Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 4
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. 5
1 Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности 6
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия 16
1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 18
1.4 Распределение и использование прибыли предприятия 19
1.5 Методы расчета рентабельности 24
1.6 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 27
Выводы 33
2 Виды и формы предпринимательства 36
2.1 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе 36
2.1.1 Производственное предпринимательство 36
2.1.2 Коммерческое предпринимательство 37
2.1.3 Финансовое предпринимательство 38
2.1.4 Консультационное предпринимательство 39
2.1.5 Страховое предпринимательство 40
2.1.6 Посредническое предпринимательство 40
2.2 Организационно-экономические формы предпринимательства 41
2.2.1 Индивидуальное предпринимательство 41
2.2.2 Товарищество (партнерство) 42
2.2.2.1 Хозяйственные товарищества 43
2.2.2.1.1 Полное товарищество 43
2.2.2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 44
2.2.2.2 Хозяйственные общества 46
2.2.2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью 46
2.2.2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью 47
2.2.2.3 Производственные кооперативы 48
2.2.3 Корпоративное предпринимательство 49
2.2.3.1 Акционерные общества 50
2.2.3.1.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО) 50
2.2.3.1.2 Открытое акционерное общество (ОАО) 51
2.2.4 Государственное (унитарное) предпринимательство 52
2.2.4.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 53
2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) 53
2.3 Организационно-экономические формы 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 117.38 Кб (Скачать)

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в  экономику органов государственной  власти и управления. В-четвертых, в  России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения  зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства.

К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

2.2.4.1 Унитарное  предприятие, основанное на праве  хозяйственного ведения

Cсоздается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей  его деятельности, его реорганизации  и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию  имущества.

Собственник имеет право на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении  предприятия.

2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

 

Может быть образовано по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Учредительным документом казенного предприятия  является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Казенное  предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Российская  Федерация несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества.

Казенное  предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению  Правительства Российской Федерации.

Для начала организации предпринимательской  деятельности необходимо знать недостатки и преимущества организационно-правовых форм, которые расположены в приложении А. Характеристика особенностей способа  действий предприятий различных  организационно-правовых форм приведено  в приложении Б.

 

2.3 Организационно-экономические  формы

 

Наряду с  организационно-правовыми формами  предпринимательства (различия форм фирменной  организации по имущественному признаку - форме собственности), существуют организационно-экономические формы, различаются по деятельностному знаку:

Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия  продаж, использование патентов, регулирование  объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Синдикат - организационная  форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение  заказов осуществляется централизованно.

Концерн — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко-говорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Консорциум —  организационная форма временного объединения независимых предприятий  и организаций с целью координации  их предпринимательской деятельности.

Консорциум может  создаваться для осуществления  крупного капиталоемкого проекта или  для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы  создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума  роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в  той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется  общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность  перед заказчиком.

Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Помимо простых  холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что  они по отношению друг к другу  являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые  структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских  компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская  компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой  компанией. Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего  участия в их уставном капитале, так и посредством определения  их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного  органа), так и иным предусмотренным  законодательством образом.

Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Транснациональная компания (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями  в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной  компании звучит так: компания, международный  бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы  в двух и более странах.

Страна базирования  — страна, в которой находится  штаб-квартира ТНК.

Принимающие страны — страны, в которых размещена  собственность ТНК.

Принадлежать  к ТНК, как правило, способна фирма, в которой очень высокий уровень  эффективности управления сравнимый  с государственным. Причём, не всегда, именно качество продукции ТНК играет решающую роль; Ибо многие компании, являясь по определению ТНК, осуществляют, лишь сбыт, некоторой продукции, которую сами не производят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главная цель производственного предприятия  в современных условиях - получение  максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что  от эффективности управления финансовыми  ресурсами и предприятием целиком  и полностью зависит результат  деятельности предприятия в целом. Если  дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых  рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым  для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

  • природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);
  • изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);
  • повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные);
  • снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. ( внепроизводственные факторы).

В этой главе рассмотрен процесс  анализа:

  • состава и структуры балансовой прибыли;
  • факторов формирования балансовой прибыли предприятия и анализ оценки ее динамики;
  • прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и от прочей реализации;
  • анализ прибыли (убытки) от внереализационных операций, анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
  • состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Анализ прибыльности продукции. - М.: Дело, 1996. - 215 с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 284 с.
  3. Барулин С.В. Самофинансирование  предприятий в условиях рыночной экономики // Финансы. - 1999. - №3 - С. 13-15.
  4. Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.
  5. Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 1998. - № 5 - С. 16-20.
  6. Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. - 2000. - №10 - С. 10-15.
  7. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 1999. - №7 - С. 77-83.
  8. Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. - 1999. -   № 4 - С. 5-7.
  9. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.
  10. Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 1998. - №5 -     С. 16-20.
  11. Рыночная экономика: Словарь. /Под ред. Г.Я. Кипермана -М. : Республика, 1993. -524 с.
  12. Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия //Консультант директора. - 1999. -№7 - С. 29-35.                                                                           
  13. Федотов М.А.  Анализ прибыли предприятия // Финансы. - 1998. -№12 - С. 10-13.
  14. Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.
  15. Финансы предприятия. / Под редакцией Бородиной Е.И. -М.: Биржи и банки, 1995. - 285 с.

 


Информация о работе Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства