Развитие и экономическая эффективность инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:30, реферат

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики Казахстана составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и формы инновационного предпринимательства 4
1.1 Основные понятия 4
1.2 Классификация инноваций 10
1.3 Функции инноваций 12
1.4 Структура инновационного процесса 14
Глава 2. Анализ инновационных процессов 15
2.1 Показатель квалификации научных кадров 15
2.2 Показатель исполнения маркетинговых прогнозов 17
2.3 Показатель расхода инвестиционных средств 17
2.4 Показатель производственного ресурсосбережения 18
2.5 Показатель реализации проекта в заданные сроки 18
2.6 Показатель результативности инновационного развития 19
Глава 3. Инновационное предпринимательство в Казахстане 22
3.1 Экономические условия формирования инновационного
производства в Казахстане 22
3.2 Эффективность развития отечественной науки и перспективы развития внедрения биотехнологий в производство в РК 28
3.3 Инновации в образовательных учреждениях 31
Заключение 33
Глоссарий 34
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Инновационное предпринимательство.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан

Университет Международного Бизнеса

Факультет «Экономика и учёт»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине: Экономика  предприятия

На  тему: «Развитие и экономическая эффективность инновационного предпринимательства»

Выполнил:

Иванов  Ю.Р

Экономика

Проверила:

Естекова  Г.Б.

Алматы 2009 г.

 

Содержание

Введение 3

    Глава 1. Содержание и формы инновационного предпринимательства 4

    1.1 Основные  понятия 4

    1.2 Классификация  инноваций 10

    1.3 Функции  инноваций 12

    1.4 Структура инновационного процесса 14

    Глава 2. Анализ инновационных процессов 15

    2.1 Показатель квалификации научных кадров 15

    2.2 Показатель исполнения маркетинговых прогнозов 17

    2.3 Показатель расхода инвестиционных средств 17

    2.4 Показатель производственного ресурсосбережения 18

    2.5 Показатель реализации проекта в заданные сроки 18

    2.6 Показатель результативности инновационного развития 19

    Глава 3. Инновационное  предпринимательство в Казахстане 22

    3.1 Экономические  условия формирования инновационного 

    производства в Казахстане 22

    3.2 Эффективность  развития отечественной науки  и перспективы развития внедрения  биотехнологий в производство  в РК 28

    3.3 Инновации  в образовательных учреждениях 31

Заключение 33

Глоссарий 34

Список используемой литературы 35

 

Введение

     Основу  эффективности национальной экономики  Казахстана составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

     В широком смысле слова инновационная деятельность – это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

     В узком (специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

     Содержание  инновационной деятельности в экономической  сфере является создание и распространение  новшеств в материальном производстве. Оно представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

     Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических  методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

     В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его  развития и поддержки.

     Для Казахстана сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформировать отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

     Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в РК, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

 

     Глава 1. Содержание и формы инновационного предпринимательства

1.1 Основные понятия

     Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся  финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.

     Согласно  анализу М. Портера конкурентоспособных  отраслей и предпринимательских  структур девяти наиболее промышленно  развитых стран, непрерывная модернизация производства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчивого конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и отраслей, но и стран, в которых обеспечено динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа1. Предприятия, отрасли и страны могут утрачивать конкурентные преимущества, если отказывались от непрерывного обновления производства. Скорость использования нововведений, быстрота реализации предпринимателей на нововведения конкурирующих фирм поддерживают конкурентоспособность предпринимательских структур.

     Такую стратегию избрали японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в послевоенный период. Это позволило им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции.

     Типы  инноваций дифференцируются по отраслевому  признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

     Более 70% предприятий осуществляют инновации  в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

 

      Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на2:

    • поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;
    • поиске необходимых ресурсов;
    • создании и управлении предприятием;
    • получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

     Не  всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое  позволяет извлечь предпринимательский  доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

     Исследование  субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы3.

     Важнейшая функция инновационных предприятий  – осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, "чреватую" возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

     Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных транзакций, фирма может неэффективно размещать ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что может реализовать инновационный предприниматель. Издержки от непроизводительного расходования ресурсов фирмы могут превысить транзакционные издержки открытого рынка, т. е. издержки при организации этой транзакции инновационным специализированным предприятием4.

     Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда транзакционные издержки хозяйствующих  субъектов, связанных с приобретением  инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

     Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают  физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

    • создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
    • выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
    • осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

     Будучи  относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

     Как свидетельствует зарубежный опыт, малое  предпринимательство в инновационной  сфере – первая по массовости и  наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

     Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Информация о работе Развитие и экономическая эффективность инновационного предпринимательства