынок. Это создает объективные предпосылки для перестройки систем управления производства на принципах маркетинга - рыночной концепции управления, где важнейшим фактором конкурентоспособности продукции выступает качество продукции.
Особое значение проблемы качества продукции определяется тем, что она является комплексной и затрагивает интересы как производителей, так и потребителей, общества в целом.
В дипломной работе объектом исследования является закрытое акционерное общество «Атлант» - единственное предприятие в Республике Беларусь, которое выпускает холодильную технику бытового назначения и автоматические стиральные машины, а также специализируется на производстве компрессоров к бытовым холодильникам и морозильникам, электрочайников, изготовлении специального оборудования для собственного производства, продукции станкостроения.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на предприятии. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты качества продукции;
- дать общую характеристику предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности;
- проанализировать основные технико-экономические показатели;
- провести анализ качества и конкурентоспособности продукции;
- разработать мероприятия по улучшению качества продукции.
1 Роль качества продукции в производственно-Хозяйственной деятельности предприятия
Под качеством продукции понимается совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Описание качества продукции производится с помощью единичных, комплексных и обобщающих показателей.
Единичные показатели качества характеризуют определенное свойство продукции и разделяются на группы:
- назначения - характеризуют область применения и функции продукции;
- надежности - свойства изделия сохранять эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени;
- технологичности - отражает эффективность конструктивно-технологических решений;
- эстетические - характеризуют внешний вид изделия;
- эргономические - характеризуют соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека;
- стандартизации и унификации - показывают степень использования стандартизованных и унифицированных узлов, деталей;
- патентно-правовые - отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия;
- транспортабельности - приспособленность продукции для транспортировки;
- экологические - уровень воздействия на окружающую среду;
- безопасности - для покупателей и обслуживающего персонала.
Комплексные показатели качества - характеризуют
несколько свойств изделия. Они используются
при управлении качеством продукции, оценки
ее конкурентоспособности. При расчете
данных показателей используют аналитический
метод, при котором устанавливается функциональная
зависимость комплексного показателя
от единичных, и коэффициентный
метод, при котором комплексный показатель
образуется в результате суммирования
единичных показателей с учетом коэффициентов
весомости.
Обобщающие показатели качества - характеризуют уровень качества всей продукции в целом: удельный вес новой продукции; продукции поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества; сертифицированной продукции в ее общем объеме.
Качество продукта - тот показатель, которому в долгосрочной перспективе рынок уделяет наибольшее внимание. Однако необходимо отметить, что в отличие от манипуляций с ценами, изменение качественных показателей - процесс достаточно долгосрочный, требующий не только финансовых вложений, но и, в некоторых случаях - переоборудования производства. Его протяженность, к тому же, определяется необходимостью затрат времени на доведение до потенциальных потребителей информации о произошедших изменениях в качественных характеристиках продукции, а также дополнительным сроком, требующимся потенциальным клиентам для осознания произошедших перемен, принятия решения о совершении покупки, выбора между взаимозаменяемыми товарами.
Говоря об определении термина «качество», нельзя не упомянуть о другом направлении его трактовки. В экономической науке «качество» рассматривается как спектр свойств товара, включающий в себя все возможные для продукции данного типа достоинства. Расхождения ученых возникают на этапе включения в категорию характеристик качества товара его стоимостных показателей, формирующих цену.
Более логичной здесь является позиция экономистов, разделяющих эти понятия. Потребитель проводит градацию товаров посредством перевода его качественных характеристик в плоскость стоимостного выражения, представляя тем самым продукт как набор финансовых эквивалентов. Наличие каждого дополнительного свойства, рассматриваемого человеком в виде важного компонента товара, делает его совокупную стоимость в глазах покупателя больше. Качество, наряду с действием маркетинговых факторов (появившихся в инструментарии предпринимателей, позволяющем увеличивать потребительскую стоимость товаров, в XX в.) предоставляет возможность осуществить трансформацию имманентных свойств изделия в образ, свойственный области денежных отношений.
Контроль уровня качества, проводимый на предприятии, не является завершающей проверкой степени соответствия заявленного качества реальному уровню - последней инстанцией становится потребитель. Именно он повторной покупкой или отказом от нее показывает фирме, насколько удовлетворительно сработали ее подразделения, отвечающие за обеспечение качества товаров и услуг.
Качество продукции является одним из базовых принципов, определяющих величину конкурентоспособности предприятия. При этом качество выступает в виде приоритетного фактора увеличения конкурентоспособности в длительный промежуток времени. Конкурентная стратегия, ориентированная на увеличения доли рынка, принадлежащего предприятию, должна учитывать необходимость обеспечения максимально возможного спектра показателей качества. При определении термина «качество товара» следует вычленять из этой категории стоимостные показатели, формирующие цену. Стоимостные характеристики, отражающие, в том числе, величину вложений в улучшение качества и выраженные в цене, нужно считать не атрибутами качества, а мерой его оценки.
Одним из ключевых составляющих конкурентоспособности предприятия является вопрос качества производимых им товаров или оказываемых услуг. Качество - наиболее весомый критерий для покупателей при определении на долгосрочную перспективу степени того, насколько приобретенный продукт удовлетворяет предъявляемым запросам. Зачастую первоначальная покупка происходит вследствие желания следовать рекламным обещаниям, либо под воздействием умело выполненной упаковки, т.е. благ.ря сугубо маркетинговым составляющим борьбы за клиентуру, нацеленным, в первую очередь, на первоначальную, не редко эмоциональную реакцию на товар, побуждающую его приобрести.
Покупатели часто приходят в торговую точку не за продукцией определенной торговой марки, а за товаром некоторой категории. На их выбор, скорее всего, повлияет уже обозначенная известность, модность марки изделия, привлекательность его упаковки, ценовая ниша, занимаемая им, и т.д. Тем не менее, окончательный выбор в пользу товара приобретенной марки или против него будет совершен уже после покупки, и главными характеристиками, влияющими на его результат, станут эксплуатационные возможности продукта, т.е. его качество.
В случае если реальное качество не соответствует заявленному в рекламных акциях или не отвечает уровню исполнения упаковки, акт пробной покупки продукта может остаться единственным, а потребитель с высокой долей вероятности переключится на товары-субституты других производителей. И вернуть доверие окажется либо невозможно, либо сопряжено с серьезными затратами. Более того, даже в случае, если фирма выиграла борьбу за потребителя с помощью соответствующего заявке качества товара, она не имеет права снижать требования к его поддержанию на высоком уровне. В противном случае насыщенный конкурентный рынок (а именно такими являются рынки в подавляющем большинстве предпринимательских ниш) предложит широкий ассортимент товаров-заменителей, на которые обманутый покупатель и обратит свое внимание.
Категория качества товара не ограничивается единственно и исключительно эксплуатационными, вкусовыми характеристиками, составом, ингредиентами, сроком использования и т.д. (в зависимости от вида товара); все эти понятия следует рассматривать как составляющие всеобъемлющего показателя. Как правило, наличия лишь одного атрибута, характеризующего качество товара, недостаточно для того, чтобы покупатель начал рассматривать продукт в виде основного для своей потребительской корзины. Даже товары (услуги) низшей ценовой категории должны обладать полным набором качественных характеристик (это справедливо и для потребителей, вынужденных покупать продукцию низкого сорта, для которых понятие «качество» несколько размыто), чтобы вследствие жесткой конкурентной борьбы не исчезнуть с соответствующего сегмента рынка.
Привязка качества к конкурентоспособности не случайна. Каждый вид товара обладает объективными и субъективными признаками, и, если внешняя (маркетинговая) оболочка представляется нам субъективным признаком (зависящим от представления о нем субъекта - покупателя), то объективные свойства продукта определяют именно его качественные показатели. Оба типа признаков товара важны при определении места продукта на «эталонном прилавке», более того, чрезмерное опережение одних из признаков характеристик из другой категории в большинстве случаев не приведет к росту спроса на товар, т.е. наибольшая польза, выраженная в увеличении продаж, может быть извлечена лишь в случае равномерного улучшения как объективных, так и субъективных признаков продукта.
Информация о работе Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия