Развитие и экономическая эффективность инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:30, реферат

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики Казахстана составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и формы инновационного предпринимательства 4
1.1 Основные понятия 4
1.2 Классификация инноваций 10
1.3 Функции инноваций 12
1.4 Структура инновационного процесса 14
Глава 2. Анализ инновационных процессов 15
2.1 Показатель квалификации научных кадров 15
2.2 Показатель исполнения маркетинговых прогнозов 17
2.3 Показатель расхода инвестиционных средств 17
2.4 Показатель производственного ресурсосбережения 18
2.5 Показатель реализации проекта в заданные сроки 18
2.6 Показатель результативности инновационного развития 19
Глава 3. Инновационное предпринимательство в Казахстане 22
3.1 Экономические условия формирования инновационного
производства в Казахстане 22
3.2 Эффективность развития отечественной науки и перспективы развития внедрения биотехнологий в производство в РК 28
3.3 Инновации в образовательных учреждениях 31
Заключение 33
Глоссарий 34
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Инновационное предпринимательство.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     К сильным сторонам малых инновационных  предприятий относятся следующие:

    • оперативное принятие управленческих решений, позволяющие сократить длительность инновационного цикла;
    • низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;
    • отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий5.

     Трудности в деятельности таких предприятий  связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

     Учредителям малых инновационных предприятий  свойственна высокая мотивация  предпринимательской деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

    • возможность реализации собственных творческих проектов;
    • высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;
    • утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

     Повышенной  инновационной активности малого предпринимательства  способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация  новшеств и то, что инновационная  деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

     Многие  экономисты связывают инновационное  предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством  рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

     Как малые, так и средние формы  инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

    • деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;
    • внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

     В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного  конечного инновационного продукта.

     Малые инновационные предприятия имеют  по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:

    • использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
    • отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
    • невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;
    • использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;
    • возможности прямых контактов с потребителями;
    • возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям;
    • относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.

     Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют  на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

     Эффективность работы крупных инновационных предприятий  повышается при:

    • возможности масштабного использования инноваций;
    • наличии жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующей крупных вложений для продвижения инноваций;
    • высоких начальных издержках в производстве инновационного продукта;
    • необходимости использования сложных технических систем, проведении длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта.

     В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

     Крупные формы инновационного предпринимательства  способствуют развитию наукоемкого  производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.

 

1.2 Классификация инноваций

     В такой молодой науке, как инновационный  менеджмент, есть много разных классификаций  инноваций. Но смысл их использования  один - лучше понять суть. Здесь Вам предлагается классификация по двум признакам: глубине производимых изменений и области применения.

     По  глубине производимых изменений  выделяют 4 типа инноваций:

    1. модифицирующие инновации - ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться лучших результатов.
    2. улучшающие инновации - обеспечивают значительные преимущества и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах.
    3. прорывные инновации - базируются на фундаментально новых технических подходах. Позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции, но новым способом, резко превосходящим старый.
    4. интегрирующие инновации - используют комбинацию первых трех классов инноваций. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию «под ключ» пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования и др.).

     Пример. На социальном уровне появление лампочки накаливания явилось инновацией прорыва. Переходы от карбоновой нити к металлической и от вакуумных ламп к газовым были улучшающими инновациями. Развитие более быстрых, надежных и менее дорогих методов производства ламп было модифицирующей инновацией. Открытие эффекта сверхпроводимости являлось инновацией прорыва. Выпуск сверхпроводящих проводов был улучшающей инновацией, а развитие производственных процессов для коммерческого производства, сверхпроводящих магнитов - модифицирующей инновацией.

     По  сфере применения различают следующие  виды инноваций:

    1. производственные (технологические) - освоение нового продукта или качественное изменение существующего; внедрение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;
    2. маркетинговые - освоение новых рынков сбыта или развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;
    3. организационные - внедрение новых методов и стандартов управления, изменение структур управления;
    4. финансовые - реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов или новых методов их использования.

     Инновация - это не просто вопрос технологий: производства болтов и гаек. Часто, технология - это лишь небольшая часть процесса. Инновационность касается любого аспекта деятельности организации: инноваций в административной области, маркетинговых инноваций, инноваций в области финансов, дизайна, руководства кадровым составом и в области услуг. Поэтому, стремясь обеспечить инновационность на всех уровнях, эффективному менеджменту необходимо пересмотреть все аспекты деятельности предприятия, а именно: стратегию, скорость внедрения накопленного опыта и пути более рациональной организации работы компании.

 

1.3 Функции инноваций

     Непременным свойством инновации является научно-техническая  новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

     "Новизна"  инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных  позиций. Инновация как экономическая  категория отражает наиболее  общие свойства, признаки, связи  и отношения производства и  реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

     Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции6:

    • воспроизводственную;
    • инвестиционную;
    • стимулирующую.

     Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Этот капитал  может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно  вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

     Инновация является реализованным на рынке  результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

     В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и  способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия  становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен "деньги - инновация". Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Информация о работе Развитие и экономическая эффективность инновационного предпринимательства