Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Введение 4
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. 5
1 Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности 6
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия 16
1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 18
1.4 Распределение и использование прибыли предприятия 19
1.5 Методы расчета рентабельности 24
1.6 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 27
Выводы 33
2 Виды и формы предпринимательства 36
2.1 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе 36
2.1.1 Производственное предпринимательство 36
2.1.2 Коммерческое предпринимательство 37
2.1.3 Финансовое предпринимательство 38
2.1.4 Консультационное предпринимательство 39
2.1.5 Страховое предпринимательство 40
2.1.6 Посредническое предпринимательство 40
2.2 Организационно-экономические формы предпринимательства 41
2.2.1 Индивидуальное предпринимательство 41
2.2.2 Товарищество (партнерство) 42
2.2.2.1 Хозяйственные товарищества 43
2.2.2.1.1 Полное товарищество 43
2.2.2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 44
2.2.2.2 Хозяйственные общества 46
2.2.2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью 46
2.2.2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью 47
2.2.2.3 Производственные кооперативы 48
2.2.3 Корпоративное предпринимательство 49
2.2.3.1 Акционерные общества 50
2.2.3.1.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО) 50
2.2.3.1.2 Открытое акционерное общество (ОАО) 51
2.2.4 Государственное (унитарное) предпринимательство 52
2.2.4.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 53
2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) 53
2.3 Организационно-экономические формы 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Перечисленные факторы влияют на прибыль
не прямо, а через объем реализуемой
продукции и себестоимость, поэтому
для выявления конечного
Прибыль от реализации продукции, работ,
услуг занимает наибольший удельный
вес в структуре валовой
Важнейшим из них является себестоимость.
Под себестоимостью продукции понимают
все затраты предприятия на производство
и реализацию продукции, а именно
— стоимость природных
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости
относятся следующие
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
Анализ затрат на производство по
элементам и статьям
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен [7, с.13-14].
Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.
Рентабельность продукции
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:
K0 = (N0 - S0) / N0 (1.11)
K1 = (N1 - S1) / N1 (1.12)
DK = K1 - K0 (1.13)
где P1, P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;
N1, N0 — реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;
DK — изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):
DKN = (N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0 (1.14)
Соответственно влияние
DKS = (N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1 (1.15)
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
DK = DKN - DKS (1.16)
Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий:
Рентабельность
K П.К. = P / (F + E) = (P / TR) * (TR / (F + E)) (1.17)
где K П.К. — рентабельность производственных активов;
P — чистая прибыль;
F — стоимость основных
E — средняя сумма оборотных средств;
TR — выручка от реализации.
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов K П.К., производственных активов (P / (F + E)), рентабельностью реализации (P / TR), и фондоотдачей (TR / (F + E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов [5, с. 52-55].
Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:
P/PK = (P / TR) * (TR / TK) * (TK / PK) (1.18)
где PK — собственный капитал;
TK — совокупный капитал.
Как видно, рентабельность собственного капитала P/PK зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P / TR), скорости оборота совокупного капитала (TR / TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.
Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.
Выводы
Как было рассмотрено в данной части,
в условиях рыночной экономики значение
прибыли огромно. Стремление к получению
прибыли ориентирует
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:
В этой главе рассмотрен процесс анализа:
Изучение социально-
Прибыль от реализации товарной продукции
находится под влиянием ряда факторов
— изменения в уровне отпускных
цен, объеме производимой продукции, себестоимости,
структуре производимой продукции.
Однако наиболее значительно на прибыль
от реализации воздействуют два фактора
— изменения отпускных цен
и изменение себестоимости
Таким образом, в целях совершенствования
механизмов формирования и распределения
прибыли и повышения
Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.
2 Виды и формы предпринимательства
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.
2.1 Виды
предпринимательства, их
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультационное, страховое и посредническое.
2.1.1 Производственное предпринимательство
Производственное предпринимательство как форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, т.е. производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителям или посредникам. При этом предприниматель может выполнять (и часто выполняет) другие функции воспроизводственного процесса, но функции производства для него главные.
Информация о работе Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства