Развитие трубопроводного транспорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Трубопроводный транспорт является одним из главных методов экспорта и импорта нефте- и газодобывающих отраслей. И его развитие положительно влияет на состояние экономики страны. В данной работе приведены примеры проектов новых магистралей труб, благодаря которым планируется значительно увеличить экспорт нефти и газа за границу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 9
2.1 Пневматический и гидравлический трубопроводный
транспорт контейнеров 9
2.2 Технологические трубопроводы 12
2.3 Магистральный транспорт 13
3 ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 17
3.1 Трубопровод газа 18
3.2 Трубопровод нефти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 60.30 Кб (Скачать)

   Газопровод  Починки — Изобильное

   Газопровод  Починки — Изобильное является частью системы газопроводов Россия — Турция. Проектная производительность — 26,2 млрд. куб. м в год. Ввод газопровода обеспечит возможность подачи газа с месторождений Надым-Пур-Тазовского региона в газопровод «Голубой поток». В настоящее время в стадии активной реализации находится проект по строительству линейного участка Петровск — Фролово — Изобильное.

   Одним из стратегически приоритетных регионов для ОАО «Газпром» на долгосрочную перспективу является Восточная Сибирь и Дальний Восток. 
Государственная политика по формированию газовой промышленности на Востоке России определена в «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Программа), принятой 15 июня 2007 г. Согласно Программе, прогнозное потребление газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к 2030 году составит 32 млрд. куб. м в год (а c учетом потребности в газе газохимических производств — 46 млрд. куб. м в год), экспорт в страны АТР трубопроводного газа — 25-50 млрд. куб. м в год, в виде СПГ — около 28 млрд. куб. м в год.

   Газопровод  «Алтай»

   В 2006 года руководители «Газпрома» и Китайской национальной нефтегазовой компании подписали «Протокол о поставках природного газа из России в КНР». Предполагается, что российский природный газ начнет поступать в Китай в 2011 году. Значимость «китайского вектора» тесно связана с газпромовскими программами формирования новых центров газодобычи — на полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 
В настоящее время доля природного газа в энергобалансе КНР непрерывно увеличивается. Сейчас она составляет 3%, к 2010 году — возрастет до 7%. По самым скромным оценкам, потребность КНР в газе уже в 2008 году составит 97 млрд. куб. м, а в 2010 году — от 103 до 120 млрд. куб. м.

   Российский  природный газ будет поступать  в КНР из Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России по двум маршрутам — западному, из районов традиционной российской газодобычи, и восточному — с месторождений острова Сахалин. Планируемый годовой объем поставок — 68 млрд. куб. м. При этом приоритет отдается западному маршруту, рассчитанному на поставки 30 млрд. куб. м. газа в год. Для реализации поставок на первом этапе из Западной Сибири предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай» в уже существующем транспортном коридоре с последующим продолжением через горы. При строительстве газопровода предполагается использовать трубу диаметром 1420 мм.

   Первый  газ попадет в Китай по газопроводу «Алтай» через западный участок российско-китайской границы и соединит месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, где вольется в китайский трубопровод «Запад — Восток», по которому газ дойдет до Шанхая. Протяженность магистрали — 2800 км.

   Проект  «Сахалин-1»

   По данным Минпромэнерго, добыча нефти в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока вырастет до 74 млн. тонн за счет начала промышленной добычи на таких крупных месторождениях, как Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Верхнечонское, Талаканское, и выхода на проектную мощность проектов Сахалин-1, 2. Промышленная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке начинается на наиболее подготовленных к эксплуатации месторождениях шельфа о. Сахалин — проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

   За счет поставок газа с месторождений проекта «Сахалин-1» предполагается осуществлять газификацию потребителей Сахалинской области и Хабаровского края. Для газификации Приморского края планируется продление газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск» до Владивостока. 
Операторы проекта планировали продавать топливо в т. ч. и в страны АТР, однако «Газпром» официально объявил о собственных планах по строительству трубопровода «Сахалин-Владивосток». Это объявление, по мнению аналитиков, должно показать собственникам газа с проекта «Сахалин-1», куда им придется отправлять добытый газ. «Газпром» назвал газ с проекта «Сахалин-1» безальтернативным источником для газификации Дальнего Востока страны, чем смешал все карты оператору проекта — ExxonNeftegas.

   Проект  «Сахалин-2»

   Оператором  проекта «Сахалин-2» является компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy). Акционеры Sakhalin Energy: ОАО «Газпром» (50% плюс одна акция), Shell Sakhalin Holdings  B. V. (дочернее предприятие Royal Dutch Shell plc., 27,5% минус одна акция), Mitsui Sakhalin Holdings  B. V. (дочернее предприятие компании Mitsui & Co. Ltd., 12,5% акций), Diamond Gas Sakhalin  B. V. (дочернее предприятие компании Mitsubishi Corporation, 10% акций). В 1994 года Royal Dutch Shell plc., Mitsui & Co. Ltd. и Mitsubishi Corporation основали компанию Sakhalin Energy для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин в рамках проекта «Сахалин-2». В 1996 году началась реализация первого этапа проекта. В 2003 году был дан старт второму этапу проекта. 
В рамках проекта «Сахалин-2» предусмотрено поэтапное освоение Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений. Оба месторождения расположены в 13-16 км от северо-восточного побережья острова Сахалин. Суммарные извлекаемые запасы этих двух месторождений составляют порядка 150 млн. тонн (свыше 1 млрд. баррелей) нефти и 500 млрд. куб. м (18 трлн. куб. футов) газа. Проект «Сахалин-2», годовые мощности двух очередей которого по производству СПГ в целом достигают 9,6 млн. тонн, имеет значительный потенциал роста за счет возможного строительства 3-й очереди завода. Экспорт СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» (в основном в Японию, на американский рынок и в Корею) начнется в 2008 году.

   Проект  «Сахалин — 3»

   В настоящее время ОАО «Газпром» изучает варианты организации газоснабжения потребителей Приморского края, в том числе путем продления газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск» до Владивостока. Ресурсной базой для данного газопровода на первом этапе должен стать газ проекта «Сахалин — 1», который ОАО «Газпром» готово приобретать у акционеров этого проекта.

   С ростом объема поставок трубопроводного газа потребителям Дальнего Востока и на экспорт будут введены в эксплуатацию месторождения проекта «Сахалин — 3», перспективные объекты шельфа о. Сахалин и месторождения Якутского центра газодобычи со строительством газотранспортной системы «Якутский центр газодобычи — Хабаровск». 

   3.2 Трубопровод нефти

   Проект  «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО)

   Энергетическая  стратегия России предусматривает  создание Восточно-Сибирского направления экспорта нефти, которое бы обеспечило формирование в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках реализации этих установок в 2005 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь —Тихий океан» (ВСТО). Протяженность трубопровода — 4670 км (2764 км на первом этапе), диаметр — 1067/1220 мм, проектная мощность — 30 млн. тонн на первом этапе, 80 млн. тонн при полном развитии.

   Первая  очередь ВСТО включает строительство  трубопровода от города Тайшет (Иркутская область) до города Сковородино (Амурская область), вторая — от Сковородино до бухты Козьмина (Приморский край). 
Ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий Океан намечена в 2008 году.

   Аналитики отмечают сложность данного проекта. Его начали строить, еще не имея четких гарантий со стороны нефтяников. Расходы на строительство и содержание полупустой трубы, скорее всего, будут через тариф переложены на все компании, добывающие нефть. Этим будет окупаться не только финансовая часть проекта, но и решение большой политической задачи — сохранение доминирования в сфере газовых потоков из Средней Азии. Специалисты предостерегают, что не следует забывать, что даже наличие еще одной трубы не остановит продавцов газа из Астаны и Ашхабада в том, чтобы устраивать регулярный ценовой шантаж, угрожая альтернативными экспортными маршрутами.

   Балтийская  трубопроводная система (БТС)

   АК «Транснефть», выступая заказчиком строительства, обеспечивает эксплуатацию системы после завершения реализации проекта. Стоимость строительства БТС, в состав которой вошел уже существующий магистральный нефтепровод Уса-Ухта-Ярославль-Кириши и нефтеналивной терминал в Приморске, оценивается в 3,5-4 млрд. долл. В настоящее время произведено расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС) до мощности 75 млн. тонн в год. Планируется строительство нефтепровода БТС-2 проектной мощностью до 75 млн. тонн (из Унечи в Приморск).

   Нефтепровод Бургас-Александруполис

   Строительство нефтепровода выполняется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис, которое было подписано15 марта 2007 года в Афинах. По проекту нефтепровод Бургас-Александруполис имеет мощностью 35 млн. тонн с возможностью расширения до 50 млн.

   Специалисты полагают, что реализация иностранного проекта расширения Каспийского  трубопроводного консорциума (КТК) приведет к увеличению предложения нефти на черноморском направлении, что, с учетом загруженности данного рынка, понизив конкурентоспособность российских ресурсов в этом регионе. Чтобы не допустить этого намечается строительство трубопровода из болгарского порта Бургас в греческий порт Александруполис для транспортировки нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Это — наиболее экономичный из проектов обхода проливов. Протяженность - 287 км, максимальная грузоподъемность танкеров в порту Александруполис — 300 тыс. тонн.

   Сеть  магистрального трубопроводного  транспорта нефтепродуктов (МТ-ТНП)

   Сеть  МТ-ТНП располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до западных границ Республики Украины с Венгрией и латвийского порта Венспилс. Протяженность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе 15,2 тыс. км магистральных и 3,9 тыс. км отводов. По трубопроводной системе транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) из 14 нефтеперерабатывающих заводов европейской части России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Ново-Полоцкий).

   Проект  «Север»

   Главная цель компании «Транснефть» на ближайшие годы — вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. В связи с этим осуществляется строительство магистрального нефтепродуктопровода «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» (проект «Север») с выходом на побережье Балтийского моря в район морского порта Приморск Ленинградской области и сооружение там терминала по отгрузке светлых нефтепродуктов. Протяженность проекта «Север» — 1 529 км, диаметр — 530 мм, проектная мощность первой очереди — 17 млн. тонн, в том числе 8,4 млн. тонн — первый пусковой комплекс, 24,6 млн. тонн — при полном развитии. Срок окончания строительства первого пускового комплекса — 2007 год.

   Выводы  по разделу 3.

   В настоящее время разработано  очень много планов по строительству новых магистралей. Это значительно увеличит количество вывозимых сырья и продуктов. Также упростит соединение с дальними странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Трубопроводный  транспорт отличается от остальных  видов транспорта тем, что он не соответствует  полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и  специально приспособленные под  него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод».

   Техническое оснащение: трубопроводный транспорт  представляет собой трубопровод  из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным  покрытием и насосных станций, расположенных  на трубопроводе через каждые 100—140 км и работающих в автоматическом режиме. При перекачке газа на трубопроводе также устанавливают через каждые 200 км компрессорные станции для  сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки.

   К устройствам трубопроводного транспорта относятся также линейные узлы для  соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей  и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте  или авариях. В комплекс технического оснащения входят также средства связи для передачи информации, обеспечивающей функционирование всей системы, и сооружения для изменения физического состояния  нефти или газа, например для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа и т.д.

   Ввиду того что основные месторождения  нефти и газа в России находятся  в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транспорта для  доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам  транспортируется около 95 % сырой нефти, весь природный газ и более 2/3 добываемого топлива. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети.

   Доля  трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок постоянно растет. Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн т-км/км, а железной дороги — примерно 16,0 млн т-км/км. Естественно, необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие трубопроводного транспорта в России