Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа
Трубопроводный транспорт является одним из главных методов экспорта и импорта нефте- и газодобывающих отраслей. И его развитие положительно влияет на состояние экономики страны. В данной работе приведены примеры проектов новых магистралей труб, благодаря которым планируется значительно увеличить экспорт нефти и газа за границу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 9
2.1 Пневматический и гидравлический трубопроводный
транспорт контейнеров 9
2.2 Технологические трубопроводы 12
2.3 Магистральный транспорт 13
3 ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 17
3.1 Трубопровод газа 18
3.2 Трубопровод нефти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Линейная часть трубопровода сооружается про трём конструктивным схемам: подземной, наземной и надземной.
Подземная схема составляет около 98% от общей длины всех построенных трубопроводов. По этой схеме трубы укладывают ниже естественной поверхности грунта.
Наземная схема предусматривает укладку труб на поверхность спланированного грунта или на грунтовое сплошное основание, устраиваемое из привозного грунта.
При надземной схеме трубопровод укладывают на опоры, размещаемые на определённом расстоянии друг от друга.
Для плотных грунтов наиболее удачной схемой является подземная. Она обеспечивает надёжную защиту труб от внешних воздействий, достаточно хорошо стабилизирует положение трубопроводы, обеспечивает его устойчивость, не изменяет вида рельефа, не создаёт никаких препятствий для сельскохозяйственных работ, движения транспортных средств. При подземной прокладке трубопровод и транспортируемый по нему продукт не подвергается резким перепадам температур, что имеет немаловажное значение для обеспечения технологической надёжности трубопровода.
Необходимость
в наземной и надземной схемах
прокладки магистральных
Для сокращения длины трубопровода при выборе направления трассы обычно стремятся придерживаться кратчайшей геодезической линии между начальными и конечными пунктами. Отклонения от генерального направления допускаются только тогда, когда их целесообразность доказана техническими расчётами.
Хотя магистральный трубопровод и представляет собой непрерывную нитку, однако он имеет устройства, позволяющие отсекать отдельные его участки в случае возникновения аварийных ситуаций с целью ограничения объёма потерь транспортируемого продукта и уменьшения ущерба, наносимого природе при вытекании продукта из разрушенного участка.
На
нефтепроводах устанавливают
Важными элементами линейной части трубопровода являются также различного рода узлы и детали: тройниковые соединения, переходы с одного диаметра на другой (переходник), устройства запуска очистных приборов (скребки, шары, поршни и т. д.) и их выхода из трубы.
Выводы по разделу 2.
Использование
трубопровода не ограничилось лишь транспортировкой
нефти и газа. Эффективность и
малая стоимость такого способа
заставила задуматься о том, чтобы
по трубам транспортировать и другие
виды сырья, продуктов и т.д. И
для этого были придуманы различные
виды транспортировки.
3
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
Согласно энергетической стратегии России Минпромэнерго в своих прогнозах предусматривает увеличение объемов добычи нефти: к 2015 г. до 509-542 млн. тонн против 472 млн. тонн в 2005 г. Ориентировочные объемы экспорта сырой нефти в 2015 г. могут, согласно оценке, составить 272-300 млн. тонн против 253 млн. тонн в 2005 г. С учетом ожидаемых темпов роста рынка и незначительных увеличений объема транзита (с 24 млн. тонн до 29 млн. тонн) предусматриваются сохранение объемов поставок нефти на европейский рынок (в объеме 235 млн. тонн) и увеличение поставок нефти в страны АТР (до 80 млн. тонн) и США (до 12 млн. тонн), что позволит обеспечить долю экспортной российской нефти в объемах конечного потребления в Европе более 20%, КНР — более 5%, США — около 1,0%. По оценке международной газовой ассоциации «СЕДИГАЗ», в 2006 году мировое газопотребление увеличилось на 2,9% по сравнению с предыдущим годом и достигло 2930 млрд. куб. м. Доля российского газа в потреблении этого энергоносителя в Центральной и Западной Европе в 2006 году, по предварительным оценкам, достигла 27%, а в его импорте — 35%.
ОАО «Газпром», являясь крупнейшей в мире газовой компанией, обеспечивает около четверти мирового экспорта газа.
Из-за
снижения собственной добычи ожидается,
что к 2015 году Евросоюз будет вынужден
импортировать 75% потребляемого им природного
газа; в 2005 году — только 57%, а Россия будет
одним из главных газовых поставщиков.
Приведем сведения о некоторых контрактах
«Газпрома» по поставке российского газа
в европейские страны. Договор с компанией
E. ON Ruhrgas (Германия) заключен на 15 лет (с 2020 года
до 2035 года). В соответствии с контрактами
ежегодный объем поставок газа составит
около 20 млрд. куб. м, а их суммарный объем
достигнет 300 млрд. куб. м. В 2007 г. были продлены
до 2027 года контракты на поставку газа в Австрию.
В соответствии с достигнутыми договоренностями
«Газпром» будет экспортировать в Австрию
до 7 млрд. куб. м газа в год. В 2006 года «Газпром»
и ENI подписали Соглашение о стратегическом
партнерстве, в соответствии с которым
«Газпром» получает возможность c 2007 года
осуществлять прямые поставки российского
газа на итальянский рынок. Объемы поставок
будут поэтапно увеличиваться до 3 млрд.
куб. м в год к 2010 году. Действующие контракты
на поставку российского газа в Италию
продлены до 2035 года. До 2030 года продлены
контракты на поставку газа Gazde France (Франция).
В 2006 году «Газпром» продлил контракт на поставку
газа в Чехию (до 2035 года) и контракт на транзит
газа по территории Болгарии. «Газпром»
через свою дочернюю компанию в Великобритании
Gazprom Marketing & Trading с 1999 года участвует в краткосрочной
торговле природным газом. В последние
годы география деятельности GM&T существенно
расширилась. Помимо Великобритании, были
начаты операции во Франции, Ирландии,
Нидерландах, Бельгии, Германии и других
странах. Ведется активная работа по выходу
на рынки газа Италии и США.
3.1 Трубопровод газа
Газопровод Ямал — Европа
Газопровод Ямал — Европа введен в эксплуатацию в 1999 году. Трасса проходит по территории России, Белоруссии и Польши. Линейная часть газопровода имеет протяженность 1997 км от компрессорной станции «Торжок» в России до соединения с газопроводом «СТЕГАЛ» в Германии. С 1 января 2006 года после ввода пятой КС в Польше польская часть магистрали Ямал — Европа вышла на полную проектную производительность — около 33 млрд. куб. м в год.
Газопровод Северные районы Тюменской области (СРТО)
В настоящее
время осуществляется строительство газопровода
СРТО — Торжок от Уренгойского месторождения.
Проектная мощность — 20,5-28,5 млрд. куб. м в год.
Протяженность газопровода составляет
2,2 тыс. км. Проект дает возможность увеличить
мощности по поставкам газа потребителям
Северо-Западного региона России, а также
экспорту газа по газопроводу Ямал — Европа.
Для обеспечения транспортировки увеличивающихся
объемов газа с разрабатываемых месторождений
Надым-Пур-Тазовского региона проводится
расширение Уренгойского газотранспортного
узла.
Североевропейский газопровод (СЕГ-Nord Stream)
Магистральный газопровод Nord Stream через Балтийское море соединит Россию и Евросоюз. Nord Stream будет доставлять до 55 млрд. куб. м газа в год, потребители ждут его поставок с 2010 г. Согласно прогнозам импорт газа в страны Европейского Союза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд. куб. м, или более чем на 50%. «Северный поток» сможет удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности в импортируемом газе. Технические параметры Северо - Европейскогогазопровода : протяженность — 1200 км, диаметр — 1220 мм, рабочее давление — 210 атмосфер, проектная мощность — 27,5 млрд. куб. м на первом этапе и 55 млрд. куб. м при полном развитии. Основной ресурсной базой для поставок Газпромом природного газа по Nord Stream определено Южно-Русское газонефтяное месторождение, являющееся одним из крупнейших в мире. Месторождение расположено в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Запасы газа месторождения оцениваются более чем в 1 трлн. куб. м.
В качестве дополнительных ресурсов для поставок по Nord Stream позднее будут использоваться месторождения полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановское месторождение. Руководит строительством компания Nord Stream AG — совместный проект трех крупных концернов: OAO Газпром, Винтерсхалл АГ (подразделение BASF CE) и Э. ОН Рургаз АГ (подразделение E. ON AG). Nord Stream будет поставлять газ в Германию, откуда далее он может быть транспортирован в Данию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию и Францию. Проект открыт для планирования трубопроводов-отводов для подачи газа потребителям других европейских стран, Северного и Западного регионов.
В частности, в рамках данного газопровода предполагается поставлять газовым операторам европейских стран: Dong Energy, Дания — 1 млрд. куб. м в год, E. ON Ruhrgas, Германия — до 4 млрд. куб. м в год, Gaz De France, Франция — 2,5 млрд. куб. м в год, Gazprom Marketing & Trading, Великобритания — до 4 млрд. куб. м в год, Wingas, Германия — до 9 млрд. куб. м в год. Tрубоукладочные работы на первой линии Nord Stream должны завершиться в 2010 году, a первые поставки газа по новому трубопроводу планируются весной 2011 года. Вокруг строительства газопровода не утихают споры, в некоторых иностранных и российских публикациях специалисты отмечают сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта. Постараемся привести альтернативные мнения.
«ПРОТИВ»:
Строительство
«ЗА»: Строительство Nord Stream предоставит возможность устроить разные ветки газопровода из России: из Ямала, из Штокманского шельфа в Европу. При этом будут миноваться транзитные Украина и Польша. В эксплуатации СЕГ будет значительно дешевле. Те 4, а может быть 6 млрд. долларов, которые придется вложить в строительство, окупаются уже в первом году эксплуатации этого газопровода. Польша за газовый транзит по газопроводу Ямал-Европа получает в настоящее время приблизительно 1 млрд. долл. в год. При строительстве СЕГ Польша и Литва потеряют возможность зарабатывать дополнительно на транзите. Но то, что у них есть, они сохраняют. Благодаря новому газопроводу можно значительно увеличить доставку газа из России в Западную Европу. В Германии сейчас 30% газа используется из России, после строительства ожидается 40%. Кроме того, от газопровода пойдут ответвления в Калининградскую область (минуя транзит через Литву!) и в Скандинавию. Маршрутизация этого газопровода будет проходить там, где риск минимален. Напомним, что по Балтийскому морю уже проложен газопровод из Норвегии.
Прикаспийский газопровод
По предполагаемому
маршруту Прикаспийской трубы с советских
времен лежит третья ветка системы «Средняя
Азия — Центр» (САЦ-3). По ней на экспорт в Россию
идут небольшие объемы (около 4 млрд. куб.
м) переработанного попутного нефтяного
газа с месторождений в западной части
Туркмении. Известно, что небольшая модернизация
линейной части и компрессорных станций
может увеличить пропускную способность
ветки до 10 млрд. куб. м. При этом новый стандартный
газопровод (с нормальным рабочим давлением)
способен перекачивать около 30 млрд. куб.
м ежегодно, для чего необходимо подготовить
новую ресурсную базу в туркменском и казахском
секторах Каспия. Лидеры России, Казахстана
и Туркменистана в мае 2007 г. торжественно
подписали декларацию о намерениях по реализации
проекта. Сроки пока не опубликованы.
Проект «Южный поток»
23 июня 2007 года ENI (Италия) и «Газпром» подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток». 18 января 2008 года была зарегистрирована Компания специального назначения South Stream AG. Учредителями компании на паритетной основе выступили «Газпром» и ENI.
Проект «Южный поток» направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Предусматривается, что морской участок газопровода пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Береговая» на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 км, максимальная глубина — более двух км, проектная мощность — 30 млрд. куб. м. Ввод в эксплуатацию морского участка «Южного потока» намечен на 2013 год. Не исключено, что среднеазиатские страны примут окончательное решение о поддержке проектов исходя из сроков строительства. Пока зарубежный проект «Набукко» и «Южный поток» шагают нога в ногу (оба должны появиться на свет в 2013 году). Для строительства газопровода потребуется согласие Украины и Румынии. Уже получено согласования строительства трубопровода с Сербией и Венгрией.
Газопровод Россия-Турция («Голубой поток»)
«Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. Проект дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания «ЭНИ». В строительстве принимали участие несколько тысяч специалистов из России, Италии и Турции. Морская часть газопровода лежит на глубинах до 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды. Применялись трубы из высококачественной коррозийно-стойкой стали с внутренними внешним полимерным покрытием. Начало газопроводу было положено в 1997 г., когда между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение. В рамках этого соглашения «Газпром» заключил коммерческий контракт с турецкой фирмой «Боташ» на поставку 365 млрд. куб. м газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет.
В ноябре
2005 года на газоизмерительной станции Дурусу
в районе г. Самсун (Турция) состоялись торжественные
мероприятия, посвященные реализации
проекта «Голубой поток». Общая протяженность
газопровода «Голубой поток» составляет
1213 км. Газопровод условно делится на три
зоны: сухопутный участок на российской
стороне от г. Изобильное Ставропольского
края до п. Архипо-Осиповка Краснодарского
края на побережье Черного моря длиной
373 км; морской участок от п. Архипо-Осиповка
Краснодарского края (Россия) до терминала
«Дурусу», расположенного в 60 км от г. Самсун
(Турция) длиной 396 км; сухопутный участок
на турецкой стороне от г. Самсун до г. Анкара
длиной 444 км. Морской участок газопровода
включает в себя одну из крупнейших в мире
и уникальных по своим характеристикам
КС «Береговую». Ее мощность — 150 МВт, что
позволяет создать давление на выходе
250 атм.
Диаметр газопровода «Голубой поток»:
равнинная часть сухопутного участка —
1400 мм, горная часть сухопутного участка —
1200 мм, морской участок — 610 мм. Проектная
мощность газопровода составляет 16 млрд.
куб. м газа в год. Общая стоимость газопровода
«Голубой поток» составляет 3,2 млрд. долл.
Информация о работе Развитие трубопроводного транспорта в России