Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа
Трубопроводный транспорт является одним из главных методов экспорта и импорта нефте- и газодобывающих отраслей. И его развитие положительно влияет на состояние экономики страны. В данной работе приведены примеры проектов новых магистралей труб, благодаря которым планируется значительно увеличить экспорт нефти и газа за границу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 9
2.1 Пневматический и гидравлический трубопроводный
транспорт контейнеров 9
2.2 Технологические трубопроводы 12
2.3 Магистральный транспорт 13
3 ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 17
3.1 Трубопровод газа 18
3.2 Трубопровод нефти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономика и предпринимательство»
Кафедра
«Экономика и инновационное развитие
бизнеса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Экономика транспорта»
Тема: «Развитие
трубопроводного транспорта в России»
Челябинск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
(СССР)
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 9
2.1 Пневматический и гидравлический трубопроводный
транспорт контейнеров
2.2 Технологические трубопроводы 12
2.3 Магистральный транспорт 13
3 ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 17
3.1 Трубопровод газа 18
3.2 Трубопровод нефти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 33
АННОТАЦИЯ
Исламов Линар
Экономика транспорта
ЮУрГУ, Челябинск 2011
29 страниц.
Трубопроводный
транспорт является одним из главных
методов экспорта и импорта нефте-
и газодобывающих отраслей. И его развитие
положительно влияет на состояние экономики
страны. В данной работе приведены примеры
проектов новых магистралей труб, благодаря
которым планируется значительно увеличить
экспорт нефти и газа за границу.
ВВЕДЕНИЕ
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д.
Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
выполняет роль распределительной системы комплекса;
транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
К
трубопроводному транспорту относятся
магистральные нефте- и газопроводы,
а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного
транспорта для Российской Федерации
определяется значительной удаленностью
основных месторождений нефти и газа от
потребителей, а также высокой долей нефти,
нефтепродуктов и газа в экспортном балансе
России. Трубопровод – это магистраль
из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают
на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы
оснащены оборудованием для обезвоживания
и дегазации нефти, оборудованием для
подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах
- установки для осушения газа, для одоризации
(придание газу резкого запаха) и распределительные
станции. Для поддержания необходимого
давления устанавливают специальные перекачивающие
станции. В начале магистрали – головные,
затем через каждые 100 – 150 км. - промежуточные.
Протяженность магистральных трубопроводов
России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км.
газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км.
нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных.
В состав сооружений трубопроводного
транспорта входят 487 перекачивающих станций
на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные
парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также
247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих
агрегата и 3300 газораспределительных
станций. По магистральным трубопроводам
перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти,
более 50% продукции нефтепереработки.
В общем объеме грузооборота трубопроводного
транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти
– 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР)
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.
Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.
С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.
В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.
Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.
Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществили идею Д.И. Менделеева, считавшего, что "необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море". Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: "Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути".
Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников - владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков.
Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время.
В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие виды перевозок нефти.
Одновременно со строительством промысловых трубопроводов обсуждается вопрос о дальнем транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку с увеличением нефтедобычи в Баку все чаще и чаще возникали проблемы с отправкой нефти и керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась среди прогрессивных ученых и политиков.
К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков.
События, последовавшие после 1914 года, не были созидательными. Война, революция, вновь война, но уже гражданская, не способствовали строительству трубопроводов.
С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке.
Особое
место в истории
После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.
К
1990 году изменившаяся политическая жизнь
и экономические перемены привели
к остановке строительства
Информация о работе Развитие трубопроводного транспорта в России