3.
Неформальные процедуры
отбора и оценки
инвестиционных проектов
Общая
характеристика неформальных
процедур
Всякий
проект характеризуется несколькими
видами показателей (интегральные показатели,
показатели, связанные с потоком
и балансом наличности и т.д.).
В
каждый из видов показателей
входят несколько конкретных показателей.
Некоторые из них дополняют друг
друга, другие (например, различные
интегральные показатели) в известной
степени независимы. Показатели, относящиеся
к разным видам, также могут образовывать
различные сочетания.
Нередко
для отбора вариантов проекта
и принятия решения о его осуществлении
приходится использовать экспертные (неформальные)
процедуры для учета значений
всех факторов и их взаимосвязей.
3.
Принятие решения на
инвестирование
Фирма-инвестор
до принятия решения на инвестирование
должна определиться в своей системе
приоритетов. Возможные варианты приоритетов:
- общественная
значимость проекта;
- влияние на
имидж инвестора;
- соответствие
целям и задачам инвестора;
- соответствие
финансовым возможностям инвестора;
- соответствие
организационным возможностям инвестора;
- рыночный
потенциал создаваемого продукта;
- период окупаемости
проекта;
- прибыль;
- уровень риска;
- экологиичность
и безопасность проекта;
- соответствие
законодательству.
Можно
использовать в качестве критерия некоторую
свертку показателей по этим приоритетам.
3.
Процедура отбора инвестиционных
проектов
Процедуры
отбора, приводимые ниже, основываются
на следующих предпосылках:
-
государство может осуществлять
функции посредника и организатора
инвестиционной деятельности, создавать
соответствующую инфраструктуру;
-
государство может оказывать
инвесторам и реципиентам прямую
и косвенную поддержку, если
это соответствует его коренным
интересам, или участвовать с
ними в совместной предпринимательской
деятельности;
-
государство может выступать
в качестве инициатора новых
организационных форм инвестиционной
и инновационной деятельности, в
том числе и инициатором создания
специальных инвестиционных фондов
для концентрации средств различных
источников (в том числе государственных
предприятий и частных предпринимателей)
в целях реализации приоритетных
для государства проектов.
Одной
из важнейших характеристик проекта,
определяющих условия его отбора,
является связанный с ним инвестиционный
риск, отражающий вероятность потери
вложенных средства вследствие различных
социальных, политических и экономических
причин.
Варианты
ситуаций при отборе
проектов
При
формировании списка проектов, подлежащих
поддержке, участию или прямому
финансированию со стороны государства,
необходимо учитывать существенные
различия в возможных ситуациях.
Предметом
рассмотрения могут быть:
-
проекты, предназначенные для
реализации предварительно разработанных
и утвержденных федеральных программ,
т.е. формируемые под заранее
заданный срок и результат;
-
проекты, ориентированные на реализацию
приоритетного для государства
производственного или научно-технического
направления;
-
инициативные проекты вне рамок
приоритетных направлений.
Решения
о структуре распределения средства
принимаются на основании приоритетов,
указанных в инвестиционной программе
на текущий год.
Предварительные
стадии выбора
При
выборе проектов должна учитываться
их полезность для государства. На данном
этапе в инвестиционных программах
еще не конкретизируются субъекты реализации
ни в производственной, ни в научно-технической
сфере или содержат только предварительную
информацию о них. Этап содержит две
стадии:
-
структуризация приоритетных направлений,
которая понимается как системный
анализ проблемы их реализации,
выявление ее составляющих и
оценка возможности решения возникающих
задач в рамках имеющихся доступных
средств. Методы реализации этой
стадии являются экспертно-аналитическими
и включают построение дерева
целей (которое является развитием
соответствующих целей целевого
критерииального комплекса), дерева проблем,
анализ достаточности существующих организационных
структур и т.п.
-
формирование принципиальных (предварительных)
программ реализации проблемы
в целом или ее укрупненных
составляющих с опорой на программно-целевые
методы.
На
этой стадии может также оцениваться
верхняя граница возможных затрат,
которая впоследствии будет служить
ориентиром для соответствующих
критериев оценки проектов и разработок.
При
формировании инвестиционных программ
критериями качества
служат:
- полнота реализации
направления мероприятиями, включенными
в программу;
- оперативность;
- уровень наукоеемкости;
- степень управляемости
или надежности;
- опора на
доступные ресурсы;
- связь со
смежными отраслями экономики;
- совершенствование
инфраструктуры;
- поддержание
занятости и создание новых рабочих мест;
- надежность
потенциальных инвесторов;
- возможность
последующей диверсификации;
- другие критерии,
отражающие стратегические задачи и экономическую
конъюнктуру.
Для
реализации программ осуществляется создание
(по мере необходимости) специализированных
организационно-институциональных
структур. Их задачей является аккумуляция
финансовых ресурсов, создание мотивационной
среды для потенциальных участников
работ, объединение усилий производственных
и научно-технических звеньев, организации
управления работами.
В
отдельных случаях отбор проектов
может осуществляться на конкурсной
основе.
Конкурс
проектов содержит стадии:
- разработка
условий конкурса;
- создание
конкурсных советов и экспертных групп;
- уточнение
системы критериев;
- систематизация,
пополнение и уточнение базы данных по
перспективным проектам и разработкам;
- проведение
конкурсов;
- анализ полноты
охвата проблем победителями конкурса
и разработка требований к дополнительным
разработкам.
3.Экспертная
оценка проектов в рамках
проведения конкурса
Выбор
проекта не может быть осуществлен
на основе одного – сколь угодно
сложного – формального критерия.
Это относится не только к приоритетным
для государства, но и ко всем прочим
проектам; однако, проекты, претендующие
на приоритетность, должны анализироваться
на базе многосторонней экспертизы. Решение
должно приниматься с учетом множества
различных, зачастую противоречивых характеристик
проекта и его участников, носящих
количественный или качественный характер.
Часть этих характеристик относится
к экономическим, экологическим
и социальным последствиям реализации
проекта в народном хозяйстве, регионе,
отрасли. Другая часть описывает
разнообразные риски, связанные
с процессом реализации проекта.
Критерии
отбора инвестиционных
проектов подразделяются (условно)
на следующие группы:
- целевые критерии;
- внешние и
экологические критерии;
- критерии
реципиента, осуществляющего проект;
- критерии
научно-технической перспективности;
- коммерческие
критерии;
- производственные
критерии;
- рыночные
критерии;
- критерии
региональных особенностей реализации
проекта.
Критерии
каждой группы оцениваются как для
всего проекта, так и для отдельных
участников.
Целевые
критерии.
Состав
целевых критериев определяется
социально-экономической ситуацией
в стране. Некоторые целевые критерии
могут пересекаться с критериями
других групп. Это связано с тем,
что критерии этого типа используются
только на стадии отбора приоритетных
направлений инвестирования.
Внешние
и экологические
критерии.
Эти
критерии включают:
- правовую
обеспеченность проекта, его непротиворечивость
действующему законодательству;
- возможное
влияние перспективного законодательства
на проект;
- возможную
реакцию общественного мнения на осуществление
проекта;
- воздействие
на наличие вредных продуктов и производственных
процессов (положительное, отрицательное,
нейтральное);
- воздействие
проекта на уровень занятости.
Критерии
реципиента, осуществляющего
проект.
Эти
критерии включают:
- навыки управления
и опыт предпринимателей, качество руководящего
персонала, компетентность и связи, характеристику
управляющих третьей стороной;
- стратегию
в области маркетинга, наличие опыта и
данные об объеме операций на внешнем
рынке;
- данные о
финансовой состоятельности, стабильности
финансовой истории;
- достигнутые
результаты деятельности и их тенденцию;
- данные о
потенциале роста;
- показатели
диверсификации (выссокая, низкая, средняя).
- перспективности
используемых научно-технических решений;
- патентной
чистоте изделий и патентоспособности
используемых технических решений;
- перспективности
применения полученных результатов в
будущих разработках;
- положительном
воздействии на другие проекты, представляющие
государственный интерес.
- размере инвестиций,
стартовых затратах на осуществление
проекта;
- потенциальном
годовом разм,ере прибыли;
- ожидаемой
норме чистой дисконтированной прибыли;
- значении
внутренней нормы дохода, удовлетворяющей
инвестора;
- соответствии
проекта критериям экономической эффективности
капитальных вложений;
- сроке окупаемости
и сальдо реальных денежных потоков;
- стабильности
поступления доходов от проекта;
- возможности
использования налоговых льгот;
- оценке периода
удержания продукта на рынке, вероятном
объеме продаж по годам;
- необходимости
привлечения заемного капитала (третьих
лиц или банковского) и его доли в инвестициях;
- финансовом
риске, связанном с осуществлением проекта.
- доступности
сырья, материалов и необходимого дополнительного
оборудования;
- необходимости
технологических нововведений для осуществления
проекта;
- наличии производственного
персонала (по численности и квалификации);
- возможности
использования отходов производства;
- потребности
в дополнительных производственных мощностях
(дополнительном оборудовании).
- соответствие
проекта потребностям рынка;
- оценку общей
емкости рынка по отношению к предлагаемой
и аналогичной продукции (услугам, технологии)
к моменту выхода предполагаемой продукции
на рынок (низкая, средняя, высокая);
- оценку вероятности
коммерческого успеха;
- эластичность
цены на продукцию;
- необходимость
маркетинговых исследований и рекламы
для продвижения предлагаемого продукта
на рынок (обратная шкала);
- соответствие
проекта уже существующим каналам сбыта;
- оценку препятствий
для проникновения на рынок;
- защищенность
от устаревания продукции;
- оценку ожидаемого
характера конкуренции (ценновая, в области
качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта.