Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 4
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. 5
1 Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности 6
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия 16
1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 18
1.4 Распределение и использование прибыли предприятия 19
1.5 Методы расчета рентабельности 24
1.6 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 27
Выводы 33
2 Виды и формы предпринимательства 36
2.1 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе 36
2.1.1 Производственное предпринимательство 36
2.1.2 Коммерческое предпринимательство 37
2.1.3 Финансовое предпринимательство 38
2.1.4 Консультационное предпринимательство 39
2.1.5 Страховое предпринимательство 40
2.1.6 Посредническое предпринимательство 40
2.2 Организационно-экономические формы предпринимательства 41
2.2.1 Индивидуальное предпринимательство 41
2.2.2 Товарищество (партнерство) 42
2.2.2.1 Хозяйственные товарищества 43
2.2.2.1.1 Полное товарищество 43
2.2.2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 44
2.2.2.2 Хозяйственные общества 46
2.2.2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью 46
2.2.2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью 47
2.2.2.3 Производственные кооперативы 48
2.2.3 Корпоративное предпринимательство 49
2.2.3.1 Акционерные общества 50
2.2.3.1.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО) 50
2.2.3.1.2 Открытое акционерное общество (ОАО) 51
2.2.4 Государственное (унитарное) предпринимательство 52
2.2.4.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 53
2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) 53
2.3 Организационно-экономические формы 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 117.38 Кб (Скачать)

Доходы от долевого участия в  уставном капитале другого предприятия  представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в  заранее обговоренном размере, или  в виде дивидендов по акциям, пакетом  которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито-  и ссудозаемщиком.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят  сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери).

Необходимость и важность определения  состава валовой прибыли обусловлена  следующим:

  • во-первых, в связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятие получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;
  • во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры  прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения,  никак нельзя.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли [8, с. 16].

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  и дохода предприятия.  По этой причине  они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели можно объединить в следующие группы:

  • показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
  • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
  • показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется  на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемые в отчетности предприятия:

 

 (1.1)

 

 (1.2)

 

      (1.3)

 

Данные показатели характеризуют  прибыльность продукции [5, с. 48-49]. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

 

       (1.4)

 

В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции  учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру  продукции так, чтобы в целом  повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности  увеличения прибыли [5, с. 50].

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней  рентабельности в зависимости от изменения размера и характера  авансированных средств:

  • все производственные активы предприятия;
  • инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);
  • акционерный (собственный) капитал.

Например:

 

 (1.5)     (1.5)

 (1.6)      (1.6)

 (1.7)      (1.7)

 

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют  степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения  доходности: долгосрочных кредитов и  заемных средств.

Данные показатели весьма практичны  в связи с тем, что отвечают интересам участников. Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных  инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.

Третья группа показателей формируется  аналогично показателям первой и  второй групп, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств.


(1.8)       

 

 

(1.9)

 

 (1.10)

(1.10) 

Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными  средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в  странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что  операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции  требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится  лишь в начальной стадии.

Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов.

 

    1.  Факторы формирования прибыли предприятия

 

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внешним  факторам относятся факторы, которые  не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них  могут оказывать существенное влияние  на темпы роста прибыли и рентабельности производства (природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций). К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива, они подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.

По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов. К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования  по времени (изменение продолжительности  рабочего дня, коэффициента сменности  оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты  материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий) (см. Приложение 1).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как  основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который  позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих  товаров и оказания услуг, но и  обеспечивать динамичное развитие его  производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предусматривает  знание источников формирования прибыли  и нахождение методов по лучшему  их использованию.

Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника  получения прибыли:

1. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

2. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

3. Третий источник истекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

 

    1.  Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете

 

Выделение налогового учета как системы, совершенно обособленной от учета бухгалтерского, повлекло за собой множество проблем, связанных не только с соотношением методов оценки тех или иных объектов учета (налогового и бухгалтерского), но и с разночтениями при трактовке многих понятий и категорий.

25 глава НК  РФ поставила вопрос о пути  дальнейшего развития бухгалтерского учета в России. Департаментом по методологии бухгалтерского учета Минфина декларируется переход на Международные стандарты финансовой отчетности и ориентация бухгалтерского учета на интересы собственников хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» налоговая прибыль отличается от бухгалтерской. Во - первых, потому, что некоторые расходы, признаваемые в бухгалтерском учете, не учитываются  частично или полностью при исчислении налога на прибыль. Во - вторых, доходы и расходы учитываются в бухгалтерском  и налоговом учете в разное время. В целом налогооблагаемая прибыль отличается от бухгалтерской  прибыли на величину постоянных и  временных разниц. Под постоянными  разницами понимаются  доходы и  расходы, формирующие бухгалтерскую  прибыль и исключаемые из расчетов налоговой базы по налогу на прибыль. Например, в результате превышения фактической величины над нормируемой  по рекламным расходам, представительским  и т.д. Под временными разницами  понимаются  доходы и расходы, формирующие  бухгалтерскую прибыль в одном  отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в других отчетных периодах.

 

    1.  Распределение и использование прибыли предприятия

Информация о работе Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства