Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:30, реферат
Основу эффективности национальной экономики Казахстана составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Введение 3
Глава 1. Содержание и формы инновационного предпринимательства 4
1.1 Основные понятия 4
1.2 Классификация инноваций 10
1.3 Функции инноваций 12
1.4 Структура инновационного процесса 14
Глава 2. Анализ инновационных процессов 15
2.1 Показатель квалификации научных кадров 15
2.2 Показатель исполнения маркетинговых прогнозов 17
2.3 Показатель расхода инвестиционных средств 17
2.4 Показатель производственного ресурсосбережения 18
2.5 Показатель реализации проекта в заданные сроки 18
2.6 Показатель результативности инновационного развития 19
Глава 3. Инновационное предпринимательство в Казахстане 22
3.1 Экономические условия формирования инновационного
производства в Казахстане 22
3.2 Эффективность развития отечественной науки и перспективы развития внедрения биотехнологий в производство в РК 28
3.3 Инновации в образовательных учреждениях 31
Заключение 33
Глоссарий 34
Список используемой литературы 35
1.4 Структура инновационного процесса
Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.
К этим элементам относятся6:
Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).
После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
Инновационный
процесс заканчивается
где Зокр.пред – объем опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, тг.;
Зокр.ф – полный фактически выполненный объем опытно-конструкторских работ, тг.
Показатель квалификации научных кадров направлен на оценку профессиональной деятельности и потенциала инновационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава.
Обратимся к практике инновационно ориентированных мировых компаний. Вот как, например, описывают работу инженерного подразделения компании Porsche. Кроме суперскоростных автомобилей, инженеры компании разрабатывают мотоциклы для компании Harley-Davidson. Они также проектируют погрузчики, лифты, грузовики и автомобили для других производителей: General Motors, Daimler Chrysler, Volkswagen и Ford. Из 9300 сотрудников Porsche более четверти работают в инженерном подразделении. Две трети из них выполняют работу для Porsche, а оставшаяся часть – для других компаний. По мнению аналитиков, выполнение сторонних заказов позволяет Porsche увеличить свои собственные технические возможности, конструкторские знания и опыт.
При
формировании инновационных проектов
предприятию целесообразно
В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом предприятие во многом лишает себя возможности развития собственной инновационной инфраструктуры. Но, как показывает практика7, если научно-техническая продукция реализуется на рынке самостоятельной научной организацией, то в этом случае может быть выше прогрессивность и новизна инновации, а, возможно, и более низки совокупные затраты на ее приобретение.
При
втором варианте предприятие ставит
своей стратегической целью создание
собственного научно-исследовательского
инновационного подразделения. По этому
пути, к примеру, развивается компания
Роколор. До 1999 г. это предприятие придерживалось
производственно-
Таким образом, показатель квалификации научных кадров позволяет определить профессиональный уровень исследовательского персонала предприятия. Патентный портфель, в свою очередь, представляет собой совокупность результатов интеллектуального труда работников хозяйствующего субъекта в форме патентов и свидетельств на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, программ для ЭВМ и баз данных. Отсюда в зависимости от уровня профессионально-кадрового состава инновационного подразделения предприятие может строить планы о возможностях формирования собственного патентного портфеля.
Другим не менее важным оценочным показателем эффективности реализованных и перспективности последующих инновационных проектов является прогноз в отношении объема рынка будущей новинки, темпов развития потребительского спроса и жизненного цикла продукта.
2.2 Показатель исполнения маркетинговых прогнозов (Dмп)
где Vип.пл – планируемый объем продаж инновационной продукции, тг.
Vип.ф – то же фактический.
Показатель исполнения маркетинговых прогнозов является достаточно емким критерием эффективности коммерциализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанавливаются возможные причины этого, начиная с фиксации цены продаж до применяемых методов маркетинговых исследований и их исполнителей. И, наоборот, если планируемый объем продаж практически совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных проектов целесообразно использовать и по возможности усовершенствовать все те подходы, которые сложились и применяются на предприятии.
Показатель
исполнения маркетинговых прогнозов
свидетельствует о
где Iф – размер инвестиционных средств, фактически потраченных на реализацию инновационного проекта, тг.;
Iпл – то же планируемых.
На практике частыми являются случаи, когда предприятия вынуждены приостанавливать на неопределенные сроки финансирование начатых инновационных проектов по причине нехватки средств на их завершение. В связи с этим планово-финансовому отделу будут полезными данные о размере дефицита (или возможной экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проекту при определении инвестиционно-финансовых источников по созданию и освоению новых технологий.
Показатель расхода инвестиционный средств по инновационному проекту характеризует в определенной степени финансовую обеспеченность, а также управление доходами и расходами на разработку и внедрение новых и улучшающих технологий на предприятии. Если собственных средств оказывается недостаточно, то одним из возможных источников финансирования инновационного развития могут стать внереализационные доходы от продажи лицензий на использование созданных на предприятии технологий.
где Сф – фактическая себестоимость производства и реализации
инновационной продукции, тг.;
Спл – то же плановая.
Планирование
себестоимости инновационной
Показатель
производственного
где Тф – время, фактически затраченное на реализацию инновационного
проекта, мес.;
Тпл – то же планируемое.
Коммерциализация инновации в планируемые сроки, а при возможности и сокращение длительности реализации инновационного проекта будет способствовать раннему выходу новинки на рынок и, соответственно, приблизит срок получения прибыли от реализации инновации. Для инновационной деятельности, когда разработка и внедрение продуктовой новинки растягиваются иногда на десятки месяцев, любое уменьшение является существенным.
Сокращение жизненного цикла большинства инноваций на рынке приводит к необходимости снижения сроков разработки и реализации продуктовых и технологических нововведений во всех без исключения инновационно ориентированных компаниях. К примеру, французский автопроизводитель Renault одной из основных стратегических задач определяет именно сокращение сроков разработки новых моделей автомобилей: с трех лет до 28 месяцев.
Показатель реализации проекта в заданные сроки не только характеризует возможности предприятия выполнять программы и планы-проекты в установленные интервалы времени, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации продуктовых и технологических инноваций, а также способствует росту нематериальных активов. Выведение предприятием новых продуктов на рынок раньше конкурентов позволяет ему использовать преимущества «первого хода»8. Это, в свою очередь, позитивно сказывается сначала на престиже и репутации предприятия как инновационно активной компании, а затем во многом отражается на ее стоимости.
Информация о работе Развитие и экономическая эффективность инновационного предпринимательства