Расчет и анализ экономических показателей производства изделия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, выполняемой по теме «Расчет и анализ экономических показателей производства изделия» - изучение теоретических основ проведения экономического анализа, а так же приобретение практических навыков расчета и анализа экономических показателей производства изделий.

Содержание

Замечание преподавателя-3
Введение-4
1 Теоретические основы экономического анализа
Характеристика основных экономических показателей производства-5
Обзор современных методов экономического анализа-14
2 Расчет плановых значений экономических показателей
2.1 Расчет потребности в материальных ресурсах-26
2.2 Расчет потребности в основных средствах и сумм амортизационных отчислений-30
2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах и средствах на оплату труда-35
2.4 Расчет затрат на производство и реализацию продукции-39
2.5 Расчет доходов и финансовых результатов предприятия-43
2.6 Расчет экономических показателей производства продукции-45
3 Анализ основных экономических показателей производства продукции
3.1 Анализ доходов, расходов и финансовых результатов-48
3.2 Анализ показателей деловой активности-49
3.3 Определение точки безубыточности-49
Заключение-51
Список литературы-52

Работа содержит 1 файл

Черновой вариант курсовой.docx

— 155.28 Кб (Скачать)

Экономисту  российского предприятия при  составлении отчёта по итогам финансово-хозяйственной  деятельности необходимо проанализировать полученные отчетные данные. Согласно нормативным требованиям следует вычислить ряд базовых показателей. Основным выводом анализа должно быть признание баланса удовлетворительной, а предприятия - платежеспособным (или наоборот). Более глубокий экономический анализ и прогноз развития предприятия проводится по инициативе представителей партнерских групп. Система базовых показателей экономического анализа. Как видно из перечисления и группировки показателей, они охватывают практически все аспекты экономической деятельности предприятия. Можно заметить, что оценка финансового состояния и деловой активности основывается на предварительном обобщённом анализе всех сторон хозяйственной деятельности предприятия. Анализ деловой активности предприятия предусматривает расчет и оценку показателей фондоотдачи, производительности труда, коэффициентов оборачиваемости. Чем выше значение данных показателей, тем выше деловая активность предприятия. 

  
 
 
 

Классификация экономических показателей.

Экономический показатель Сущность Формула расчета Характеристика  динамики
Доходы Показывает  полученную экономическую выгоду, до вычитания расходов, связанных с  получения этой выгоды.   Положительным считается рост данного показателя
Расходы Признается  уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов  и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников   Отрицательным считается рост данного показателя
Деловая активность. Оценивается с помощью:

3.1 Производительность  труда 
 

3.2 Фондоотдача 
 
 

3.3 Оборачиваемость  оборотных средств 
 

3.4 Длительность  оборота оборотных средств

3.5 Оборачиваемость  запасов 

3.6 Длительность  оборота запасов 

3.7 Оборачиваемость  дебиторской задолженности 

3.8 Оборачиваемость активов

3.9 Оборачиваемость собственного капитала

 
 
 
 
3.1. Характеризует трудовую деятельность  человека 
 
 

3.2. Показывает  съем продукции с одного рубля  стоимости основных фондов 

3.3. Показывает  количество оборота оборотных  средств в течение определенного  периода 
 

3.4 Показывает период за который совершается один полный оборот 

3.5 Показывает  количество оборота запасов в  течении определенного периода. 

3.6 Показывает  период за который совершается  один полный оборот

3.7 Показывает  количество оборота дебиторской  задолженности в течении определенного периода. 

3.8. Показывает  количество оборота активов в  течение определенного периода 

3.9 Показывает  количество оборота собственного  капитала в течение определенного периода

 
 
 
 
3.1, где В-выручка, среднесписочная численность

3.2 , где средняя стоимость основных средств 

3.3 ,  где ОК - средняя величина оборотных капиталов

3.4 , где F- продолжительность отчетного периода, дни

3.5 , где С- затраты на производство

3.6  

3.7 ,  где ДЗ-

Средняя дебиторская задолженность

3.8 , где А - средняя величина активов

3.9 , где СК – средняя величина собственного капитала

 
Рентабельность.

Состоит из:

4.1 Рентабельность  активов 
 
 

4.2 Рентабельность  собственного капитала 
 
 
 
 
 

4.3 Чистая  рентабельность активов 

4.4 Чистая  рентабельность собственного капитала

4.5 Экономическая  рентабельность активов 

4.6 Рентабельность  продукции 
 
 

4.7 Рентабельность  продаж 

4.8 Чистая  рентабельность

4.9 Валовая  рентабельность продаж

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.1 =, где прибыль до налогообложения за период, активы на начало периода, активы на конец периода

4.2 =, где -собственный капитал на начало периода, -собственный капитал на конец периода

4.3 =, где ЧП - чистая прибыль за период

4.4 = 
 

4.5 , где %- проценты за кредит, выплаченные за период

4.6 =, где -полная себестоимость реализованной продукции, -прибыль от продаж

4.7 =, где В-выручка от продаж за период

4.8 =

4.9 =, где ВП- валовая прибыль

 
Ликвидность. Рассчитывается с помощью следующих  коэффициентов: 
 

5.1 Коэффициент  абсолютной ликвидности 

5.2 Коэффициент  критической ликвидности 
 
 
 
 

5.3 Коэффициент  текущей ликвидности

Определяется  как степень покрытия обязательств предприятия его активам, срок превращения  которых в денежную форму соответствует  сроку погашения обязательств.

5.1 Показывает, какую часть краткосрочных обязательств  предприятие может погасить в  настоящее время.

5.2Характеризует  ожидаемую платежеспособность предприятия  на период, равный средней продолжительности  одного оборота дебиторской задолженности.

5.3Показывает  платежные возможности предприятия,  оцениваемые при условии не  только своевременных расчетов  с дебиторами и благоприятной  реализацией готовой продукции,  но и продажи в случае необходимости  прочих элементов материальных  оборотных средств

 
 
 
 
 
 
 
5.1= 
 

5.2 = 
 
 
 
 
 
 

5.3=

 
 
Финансовая  устойчивость. Состоит из:

6.1 Коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств 
 

6.2 Коэффициент  автономии

6.3 Коэффициент  концентрации заемного капитала

6.4 Коэффициент  долгосрочного привлечения заемных  средств

6.5 Наличие  собственных оборотных средств

6.6 Наличие  собственных и долгосрочных заемных  источников формирования оборотных  средств

6.7 Общая  величина основных источников  формирования запасов

6.8 Коэффициент  маневренности 

6.9 Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами

6.10 Излишек  или недостаток собственных оборотных  средств для формирования запасов 

Характеризует стабильность деятельности предприятия  
 
6.1 ==, где СК - собственный капитал, р.; PR- заемный капитал, р.; К- капитал предприятия, р.

6.2=

6.3   = 
 
 

6.4  = 
 

6.5 СОС=СК-ВА, где ВА – вне оборотные активы, р. 

6.6 =СК+ДО-ВА=СОС+ДО 
 
 
 
 
 

6.7 ОИ=СОС+ДО+КСК+КЗТ 
 
 

6.8 = 

6.9= 
 
 
 

6.10  +/-СОС=СОС-З

Положительным считается рост данного показателя, если высока доля собственного капитала. Отрицательным считается рост данного  показателя, если высока доля зависимости  предприятия от кредиторов и инвесторов
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Обзор современных методов экономического анализа

     Классификация экономического анализа по видам  определяется, в первую очередь, его  целями, методами исследования и обобщения  изучаемых материалов. И, как нам  уже известно, цели и методы и  различных партнерских групп  предприятия могут быть  различны. И это вполне объяснимо различием  их интересов. Кроме того, нельзя забывать и о материальном аспекте этого  вопроса, ведь более сложное исследование будет и более дорогим, и не всякий менеджер или акционер предприятия  согласиться пожертвовать частью прибыли  ради анализа уже совершившихся  фактов или предполагаемых будущих  доходов. Но, тем не менее, разделение экономического анализа по видам  в общих чертах существует. Это, прежде всего, разделение, обусловленное особенностями  либо теоретических, либо практических аспектов человеческой деятельности –  разделение на  теоретико-политэкономический и конкретно-экономический анализ.

В зависимости  от масштабов анализа производства и управления различают:

макроэкономический  анализ, объектом изучения которого является народное хозяйство в целом, хозяйство отдельных регионов, и микроэкономический анализ, изучающий деятельность и взаимодействие предприятий на рынках определенного товара и организацию работы их отдельных составных частей (цехов, отделов, участков, бригад). Следует отметить, что единого мнения ученых по классификации видов экономического анализа не существует и, вообще говоря, его и не может быть. Ведь, как уже было отмечено, вид экономического анализа определяется целью, которую ставят перед собой субъекты анализа, а цели – различны и могут меняться даже в ходе самого

процесса  анализа. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности, тем не менее, можно  классифицировать по следующим признакам: (А) по субъектам, (Б) изучаемым объектам; (В) в зависимости от цели проведения анализа; (Г) по аспектам исследования; (Д) кругу изучаемых вопросов; (Е) широте изучения резервов; (Ж) характеру  принимаемых на его основе решений; (З) по степени компьютеризации и автоматизации вычислительных работ. Рассмотрим принципы этого деления подробнее.

А. Субъектами, проводящими анализ, - его исполнителями могут быть

экономические службы предприятия, аудиторские фирмы, финансовые, налоговые и кредитные  и другие организации.

Б. По изучаемым объектам различают анализ финансово-хозяйственной

деятельности  предприятия, отдельных его бизнес - единиц (цеха, участка, бригады, рабочего места), объединения предприятий.

В. В зависимости от цели проведения различают анализ с целью определения

базовых показателей для планирования, внутренней оценки результатов хозяйственной  деятельности, подведения итогов внутризаводского хозрасчета, выявления резервов и  путей их мобилизации, прогнозирования  результатов хозяйственной деятельности, подготовки материалов для выработки  оптимальных управленческих решений, подготовки отчета перед собранием  акционеров, другими проверяющими органами, составление бизнес-плана инвестиционного  проекта, кредитного договора, аудиторского заключения и т.д.

Г. По аспектам исследования различают финансово-экономический, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ. Финансово-экономический анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производственными, опираясь преимущественно на периодическую регламентируемую государством отчетность предприятий как источник информации. Как правило, проводится менеджерами предприятия, представителями совета акционеров, финансовыми и кредитными органами, аудиторскими фирмами.

Для технико-экономического анализа характерно изучение хозяйственной

деятельности  предприятия в тесной взаимосвязи  экономических показателей с  техникой, технологией и организацией производства, труда и управления. Для выявления влияния уровня технического оснащения, технологии и организации производства и управления на результаты деятельности предприятия и для вскрытия резервов используются технико - производственные показатели, характеризующие использование основных средств, материалов и трудовых ресурсов.

Функционально-стоимостной  анализ (ФСА) — это метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами продукции, ее рыночной ценой и затратами на ее производство и реализацию. ФСА призван обеспечить постоянный рост эффективности хозяйственной деятельности предприятия, т.е. улучшение соотношения между потребительской стоимостью объекта исследования, его полезностью, выраженной в единицах, измеряющих отдельные потребительские свойства (или их совокупность), и затратами, обеспечивающими проявление этой полезности.

Здесь необходимо отметить, что рыночной стоимостью обладает не только

продукция предприятия, но и само предприятие. Если целью усилий его менеджеров будет повышение эффективности  деятельности по производству и реализации продукции, тогда будет максимизироваться  функция эффективности  , где – общая выручка от реализации продукции; TC – общие затраты на производство и реализацию продукции.

Но, руководство  предприятия может стремиться увеличить  рыночную стоимость самого предприятия  или его рыночную власть. Тогда критерии успеха его деятельности будут иными. И, может оказаться, что в различных ситуациях, при меняющейся конъюнктуре рынка одни цели будут противоречить другим. Так, не всегда стремление получить максимальную прибыль в отчетном периоде будет соответствовать задачам долгосрочного развития предприятия. К сожалению, для современной России характерны примеры, когда, пользуясь монопольным положением на рынке, предприятия сокращают выпуск продукции и поднимают цены. Получаемую при этом прибыль руководство предприятий направляет не на развитие производства: приобретение нового оборудования и технологий, а на потребление. То есть достигаются краткосрочные цели, а предприятие упускает стратегическую инициативу.

ФСА служит альтернативой такому отношению, и  в этом случае должны

действовать следующие принципы. Принцип системного, комплексного подхода означает, что объект исследования всегда рассматривается как система, т.е. ограниченный определенными рамками интегрированный комплекс элементов.

Принцип коллективного творчества (работы в команде) предполагает широкое участие в проведении анализа специалистов самых разных профессий (технологов, маркетологов, дизайнеров, финансовых аналитиков и т.д.) и предусматривает оригинальные, нестандартные решения, вытекающие из применения современных инновационных методик. Предпочтение отдается не установившейся практике и привычному, стереотипному образу мышления, а поискам принципиально новых, специфических идей, которые способны обеспечить достижение результата при меньших затратах. Для ФСА характерен принцип универсальности, который означает, что ФСА может применяться во всех отраслях промышленности и в сфере обслуживания; на разных стадиях жизненного цикла объекта — на предпроектной стадии, стадии проектирования, подготовки и развертывание производства, модернизации, реконструкции, эксплуатации и утилизации, т.е. всюду, где есть необходимость оптимизировать соотношение между полезностью работы и затратами на нее. Сущности ФСА соответствует метод перспективного анализа, когда внимание уделяется не только произведенным или текущим затратам, но и будущим, которые необходимо свести к минимуму, следовательно, проводится анализ еще не осуществленных затрат. При проведении ФСА различают семь этапов: подготовительный,

информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрение и контроль за результатами.

Д. По кругу (полноте) изучаемых вопросов различают полный анализ всей

хозяйственной деятельности и тематический анализ использования некоторых видов  ресурсов, эффективности различных  сторон деятельности предприятия, оптимальности принимаемых решений и т. д.

Е. По широте изучения принято различать анализ внутренний (внутри

организационной структуры предприятия) и сравнительный (аналогичных

предприятий, межотраслевой) анализ, который проводится по материалам работы нескольких предприятий  отрасли. По степени охвата изучаемых  экономических явлений и процессов  межотраслевые сравнения могут  быть общими (полными) и частичными (локальными). При общем межотраслевом  анализе изучается деятельность сравниваемых предприятий в комплексе.

Локальный анализ ограничивается изучением лишь конкретных вопросов, например, уровня себестоимости продукции, степени  использования производственной мощности и др. При анализе сравниваются технико-экономические показатели, характеризующие результаты деятельности сравниваемых предприятий (объем выпуска продукции, численность персонала, уровень рентабельности и др.); темпы роста отдельных показате-

лей (производительности труда, прибыли, объема производства и  др.); коэффициенты, индексы, удельные веса и т п., подсчитанные по данным сравниваемых предприятий (коэффициенты сменности  работы оборудования, удельные веса материальных затрат в общей сумме затрат на производство, проценты отходов и  др.).

Анализируемые предприятия обычно группируются по объему выпускаемой

продукции (крупные, средние, мелкие), по ее виду (в  полиграфической промышленности, например, - книжно-журнальные, журнальные, газетные и др.) и другим признакам. Большое  значение для межотраслевых сравнений  имеет сопоставимость данных, привлекаемых для анализа. Для обеспечения  сопоставимости данных важно, чтобы  были соблюдены следующие основные условия: исчисление сравниваемых показателей  по единой методике; применение единых измерителей продукции; приведение цен на сырье,

материалы и готовую продукцию к одному уровню; равенство числа рабочих  дней в сравниваемых периодах; качественная однородность сравниваемых показателей, в частности, однородность затрат, включаемых в себестоимость продукции, однородность применяемых оборудования и производственных технологий. Для приведения отдельных  данных в сопоставимый вид используются поправочные коэффициенты, делается перерасчет показателей с использованием методологии расчета, используемой на исследуемом предприятии, исключаются  несравнимые величины и т.д. Возможности

Информация о работе Расчет и анализ экономических показателей производства изделия