Роль бизнес – плана в деятельности предприятия, порядок его разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрывается необходимость, сущность, структура и типы бизнес-планов; во второй главе исследуется построение бизнес-планов, рассматривается бизнес-проект по созданию сети кафе – бистро и бизнес-план открытия кафе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......................с. 3
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии с. 5
1.1. Бизнес-план как основной элемент планирования на предприятии……с. 5
1.2. Необходимость и сущность бизнес планирования с. 7
1.3. Типы бизнес-планов с. 11
Глава 2. Разработка бизнес - плана с. 13
2.1. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………………...с. 13
2.1.1. Резюме…………………………………………………………………...с. 13
2.1.2. Описание продукта (услуги)…………………………………………...с. 14
2.1.3. Анализ рынка сбыта…………………………………………………….с. 14
2.1.4. Оценка конкурентов…………………………………………………….с. 15
2.1.5. Стратегия маркетинга…………………………………………………..с. 15
2.1.6. План производства……………………………………………………...с. 16
2.1.7. Организационный план…………………………………………………с.17
2.1.8. Финансовый план с.17
2.2. Анализ бизнес-проекта открытия сети кафе-бистро……………………с. 18
2.3 Бизнес-план открытия кафе……………………………………………….с. 28
2.3.1. Описательная часть бизнес-плана кафе………………………………..с.28
2.3.2. Финансовая часть бизнес-плана открытия кафе………………………с. 30
Заключение……………………………………………………………………….с. 31
Список литературы………………………………………………………………с. 33

Работа содержит 1 файл

Кафедра.docx

— 168.92 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">Источник: [5, с. 75]

При этом постановка целей может  быть представлена следующим образом:

  1. Определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности.
  2. Конкретизация перспективы бизнеса в виде количественных и качественных показателей развития.
  3. Привлечение внимания и интереса, обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов фирмы.
  4. Получение ценного опыта планирования, выявление слабых и сильных сторон организации.

В отличие от традиционного плана, организация бизнес-плана учитывает  не только внутренние цели предпринимательской  деятельности, но и внешние, которые  могут быть полезны вновь созданному бизнесу. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются потенциальные  потребители и поставщики фирмы.

Специалисты-рыночники считают, что  чем больше рынка, тем важнее план. При этом план надо понимать как  сбалансированный с ресурсами комплекс мероприятий, учитывающий возникающие  в новых условиях риски потери средств и очень ограниченное воздействие государства на правила  рыночной экономики.

Разработка бизнес-плана требует  профессиональных знаний в области  управления, финансах, маркетинге. Поэтому  даже небольшие фирмы на Западе обращаются к экспертам за консультацией  или к специалистам, предлагающим услуги по составлению бизнес-плана.

Однако составление бизнес-плана  требует личного участия руководителя или предпринимателя, открывающего свое дело. Руководящая роль первого  лица в процессе бизнес-планирования обусловливает необходимость его участия в моделировании будущей деятельности, соизмеряя с ней свои силы, ресурсы предприятия, возможности привлечения дополнительных средств и их эффективное использование. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Включаясь в эту работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя - хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это  не означает, конечно же, что не надо пользоваться услугами консультантов - наоборот, привлечение экспертов  весьма приветствуется инвесторами [9, с. 156].

Ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана. Не всегда его требуют  даже банки, предоставляя кредиты. Но пренебрегая  составлением бизнес-плана, предприниматель  оказывается не готов к ожидающим  его неприятностям и начинает обычно импровизировать. А это чаще всего заканчивается плачевно. Поэтому  лучше не пожалеть времени  и заняться бизнес-планированием.

1.3.   Типы бизнес-планов.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис.1. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему) [2, с. 110].

Рис. 1


 


 




 




 

 

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового  оздоровления является основным документом для

неплатежеспособных предприятий  и служит:

  1. для выработки стратегии выживания предприятия;
  2. составления плана проведения реорганизационных процедур;
  3. организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
  4. обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

В рамках одной организации  может разрабатываться и общий  стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка бизнес-плана

2.1.    Этапы разработки производственного  бизнес-плана.

Бизнес план состоит из следующих разделов:

1. Резюме

2. Описание  продукта (услуги)

3. Анализ  рынка сбыта

4. Оценка  конкурентов

5. Стратегия  маркетинга

6. План производства

7. Организационный  план

8. Финансовый  план [7, с. 227]

2.1.1.    Резюме

Резюме  представляет собой краткий обзор  бизнес-плана. По его содержанию инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес – план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого  проекта.

В этом разделе  бизнес – плана определяются все  направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические  возможности фирмы. После определения  сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает  цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение  общего объема продаж в несколько  раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг  или повышение качества продукции, а также снижение сроков освоение новых видов продукции, проникновение  на рынки и вытеснение старых товаров.

В конце  резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта  в будущем. Необходимо отметить, что  резюме составляется после составления  бизнес-плана [7, с. 227-228].

2.1.2.    Описание продукта (услуги)

В этом разделе  приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции  или услуг. При этом необходимо ответить на следующие вопросы.

Какие потребности  призван удовлетворять данный продукт (услуга)?

Какой полезный эффект можно получить от данного  товара (услуги)?

Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

Полезный  эффект – это то, ради чего приобретается  товар. Отличительные особенности  товара – это то, что делает возможным  получить полезный эффект. Два элемента – потребительные свойства товара и цена – являются определяющими  для покупателя при совершении покупки  и главными составляющими конкурентоспособности  товара, отражающей его отличие от товара-конкурента. Очень важный и весьма часто упускаемый из виду момент – это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили оказанные услуги.

В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его  внешний вид, если необходимо – и  упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть  цену товара и те затраты, которые  необходимо будет осуществить при  его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль [7, с. 228-229].

2.1.3.    Анализ рынка сбыта

В этом разделе  должно быть показано, что продукция  или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия  добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с  выходом на рынок и возможные  риски.

При этом целесообразно обратить внимание на следующее:

-  насколько  часто и охотно покупатели  приобретают товар или обращаются  за услугой;

- кто именно  покупает товар или обращается  за услугами;

- сколько  времени потребовалось для реализации  всей партии товара или оказания  услуги;

- как реагируют  покупатели на цену товара. Можно  поиграть с ценой товара и  посмотреть, повлияет ли ее снижение  на скорость продажи и расширение  круга потребителей [7, с. 230].

2.1.4.     Оценка конкурентов 

В условиях нашего ненасыщенного рынка такой  анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ситуация может  измениться в любой момент, а бизнес необходимо ориентировать с расчетом на будущее. Поэтому в этом разделе  бизнес-плана необходимо ответить на следующие вопросы:

Кто является конкурентом сегодня, и в каком  состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

Каковы  отличия товара (услуги) от аналогичных  товаров (услуг) конкурентов?

Каковы  шансы и возможности появления  новых конкурентов?

В чем  их можно превзойти?

Цель  данного раздела – облегчить  выбор подходящей тактики конкурентной борьбы. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный  анализ действий конкурентов может  заставить сменить стратегию  и внести коррективы в текущую  деятельность, чтобы успешнее противостоять  соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют  привлекает новых конкурентов [7, с. 230-231].

2.1.5.    Стратегия маркетинга

В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» - главная формула маркетинга.

Произвести  товар, по своим параметрам соответствующий  запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия  для превращения потребности  в реальный спрос. Коммерческий успех  фирмы в большей степени зависит  от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения.

Основными элементами являются:

  1. Схема распространения товара.
  2. Ценообразования.
  3. Реклама.
  4. Методы стимулирования потребителей.
  5. Формирование и поддержание хорошего мнения о товаре [7, с. 231-232].

2.1.6.    План производства

План  производства готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой  – либо продукции или услуги. Главная задача раздела – подтвердить  расчетами, что создаваемая фирма  в состоянии реально производить  необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым  качеством. Прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы:

Где будут  производиться товары – на действующем  или на вновь создаваемом предприятии?

Какие для  этого потребуются мощности сегодня  и в дальнейшем?

Где, у  кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие  детали?

Предполагается  ли производственная кооперация и с  кем?

Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно  решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции [7, с. 232-233].

2.1.7.    Организационный план

В этом разделе  бизнес-плана речь идет о том, с  кем лучше организовать дело и как наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы.

Какие специалисты  понадобятся для успешного ведения  дела?

На каких  условиях будут привлекать специалистов – на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?

Как будет  оплачиваться труд каждого работника  фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит  доходность фирмы. Заработная плата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.

Информация о работе Роль бизнес – плана в деятельности предприятия, порядок его разработки