Роль и значение пищевой промышленности в системе рыночной экономики . Перспективы развития отросли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В этой главе рассматриваются место пищевой промышленности в народном хозяйстве страны и особенности ее развития; роль и значение предприятий пищевой промышленности в удовлетворении потребности населения и повышения его жизненного уровня; проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики. Во второй главе “Современное состояние развития пищевой промышленности на примере Северо-Западного экономического района” анализируются структурные подразделения предприятий пищевой промышленности.

Содержание

Стр. 3 -введение
Стр.4-14- глава 1 пищевая промышленность как хозяйственный мехазм
Стр.15-22- Глава 2. Современное состояние развития пищевой промышленности на примере Северо-Западного экономического района
Стр.23- заключение
Стр. 24-использованные источники

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

                                                             7

ввоза и реализации импортных некачественных и фальсифицированных товаров.

По этой причине ажиотажный спрос на импортное продовольствие резко снизился. Из поступившего в Россию импортного продовольствия забрасывают от проверочного количества: от 30 до 50 % сахара, крупы, чая, маргарина и майонеза, яиц куриных, мясо птицы, рыбы и рыбопродуктов, консервов рыбных, водки, ликероводочных изделий и вина, более половины масла животного, консервов мясных и др. В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию особенно актуальной становится необходимость усиления роли государства в обеспечении повышения качества продукции агропромышленного комплекса. Потребуется выработать единые требования к качеству продукции, гармонизировать основные показатели ее безопасности, действующие в России и других странах. Как известно, государственное регулирование повышения качества продукции осуществляется прежде всего через стандартизацию и сертификацию. В настоящее время фонд нормативных документов по стандартизации на пищевые продукты включает в себя около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов, 30 республиканских стандартов, 3500 технических условий. В существующей системе государственных стандартов, к сожалению до сих пор не уделялось должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Решение вышеперечисленных проблем напрямую связано финансированием научно-исследовательских работ. Однако за последние годы на НИИОКФ по отраслевой программе стандартизации средств не выделялось. Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. В настоящее время готовится к рассмотрению федеральная целевая программа по стабилизации и развитию инженерной сферы АПК и созданию новой техники на 2000-2005 г.г. Особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности продукции плодоовощной промышленности. В первую очередь это относится к способу и виду упаковки готовой продукции. Особенно тревожна практически бесконтрольная закупка предприятиями не сертифицированного оборудования за рубежом. Следует подчеркнуть, что многие проблемы обеспечения безопасности и сохранности пищевых продуктов, а чем сказано выше, требуют решения законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Разработка системы государственных стандартов по производству продовольственных товаров и закупаемой за рубежом пищевой продукции, сертификации отечественного и импортируемого технологического оборудования, координации работ по защите потребителя от недоброкачественной продукции возлагается на федеральные органы с обязательным участием отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений; Лицензию на производство важнейших видов продовольствия выдаются только после обеспечения производителем пищевых продуктов гарантий страховой защиты на качество выпускаемой продукции. При этом имеется в виду, что федеральный уровень должен взять на себя решение вопросов организации внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, анализа и прогнозирования деятельности, планирования финансового обеспечения, организации кредитования, подготовки кадров, научно-технической политики по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности с федеральной, муниципальной и смешанной формами собственности.

1.3 Отрасли пищевой промышленности. Хлебопекарная и макаронная промышленность

В 1999 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 8,9 млн т или

108 % к уровню 1998 г. Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из

                                                               8

основных, доступных по цене продуктов питания в рационе российских граждан. Хлебопекарная и макаронная промышленность по сравнению прошлым годом наращивала объемы производства.

Сохраняется значительный рост выпуска макаронных изделий на предприятиях г.Санкт-Петербурга (200 %), Псковской области (210 %), Тверской области (262 %), Московской области (226 %) и др. В настоящее время потребительский рынок обеспечивается макаронной продукцией отечественных производителей. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворялся повсеместно, а использование мощностей предприятий не превысило 50 %.

Основной проблемой в работе хлебопекарной промышленности является продолжающееся ухудшение финансового состояния отрасли в целом, вызванного неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения бюджетных организаций, таких, как МВД, Минюст, Минобороны и Минздрав России.

Выработка макаронных изделий в 1999 г. составила 679 тыс. т или 122 % к 1998 г. В подавляющем большинстве регионов наблюдается стабильный рост отечественного производства, что связано с финансовым кризисом и сокращением импорта макаронных изделий. Значительное увеличение производства (с 34 тыс. т до 64 тыс. т) произошло в сентябре, когда его рост составил 188 % к предыдущему месяцу, что было вызвано ажиотажным спросом на макаронные изделия.

Производство муки на предприятиях мукомольной промышленности в1999 г. составило 12,2 млн т с приростом выработки продукции за год на 9 %. Третий квартал 1999 г. характеризуется устойчивым ростом выпуска готовой продукции на мукомольных предприятиях. В сентябре текущего года отмечался повышенный спрос населения на муку, особенно высоких сортов, что позволило многим предприятиям отрасли наладить ритмичную бесперебойную работу. Массовое поступление зерна нового урожая приостановило дефицит зернового сырья и в результате увеличился выпуск продукции в 1,5 раза. Гречневая и рисовая крупа - широко потребляемые виды круп.

Суммарная мощность предприятий мукомольной промышленности составила 20,3 млн. т в год. Однако коэффициент использования мощностей остается низким.

Мясная промышленность Продуктами мясной гастрономии являются различные виды колбас, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные деликатесы, ветчина, паштеты и др. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая овощам, фруктам, молочным и хлебобулочным изделиям.

Рынок мясной гастрономии отличается разнообразием - ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 г. на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2006 г. их число выросло до 5,5 тыс., т.е. на 10%.

Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точку – рост того ассортимента, который нужен потребителю. Так, количество разновидностей мясной гастрономии, представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%.

Расширение ассортимента продукции мясной гастрономии происходит в торговых точках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор продуктов мясной гастрономии уже и так достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших продовольственных магазинах и павильонах. пищевой промышленность регион экономический

Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних

                                                                                           9

двух лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в секторе колбасных изделий. Так, сократилась доля популярных и доступных по цене вареных колбас и увеличился удельный вес более дорогих полукопченых и сырокопченых колбас.

Эксперты мясного рынка считают, что крупные российские мясоперерабатывающие предприятия начинают терять свои позиции, а их место занимают молодые и быстроразвивающиеся компании. Так, еще два года назад никому не известная компания «Вегус» теперь занимает пятую позицию в рейтинге на московском рынке продуктов мясной гастрономии (5,9%). На 11-м месте – компания «Богатырь»(ее доля на московском рынке – 4,1%), которая еще год назад не входила в рейтинг 20-ти крупнейших компаний. Претендентами на лидирующие позиции на рынке стали — ТД «Рублевские колбасы и деликатесы», «Снежана», «Колбасный Дом Бородина», занимающие 12-ю, 13-ю и 14-ю позиции в рейтинге московского рынка.

В то же время Черкизовский мясоперерабатывающий завод потерял по сравнению с прошлым годом около 4% своей доли рынка, компания «Царицыно» переместилась на 6-ю позицию рейтинга, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - на 7-ю, а Таганский мясоперерабатывающий комбинат — на 10-ю.

Данная тенденция соответствует прогнозам о том, что лидирующие позиции на рынке уже через 5-7 лет займут молодые динамичные компании, способные выводить на рынок бренды, ориентированные на конкретные группы потребителей.

По мере развития рынка потребности и ожидания потребителей все больше дифференцируются. Для производителей это означает раздробление рыночных сегментов и потребители к каждому из них имеют совершенно особые требования. Респонденты отмечают, что сейчас настало такое время, когда покупатели подбирают производителя по понравившемуся вкусу вырабатываемой им продукции. Данные области относятся к регионам, обеспечивающим потребности других областей. Число областей, в которых ощущается дефицит изделий мясной гастрономии местного производства, значительно превосходит число регионов-поставщиков. Наибольшими экспортными потенциалами располагают области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, при этом в остальных округах России отмечается недостаток внутреннего производства.

Такая ситуация объясняется концентрацией крупных мясокомбинатов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Крупные мясокомбинаты имеют значительное преимущество перед региональными предприятиями в виде развитой системы маркетинга: изучение рынков сбыта, разработка стратегии продвижения, наличие национальных брендов, ценовое позиционирование продукции, предназначенной для реализации в регионах, которая позволяет им вытеснять с региональных рынков местных производителей.

В условиях конкуренции с лидерами рынка региональные предприятия не полностью используют свои мощности и очевидные для них преимущества: лояльность потребителя к местным производителям, возможность работать на собственном сырье, т.е недооценивают собственные потенциалы развития.

Во многих регионах на долю изделий мясной гастрономии местных производителей приходится всего от 15% до 30% емкости рынка, остальные объемы принадлежат лидерам отрасли. При этом 40-60% населения регионов отдают предпочтение продукции местных производителей. Таким образом, в ряде областей возникает ситуация, когда мясокомбинаты, не имея собственных стратегий развития, отдают до 30% рынка конкурентам. С ростом объемов импортных изделий увеличился объем экспорта.

Увеличение объемов импортных изделий мясной гастрономии объясняется

                                                             10

ростом спроса населения на нее.

Увеличение экспорта свидетельствует о том, что изделия ведущих российских мясоперерабатывающих комбинатов пользуется популярностью за рубежом, и предприятия налаживают связи с зарубежными фирмами по сбыту части своей продукции.

В 2006 г. в Россию изделия мясной гастрономии поставляло 30 государств. На долю 7 стран - отправителей колбасных изделий за период январь-октябрь 2004 г. приходилось 81 %.

Изделия мясной гастрономии в Россию поставляют в различном ассортименте. Основную долю в объеме импорта занимают сосиски и сардельки в вакуумной упаковке, вареные колбасные изделия, поступают из Польши, Финляндии и Германии, а грудинка и бекон сырого копчения — из Бельгии.

Молочная и маслодельная промышленность получила развитие в советское время с ростом численности городского населения. Предприятия по производству цельномолочной продукции – молока, сметаны, творога, кефира – созданы во всех экономических районах и промышленных центрах России.

В 1999 г. произошло снижение по сравнению с 1998 г. производства отдельных видов молочных продуктов, что связано прежде всего с сокращением поголовья коров.

Производство молока во всех категориях хозяйств составило 31,8 млн. т (96 % к 1998 г.).

В молочной промышленности основной причиной снижения выработки продукции является сокращение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшение поступления его на промышленную переработку. Производство молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 81 регионе Российской Федерации.

Продолжающееся уменьшение объемов поставки сырья на промышленную переработку не позволило предприятиям молочной промышленности в 1999 г. стабилизировать производство молочных продуктов и обеспечить его рост. Ресурсы для промышленной переработки в 1999 г. уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3 % (767 тыс. т) и выработка масла животного составила 257 тыс. т, или на 18 тыс. т меньше , чем в прошлом году, цельномолочной продукции - 5421 тыс. т или на 47 тыс. т больше, чем в 1998 г.

В этих условиях многие предприятия принимают меры по максимальному вовлечению сырья в промышленную переработку, комплексному и рациональному его использованию, выпуску более конкурентоспособной продукции с улучшенным качеством и товарным видом, более длительным сроком хранения.

Ежегодное сокращение объемов производства молочных продуктов отрицательно сказывается на экономических и финансовых показателях работы предприятий молочной промышленности.

Особенно остро ощущается дефицит оборотных средств в период сезона массовой переработки молока, когда имеется возможность дополнительного привлечения сырья для увеличения производства молочных продуктов. Задолженность предприятий молочной промышленности только сельхозпроизводителям за сырье (молоко) на 1 июля 1999 г. составила 5,2 млрд. руб.

Производство цельномолочной продукции в России в последние годы продолжает увеличиваться. В 2002 г. прирост объемов продукции составил 10,95 %, в 2003 г. - 5,07, в 2004 г. - 2,96 %.

В табл. 1 представлен выпуск цельномолочной продукции в перерасчете на молоко в 2004 г. в разрезе федеральных округов страны.*

                                                             

                                                            11

                                                   

 

 

Таблица 1

Федеральный округ

Производство цельномолочной продукции в перерасчете на молоко

2004 г 

К 2003 г.,%

Доля региона,%

Всего по России

8723398

102,96

100,00

Центральный

3162045

104,03

36,25

Северо-Западный

1026383

101,73

11,77

Южный

877507

102,62

10,06

Приволжский

1769527

100,80

20,28

Уральский

685809

104,20

7,86

Сибирский

1002059

104,07

11,49

Дальневосточный

200068

103,87

2,29

Информация о работе Роль и значение пищевой промышленности в системе рыночной экономики . Перспективы развития отросли