Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и характеристика основных разделов бизнес-плана
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
– Изучить понятие и сущность бизнес-плана
– Рассмотреть цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана
– Рассмотреть структуру бизнес-плана
– Рассмотреть особенности бизнес планирования на примере предприятия ООО «АКВА ВИТА».
Введение
3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
5
Понятие и сущность бизнес-плана
5
Цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана
6
Характеристика разделов бизнес плана
7
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО "АКВА ВИТА".
20
2.1 Характеристика предприятия ООО «Аква-Вита»
20
2.2 Планирование объема производства ООО «Аква-Вита» как основной раздел бизнес-плана
21
ГЛАВА 3. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
27
Заключение
29
Список литературы
– какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы;
– каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков;
– какова реакция рынка на новые товары (услуги);
– проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?
После ответа на эти вопросы необходимо представить:
– оценку потенциальной емкости рынка;
– оценку потенциального объема продаж;
– оценку реального объема продаж.
Конкуренция на рынках сбыта в этом разделе необходимо сообщить потенциальным партнерам и инвесторам все, что известно о конкуренции на том рынке, куда должна поступить продукция. Знание конкурентов – ключ к планированию будущего успеха в бизнесе. Существует много способов анализа конкурентов. Можно приобрести продукцию конкурентов и проанализировать ее. Можно проанализировать сведения, полученные от клиентов ваших конкурентов. В любом случае важно объективно оценить сильные и слабые стороны конкурентов, удержаться от серьезной ошибки при составлении бизнес-плана. Для этого необходимо собрать следующую информацию о своих конкурентах:
– кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
– как обстоят их дела с объемами продаж, доходами
– много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий?
– что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?
– каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы в общих чертах, их политика цен?
План маркетинга.
Маркетинг — это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.
Раздел, посвященный маркетингу,
считается одной из важнейших
частей бизнес-плана, поскольку в
нем непосредственно говорится
о характере намечаемого
В данный раздел бизнес-плана целесообразно включить следующие пункты:
1. Цели и стратегия маркетинга.
В этом пункте на основе
результатов стратегического
– продаже конкретных товаров (услуг);
– проникновению на конкретные рынки;
– перспективам роста рынков;
– выпуску новых товаров (услуг);
– конкурентной борьбе на рынках.
Необходимо помнить, что никакие цели организации не могут быть достигнуты, если ее товары не пользуются спросом. Поэтому управление маркетингом рассматривается и как управление спросом. В зависимости от состояния спроса применяются различные типы маркетинга (Приложение 4).
Существуют следующие стратегии маркетинга:
– Стратегия интенсивного маркетинга - используя данную стратегию, фирма устанавливает высокую цену на товар и расходует много средств на стимулирование сбыта.
– Стратегия выборочного
проникновения – при
– Стратегия широкого проникновения – данная стратегия характеризуется установлением низкой цены на товар и высокими затратами на маркетинг. Она считается наиболее успешной для быстрого продвижения на рынок и захвата максимальной его доли.
– Стратегия пассивного маркетинга – при данной стратегии устанавливается низкая цена на товар и незначительные расходы на стимулирование продаж. Она оправдана, когда уровень спроса определяется в основном ценой.
2.Ценообразование. Это один из важнейших элементов маркетинга, который представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: сбора и анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный промежуток времени, выбора основных методов ценообразования, установка определенного уровня цены и формирования системы скидок, изменение ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
Существует три группы методов ценообразования:
– затратная группа;
– методы с ориентацией на конкурентов;
– методы с ориентацией на спрос.
3.Следующим не менее важным элементом плана маркетинга является схема распространения товаров, другими словами организация каналов их распределения.
Канал сбыта – представляет собой путь, по которому товары движутся от производителя к потребителям. На данном пути товар проходит чреду посредников – фирм или отдельных лиц, которые в свою очередь принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на отдельный товар или услугу. Канал сбыта характеризуется числом составляющих его звеньев или уровней. Уровень канала сбыта – это любой посредник, который способствует приближению товара к конечному потребителю.
4.Еще одним пунктом в данном разделе является стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта – это разнообразные средства кратковременного побудительного воздействия на покупателя или продавца, такие, как купоны, премии, конкурсы, стимулирующие потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал фирмы. В настоящее время наиболее распространены купоны – рекламные объявления, предоставляющее право на скидку. Связано это с тем, что используя купон скидку можно получить моментально, а это очень удобно и выгодно покупателю. Также существуют такие формы стимулирования как, сампинг (это бесплатное распространение образцов), различные индивидуальные скидки, лотереи, организация дегустации продуктов питания, выставок–продаж и т.д.
Следующим разделом в структуре бизнес–плана является план производства. Этот раздел разрабатывается только для тех организаций, которые планируют заниматься производственной деятельностью. Главной задачей является доказать потенциальным партнерам то, что фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемыми качественными характеристиками. Обычно производственный план рассчитывается на 2–3 года, а для крупных предприятий на 4–5 лет. В зависимости от вида бизнеса в производственном плане дается краткое описание принципов технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Формирование производственного плана происходит на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия. Информация, содержащаяся в производственном плане, необходима для понимания того, способно ли предприятие нормально существовать, принося прибыль. Внешние инвесторы заинтересованы в стратегических элементах производственного плана, таких как существующая и планируемая степень использования производственных мощностей, состояние инфраструктуры, трудовые отношения в данной отрасли промышленности, стратегические союзники и технологические возможности.
В данном разделе важно указать следующее:
– где будут производиться товары (услуги),на действующем или на вновь создаваемом предприятии;
– какие для этого потребуются мощности в настоящее время и в дальнейшем;
– где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали;
– предполагается ли производственная кооперация и с кем;
– какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда продукция будет сбываться. На схеме производственных потоков обязательно нужно указать, на каких стадиях технологического процесса и какими методами будет проводиться контроль качества. При этом в процессе производства рекомендуется выделить следующие этапы: разработка продукта, его изготовление и внешние воздействия, которые дают предпринимателю возможность рассмотреть факторы, находящиеся вне сферы его контроля и влияющие на характер производственной деятельности. Особое внимание следует уделить вопросам, относящимся к требованиям техники безопасности и экологической чистоты. Для контроля качества продукции могут быть использованы следующие операции: измерение, анализ, испытание. Важное значение для кредиторов имеет расчет производственной программы фирмы и в соответствии с этим обоснование целесообразности и возможности увеличения ее производственных мощностей.
Производственная программа
рассчитывается на основании имеющихся
производственных мощностей предприятия
в разрезе выпускаемой
Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции при оптимальных условиях производства и определяется по мощности ведущего звена, конкретно по ведущему цеху, а внутри цеха - по ведущей группе оборудования.
Организационный план – это следующий раздел бизнес-плана, в котором приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на ней. Организационный план разрабатывается в первую очередь для новых создаваемых или реорганизуемых предприятий, т.к. именно в нём закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации. В разделе целесообразно отразить характер отношений с федеральными органами власти и местной администрацией. Желательно привести аргументы, показывающие их заинтересованность в проекте. В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, которая определяется как:
– комплекс оформленных задач, поручаемых сотрудникам и подразделениям;
– взаимоотношения формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости;
– разработка систем, обеспечивающих
эффектную координацию
При описании организационной структуры необходимо указать:
– какова структура управления фирмой;
– кто и чем будет заниматься;
– как все службы будут взаимодействовать между собой;
– как намечается координировать и контролировать их деятельность.
Различают следующие структуры управления. (Приложение 2)
Также в данном разделе обосновывается потребность в персонале для реализации проекта на различных уровнях управления. В нем должна содержаться следующая информация:
итоговая смета расходов на персонал
Следующим разделом бизнес-плана является риски в деятельности фирмы. Главная задача этой части бизнес-плана – разработка мер по минимизации последствий рисков. Обстоятельства риска могут быть объективными, которые не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия), и субъективными, которые связаны с волей и сознанием людей (принятие неправильных решений, пренебрежение техникой безопасности). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации последствия рисков компенсируются механизмом страхования. Однако субъективные рисковые обстоятельства можно минимизировать принятием правильных решений с использованием численных методов теории вероятностей и математической статистики.
К основным факторам риска относятся:
–стихийные бедствия;
–политическая нестабильность;
–финансовая нестабильность;
–рыночная конъюнктура;
–недобросовестность деловых партнеров;
– ущемление прав предпринимателей государственными органами;
– вымогательство со стороны государственных чиновников;
– вымогательство со стороны криминальных структур;
– недобросовестность отдельных сотрудников предприятия.
По каждому существующему фактору риска в бизнес-плане разрабатываются мероприятия по минимизации вероятного ущерба. Кроме государственных и частных страховых компаний, которые осуществляют различного рода страхования, рекомендуется также осуществлять самострахование, которое представляет собой создание системы натуральных и денежных страховых фондов непосредственно на предприятии.
Финансовый план итоговый раздел в структуре бизнес-плана. Это наиболее сложный раздел бизнес-плана. В разделе «финансовый план» указываются:
– объем финансовых средств, требуемых для реализации проекта;
– источники получения финансовых средств и их форма;
– доля средств, привлекаемая в форме кредита;
– доля средств, привлекаемая из акционерного капитала;
– планируемая величина отношения заемных и собственных
средств, необходимых для осуществления проекта;
– на каких условиях может быть получен кредит для осуществления данного проекта.
Данный раздел представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и указывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования определяются финансовые цели и ориентиры фирмы, устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы, формулируется последовательность действий по достижению поставленных задач. В финансовом разделе бизнес-плана нужно продемонстрировать следующие основные показатели:
Информация о работе Роль бизнес – плана в деятельности предприятия