Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:39, курсовая работа
В этой главе рассматриваются место пищевой промышленности в народном хозяйстве страны и особенности ее развития; роль и значение предприятий пищевой промышленности в удовлетворении потребности населения и повышения его жизненного уровня; проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики. Во второй главе “Современное состояние развития пищевой промышленности на примере Северо-Западного экономического района” анализируются структурные подразделения предприятий пищевой промышленности.
Стр. 3 -введение
Стр.4-14- глава 1 пищевая промышленность как хозяйственный мехазм
Стр.15-22- Глава 2. Современное состояние развития пищевой промышленности на примере Северо-Западного экономического района
Стр.23- заключение
Стр. 24-использованные источники
Всем федеральным округам удалось превзойти показатели предыдущего года.
Среди особенно отличившихся можно отметить Центральный, Уральский и Сибирский, которые обеспечили при рост выпуска молочных продуктов по сравнению с 2003 г. более чем на 4 %. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, суммарная доля которых в общем объеме производства молочной продукции России превышает 56 %. На рис. 1 представлены доли основных регионов-производителей цельномолочной продукции в общероссийском выпуске за 2004 г.
Рыбная промышленность представляет собой сложный набор предприятий, учреждений и организаций. Под рыбопромышленным комплексом понимается сочетание взаимосвязанных и взаимообусловленных производств и учреждений по добыче рыбы и морепродуктов, их переработке и сопутствующих производств. В состав рыбопромышленного комплекса входят: рыболовецкий флот, ремонтные и портовые базы, рыбоперерабатывающие предприятия, рефрижераторно-складское хозяйство, тарные и сетевязальные предприятия, научно-исследовательские институты рыбного хозяйства. Широкое развитие получило рыбное хозяйство и во внутренних водоёмах. Это развитие оказалось невозможным без комплексных рыболовно-мелиоративных работ. Пищевая промышленность больше чем другие отрасли связана с сельским хозяйством, так как получает от него сырьё (зерно, молоко, картофель, сахарную свёклу, морепродукты, мясо, фрукты и др.) и входит в состав агропромышленного комплекса. Большое значение имеют межотраслевые связи пищевой промышленности с машиностроением, энергетикой и другими отраслями промышленности. Современная наука обладает большими возможностями для увеличения производства продовольствия, в том числе – повышения плодородия почв, использования биологических ресурсов морских вод, широкого применения солнечной энергии и достижения селекции и генетики для улучшения сортов сельскохозяйственных культур и выведения более продуктивных пород животных, увеличения ассортимента товаров, более качественной и безопасной для здоровья населения обработки сельскохозяйственного сырья при производстве продуктов питания. Наличие потребителей продукции пищевой промышленности и разнообразие сырья обусловливают повсеместное распространение предприятий этой отрасли. Пищевая промышленность состоит из отраслей двух категорий, различных по масштабам и по характеру размещения. Одна группа производств пищевой промышленности – предприятия сахарной, маслодельной, винодельной, крупяной, чайной, консервной и рыбной промышленности – размещается ближе к источникам сырья. Например, мясокомбинаты создаются в
местах, где развито скотоводство, так выгодно перевозить мясо, а не скот.
Заводы по производству рыбных консервов размещаются в портовых городах. Другая группа производств пищевой промышленности – предприятия хлебопекарной, макаронной, кондитерской, пивоваренной промышленности – размещаются в основном в местах потребления продукции (в крупных населённых пунктах). Таким образом, развитие и размещение предприятий пищевой промышленности определяется: размещением населения, специализацией сельского хозяйства и, условиями транспортировки готовой продукции. Разнообразие сырья и наличие потребителей пищевых продуктов обусловливают повсеместное распространение предприятий пищевой промышленности. Но в одних местах они обслуживают нужды местного населения, в других – создают продукцию для многих районов страны.
Ликёроводочная промышленность
Производство спирта-сырца из пищевого сырья в 1999 г. составило 63 млн дал, что на 33 % выше, чем в 1998 г., водки и лике-роводочных изделий - 128 млн дал, что на 44 млн дал больше, чем в 1998 г.
1993-1997 гг. характеризуются снижением производства спирта и ликероводочных изделий. Это связано с тем, что российский рынок захлестнула волна импортной водки и спирта.
Резкий спад производства спирта и ликероводочных изделий вызван тем, что Федеральный закон установил акциз на спирт для производства алкогольной продукции в размере 80 % , что привело к увеличению цены в 5 раз. Не имея оборотных средств, предприятия практически были остановлены.
Чайная промышленность
Активное формирование рынка чая в России происходило в начале - середине 90-х гг. Чайными центрами с представительствами крупнейших поставщиков чая в Россию выступили Москва и Санкт-Петербург. Региональные компании, находящиеся в крупных городах России, выступили дистрибьюторами ведущих фирм.
Кризис 1998 г. сказался на рынке чайной продукции. Несмотря на рост цен, продажи чая в период с сентября по декабрь 1998 г. выросли, что было в основном связано с оттоком покупательской активности от других напитков (кофе, соки). При этом наблюдалась следующая закономерность — снижались объемы продаж листовых сортов чая, дорогих элитных сортов и рос спрос на гранулированный чай, более дешевый и менее качественный. Гранулированный чай осенью 1998 г. занимал 80-90 % всех объемов продажи чая (по данным аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг», 1998 г.).
На рынке появляются чаи из Кении. В начале мая 2002 г. в Россию приезжала делегация Kenya Tea Development Agency (KTDA Ltd) — крупнейшего кенийского экспортера чая. Руководство KTDA Ltd рассматривало Россию как один из перспективных рынков сбыта из-за значительного увеличения потребления пакетированного чая.
Кенийцы вели переговоры с компаниями «Орими Трейд», «Золотой слон», «Май», «Гранд». Покупать кенийский чаи выгодно - он дешевле цейлонского и почти не уступает ему в качестве. Но использовать его российские фасовщики были намерены как составляющую для купажных сортов. Позиционирование этого чая как отдельного продукта требовало крупных вложений в рекламу.
Современный рынок чайной продукции имеет свои особенности; выделяются уже не отдельные страны-производители, а конкретные марки чая.
Российский рынок чая сегодня значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему продаж (см. рисунок), входят два российских оператора: ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) и ОАО «Компания «Май» (Москва), а также две международные компании; Ahmad Tea Ltd.
(Великобритания) и Unilever (Великобритания-Нидерланды). Марки чая крупнейших производителей представлены в табл. 1. (по данным аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг», 2006 г.)
Соляная промышленность
Соляная промышленность насчитывает в своем составе 10 предприятий по добыче поваренной соли. В 1999 г. объемы добычи поваренной соли составили 3182 тыс. т, или 144 % к отчету 1998 г. При этом имеющиеся мощности использованы лишь на 40 %. Причиной слабого использования мощностей является уменьшение количества заключенных договоров поставки соли на производственные нужды для предприятий химической, энергетической, металлургической и других отраслей промышленности.
Для улучшения работы отрасли в 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации "О развитии производства поваренной соли", где были предусмотрены необходимые меры по созданию дополнительных мощностей. Однако, начиная с 1995 г. централизованные капитальные вложения, финансируемые из Федерального бюджета для пищевой и перерабатывающей промышленности, не выделяются.
Поступление дополнительных заявок от вышеуказанных организаций позволит в текущем году увеличить выработку йодированной соли в объеме до 3250 тыс. т.
2.1 Отрасли пищевой промышленности Северо-Западного экономического района
На территории Ленинградской области осуществляют свою деятельность около 160 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе 80 предприятий хлебопекарной, 25 – молочной, 20 – мясной, 15 – кондитерской, 5 – макаронной и др.
Наибольший вклад в развитие пищевой перерабатывающей промышленности Ленинградской области вносят муниципальные образования "Город Гатчина", "Выборгский район", "Ломоносовский район", "Лужский район", "Кингисеппский район". По состоянию на 1 января 2004 года от предприятий пищевой перерабатывающей промышленности в доходную часть областного бюджета поступило более 125 млн. рублей.
Псковская же область располагает половиной сельскохозяйственных угодий северо-запада России. Основу сельскогохозяйства составляют молочно-мясное животноводство, производство овощей и картофеля и льноводство. Пищевая промышленность занимает существенное место в объеме промышленного производства области, чему способствуют постоянно растущий спрос на продукты питания и благополучная экологическая ситуация региона. В настоящее время в области действуют более 80 предприятий, занятых переработкой местного сельскохозяйственного сырья. Предприятия отрасли расположены практически во всех городах и районных центрax области. При достаточно высоком качестве продуктов цены на них здесь на 10-15% ниже, чем у аналогичной продукции заводов С.Петербурга и стран Прибалтики, что обеспечивает им спрос не только в регионе, но и за его пределами. Особое внимание привлекает добыча и переработка рыбы. Территория области включает в себя значительную часть Псковско-Чудского водоема -одного из крупнейших озер Европы, славящегося своей экологической чистотой. Его запасы позволяют добывать 6000-7000 т рыбы ежегодно, при том что реальный вылов не достигает и половины этого количества. Огромный потенциал таят и малые водоемы Псковщины. Согласно оценкам специалистов, они способны давать до 1200 т рыбы ежегодно, однако сейчас вылов составляет чуть более 40 т. Хлебопекарная и кондитерская промышленность Ленинградской области традиционно является лидером по налоговым отчислениям в бюджеты всех уровней среди других отраслей пищевой перерабатывающей промышленности области. Так, за 2003 год предприятиями хлебопекарной промышленности было перечислено налогов на сумму более 150 млн рублей.
Основные тенденции развития хлебопекарной отрасли в Ленинградской области лучше всего видны на примере ОАО "Холдинговая компания "Петрохлеб", в состав которой входят 16 юридических лиц, владеющих 18 хлебопекарными производствами.
Важным сегментом в сфере предпринимательской деятельности является малое хлебопечение, имеющее большую социальную значимость. На территории области, по оперативным данным муниципальных образований Ленинградской области, осуществляют свою деятельность 61 мини-пекарня. Выпуск продукции составил 22,1 тыс. тонн, или 24% от общего объема производства хлебобулочных изделий.
Среди лучших предприятий хлебопекарной промышленности Ленинградской области необходимо отметить ОАО "Калищехлеб", ОАО "Гатчинский хлебокомбинат" и ОАО "Волховхлеб". Так, на "Гатчинском хлебокомбинате" смонтирована и запущена автоматическая линия по производству батонов, качество которых отвечает уровню мировых стандартов.
Сегодня основными поставщиками муки для хлебопекарных предприятий Ленинградской области являются городские мукомольные предприятия: ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова", ОАО "Петербургский мельничный комбинат", ОАО Мукомольный комбинат "Невская мельница".
Так как Ленинградская область не является зернопроизводящим регионом ввиду специфических природных условий, прослеживается явная зависимость конечной цены на хлебопродукты от цены на зерно. Соответственно вырастает и цена на муку, доля которой составляет в стоимости хлебобулочных изделий в среднем 50%.
Единственным предприятием Ленинградской области, занимающимся производством муки, является ОАО "Выборгский комбинат хлебопродуктов".
Начиная с 1999 года в хлебопекарной отрасли наблюдается снижение выпуска продукции. Происходит это в первую очередь из-за роста цен на хлебобулочные изделия, который обусловлен повышением тарифов на электроэнергию, увеличением цен на муку, а также из-за уменьшения численности населения постоянно проживающего на территории области. В качестве одной из причин можно также назвать и неэффективную сбытовую политику некоторых предприятий - производителей, которые не выдерживают жесткой конкуренции и уступают позиции городским компаниям.
Среди лучших предприятий кондитерской отрасли необходимо отметить ЗАО "Кондитерское объединение "Любимый Край". По итогам года предприятие удостоено звания "Лучшее предприятие Ленинградской области".
В целом за 2003 год предприятиями хлебопекарной и кондитерской промышленности произведено 14,5 тыс. тонн кондитерских изделий, что составило 117,9% к уровню 2002 года. Прогнозируется дальнейшее повышение уровня производства за счет ввода новых мощностей на предприятиях ООО "Изюминка" и ООО "Вереск". Продукция ООО "Изюминка" пользуется большой популярностью у любителей сладостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В Новгородской области существуют 22 предприятия, которые занимаются выпечкой хлеба. В отрасли работают 1 тыс. 150 человек. Закупки сырья для хлебопечения здесь осуществляются централизованно. На предприятиях выпускается 35 видов хлебобулочных изделий, 20 из них — собственные разработки.
Псковский хлебокомбинат - одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Псковской области. Доля продукции хлебокомбината на рынке хлебобулочных изделий Пскова и Псковской области превышает 50%. Тем не менее, развитие предприятия на протяжении многих лет сдерживало очень важное обстоятельство - 49 % акций ОАО «Псковский хлебокомбинат» находятся в муниципальной собственности.
В такой ситуации предприятию было крайне сложно развиваться, с одной стороны, у муниципалитета не было средств, чтобы инвестировать, но было желание получать дивиденды, с другой стороны, возникало опасение, каким будет инвестор, решившийся на приобретение муниципального пакета акций.