Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа
Трубопроводный транспорт является одним из главных методов экспорта и импорта нефте- и газодобывающих отраслей. И его развитие положительно влияет на состояние экономики страны. В данной работе приведены примеры проектов новых магистралей труб, благодаря которым планируется значительно увеличить экспорт нефти и газа за границу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 9
2.1 Пневматический и гидравлический трубопроводный
транспорт контейнеров 9
2.2 Технологические трубопроводы 12
2.3 Магистральный транспорт 13
3 ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 17
3.1 Трубопровод газа 18
3.2 Трубопровод нефти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Газопровод Починки — Изобильное
Газопровод Починки — Изобильное является частью системы газопроводов Россия — Турция. Проектная производительность — 26,2 млрд. куб. м в год. Ввод газопровода обеспечит возможность подачи газа с месторождений Надым-Пур-Тазовского региона в газопровод «Голубой поток». В настоящее время в стадии активной реализации находится проект по строительству линейного участка Петровск — Фролово — Изобильное.
Одним
из стратегически приоритетных регионов
для ОАО «Газпром» на долгосрочную перспективу
является Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Государственная политика по формированию
газовой промышленности на Востоке России
определена в «Программе создания в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке единой системы
добычи, транспортировки газа и газоснабжения
с учетом возможного экспорта газа на рынки
Китая и других стран АТР» (Программа),
принятой 15 июня 2007 г. Согласно Программе,
прогнозное потребление газа в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке к 2030 году составит
32 млрд. куб. м в год (а c учетом потребности
в газе газохимических производств — 46 млрд.
куб. м в год), экспорт в страны АТР трубопроводного
газа — 25-50 млрд. куб. м в год, в виде СПГ —
около 28 млрд. куб. м в год.
Газопровод «Алтай»
В 2006 года
руководители «Газпрома» и Китайской национальной
нефтегазовой компании подписали «Протокол
о поставках природного газа из России
в КНР». Предполагается, что российский
природный газ начнет поступать в Китай
в 2011 году. Значимость «китайского вектора»
тесно связана с газпромовскими программами
формирования новых центров газодобычи —
на полуострове Ямал, в Восточной Сибири
и на Дальнем Востоке.
В настоящее время доля природного газа
в энергобалансе КНР непрерывно увеличивается.
Сейчас она составляет 3%, к 2010 году — возрастет
до 7%. По самым скромным оценкам, потребность
КНР в газе уже в 2008 году составит 97 млрд.
куб. м, а в 2010 году — от 103 до 120 млрд. куб. м.
Российский природный газ будет поступать в КНР из Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России по двум маршрутам — западному, из районов традиционной российской газодобычи, и восточному — с месторождений острова Сахалин. Планируемый годовой объем поставок — 68 млрд. куб. м. При этом приоритет отдается западному маршруту, рассчитанному на поставки 30 млрд. куб. м. газа в год. Для реализации поставок на первом этапе из Западной Сибири предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай» в уже существующем транспортном коридоре с последующим продолжением через горы. При строительстве газопровода предполагается использовать трубу диаметром 1420 мм.
Первый газ попадет в Китай по газопроводу «Алтай» через западный участок российско-китайской границы и соединит месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, где вольется в китайский трубопровод «Запад — Восток», по которому газ дойдет до Шанхая. Протяженность магистрали — 2800 км.
Проект «Сахалин-1»
По данным Минпромэнерго, добыча нефти в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока вырастет до 74 млн. тонн за счет начала промышленной добычи на таких крупных месторождениях, как Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Верхнечонское, Талаканское, и выхода на проектную мощность проектов Сахалин-1, 2. Промышленная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке начинается на наиболее подготовленных к эксплуатации месторождениях шельфа о. Сахалин — проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
За счет
поставок газа с месторождений проекта
«Сахалин-1» предполагается осуществлять
газификацию потребителей Сахалинской
области и Хабаровского края. Для газификации
Приморского края планируется продление
газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск»
до Владивостока.
Операторы проекта планировали продавать
топливо в т. ч. и в страны АТР, однако «Газпром»
официально объявил о собственных планах
по строительству трубопровода «Сахалин-Владивосток».
Это объявление, по мнению аналитиков,
должно показать собственникам газа с проекта
«Сахалин-1», куда им придется отправлять
добытый газ. «Газпром» назвал газ с проекта
«Сахалин-1» безальтернативным источником
для газификации Дальнего Востока страны,
чем смешал все карты оператору проекта —
ExxonNeftegas.
Проект «Сахалин-2»
Оператором
проекта «Сахалин-2» является компания
Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy). Акционеры
Sakhalin Energy: ОАО «Газпром» (50% плюс одна акция),
Shell Sakhalin Holdings B. V. (дочернее предприятие
Royal Dutch Shell plc., 27,5% минус одна акция), Mitsui
Sakhalin Holdings B. V. (дочернее предприятие компании
Mitsui & Co. Ltd., 12,5% акций), Diamond Gas Sakhalin B. V. (дочернее
предприятие компании Mitsubishi Corporation, 10% акций).
В 1994 года Royal Dutch Shell plc., Mitsui & Co. Ltd. и Mitsubishi
Corporation основали компанию Sakhalin Energy для
освоения Пильтун-Астохского и Лунского
месторождений на северо-восточном шельфе
острова Сахалин в рамках проекта «Сахалин-2».
В 1996 году началась реализация первого
этапа проекта. В 2003 году был дан старт второму
этапу проекта.
В рамках проекта «Сахалин-2» предусмотрено
поэтапное освоение Пильтун-Астохского
нефтяного и Лунского газового месторождений.
Оба месторождения расположены в 13-16 км от
северо-восточного побережья острова
Сахалин. Суммарные извлекаемые запасы
этих двух месторождений составляют порядка
150 млн. тонн (свыше 1 млрд. баррелей) нефти
и 500 млрд. куб. м (18 трлн. куб. футов) газа.
Проект «Сахалин-2», годовые мощности двух
очередей которого по производству СПГ
в целом достигают 9,6 млн. тонн, имеет значительный
потенциал роста за счет возможного строительства
3-й очереди завода. Экспорт СПГ в рамках
проекта «Сахалин-2» (в основном в Японию,
на американский рынок и в Корею) начнется
в 2008 году.
Проект «Сахалин — 3»
В настоящее время ОАО «Газпром» изучает варианты организации газоснабжения потребителей Приморского края, в том числе путем продления газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск» до Владивостока. Ресурсной базой для данного газопровода на первом этапе должен стать газ проекта «Сахалин — 1», который ОАО «Газпром» готово приобретать у акционеров этого проекта.
С ростом
объема поставок трубопроводного газа
потребителям Дальнего Востока и на экспорт
будут введены в эксплуатацию месторождения
проекта «Сахалин — 3», перспективные объекты
шельфа о. Сахалин и месторождения Якутского
центра газодобычи со строительством газотранспортной
системы «Якутский центр газодобычи —
Хабаровск».
3.2 Трубопровод нефти
Энергетическая стратегия России предусматривает создание Восточно-Сибирского направления экспорта нефти, которое бы обеспечило формирование в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках реализации этих установок в 2005 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь —Тихий океан» (ВСТО). Протяженность трубопровода — 4670 км (2764 км на первом этапе), диаметр — 1067/1220 мм, проектная мощность — 30 млн. тонн на первом этапе, 80 млн. тонн при полном развитии.
Первая
очередь ВСТО включает строительство
трубопровода от города Тайшет (Иркутская
область) до города Сковородино (Амурская
область), вторая — от Сковородино до бухты
Козьмина (Приморский край).
Ввода в эксплуатацию первого пускового
комплекса трубопроводной системы Восточная
Сибирь — Тихий Океан намечена в 2008 году.
Аналитики отмечают сложность данного проекта. Его начали строить, еще не имея четких гарантий со стороны нефтяников. Расходы на строительство и содержание полупустой трубы, скорее всего, будут через тариф переложены на все компании, добывающие нефть. Этим будет окупаться не только финансовая часть проекта, но и решение большой политической задачи — сохранение доминирования в сфере газовых потоков из Средней Азии. Специалисты предостерегают, что не следует забывать, что даже наличие еще одной трубы не остановит продавцов газа из Астаны и Ашхабада в том, чтобы устраивать регулярный ценовой шантаж, угрожая альтернативными экспортными маршрутами.
АК «Транснефть», выступая заказчиком строительства, обеспечивает эксплуатацию системы после завершения реализации проекта. Стоимость строительства БТС, в состав которой вошел уже существующий магистральный нефтепровод Уса-Ухта-Ярославль-Кириши и нефтеналивной терминал в Приморске, оценивается в 3,5-4 млрд. долл. В настоящее время произведено расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС) до мощности 75 млн. тонн в год. Планируется строительство нефтепровода БТС-2 проектной мощностью до 75 млн. тонн (из Унечи в Приморск).
Строительство нефтепровода выполняется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис, которое было подписано15 марта 2007 года в Афинах. По проекту нефтепровод Бургас-Александруполис имеет мощностью 35 млн. тонн с возможностью расширения до 50 млн.
Специалисты полагают, что реализация иностранного проекта расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) приведет к увеличению предложения нефти на черноморском направлении, что, с учетом загруженности данного рынка, понизив конкурентоспособность российских ресурсов в этом регионе. Чтобы не допустить этого намечается строительство трубопровода из болгарского порта Бургас в греческий порт Александруполис для транспортировки нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Это — наиболее экономичный из проектов обхода проливов. Протяженность - 287 км, максимальная грузоподъемность танкеров в порту Александруполис — 300 тыс. тонн.
Сеть
МТ-ТНП располагается в
Проект «Север»
Главная
цель компании «Транснефть» на ближайшие
годы — вывести трубопроводные магистрали
на побережья Балтийского и Черного морей.
В связи с этим осуществляется строительство
магистрального нефтепродуктопровода
«Кстово-Ярославль-Кириши-
Выводы по разделу 3.
В
настоящее время разработано
очень много планов по строительству новых
магистралей. Это значительно увеличит
количество вывозимых сырья и продуктов.
Также упростит соединение с дальними
странами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод».
Техническое
оснащение: трубопроводный транспорт
представляет собой трубопровод
из сварных, как правило, стальных труб
различного диаметра с антикоррозийным
покрытием и насосных станций, расположенных
на трубопроводе через каждые 100—140
км и работающих в автоматическом
режиме. При перекачке газа на трубопроводе
также устанавливают через
К
устройствам трубопроводного
Ввиду
того что основные месторождения
нефти и газа в России находятся
в районах Севера и Сибири, роль
трубопроводного транспорта для
доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам
транспортируется около 95 % сырой нефти,
весь природный газ и более 2/3
добываемого топлива. Трубопроводный
транспорт характеризуется
Доля
трубопроводного транспорта в общем
объеме перевозок постоянно растет. Расширение
сети трубопроводов вызвано, в том числе,
необходимостью снятия перевозки нефти
и нефтепродуктов с железнодорожного,
речного и автомобильного транспорта.
Грузонапряженность нефтепроводов составляет
7,3 млн т-км/км, а железной дороги — примерно
16,0 млн т-км/км. Естественно, необходимо
расширение сети газопроводов как единственного
экологически безопасного и экономически
целесообразного способа транспортировки
газа.
Информация о работе Развитие трубопроводного транспорта в России