Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Задачи работы:
- изучить способы, которыми сейчас пользуется банк для повышения эффективности использования трудовых ресурсов,
- изучить экономические показатели, чтобы знать, как методы руководства в улучшении эффективности отражаются на остальные сферы деятельности,
- предложить свои варианты усовершенствований для «Сбербанка России»
1.1. Понятие трудовых ресурсов предприятия, их значение и роль ............ 5
1.2. Состав и структура трудовых ресурсов предприятия ............................ 9
1.3. Показатели использования трудовых ресурсов .................................... 11
1.4. Оценка трудовой деятельности работника ............................................ 12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» ........... 17
2.1. Организационно-управленческая характеристика ............................... 17
2.2. Экономическая характеристика.............................................................. 19
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ...24
3.1. Проект Концепции развития Сбербанка России до 2012 года......... 24
3.2. Научная организация труда..................................................................... 27
3.4. Факторы и резервы роста ........................................................................30
Выводы и предложения.................................................................................. 32
Список использованной литературы:..............................................................33
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................34
В 2007 году в банке работало около 270 тысяч человек
Здесь трудится около 1% от всего работоспособного женского населения. Об эффективности их деятельности можно судить из Таблицы 5.
Таблица 5. Эффективность использования трудовых ресурсов
| 2005г | 2006г | 2007г | % 2007г. к 2005г. | % 2007г. к 2006г. |
Расходы на оплату труда, млрд. руб | 2,1 | 2,7 | 3,4 | 163 | 126 |
Прибыль, млрд руб | 62,9 | 87,9 | 116,7 | 185 | 133 |
Прибыль / зп | 30 | 32,5 | 34,6 | 115 | 106 |
Активы, млрд. руб | 2 498 | 3 457 | 4 909 | 197 | 142 |
Активы / зп | 1 190 | 1 280 | 1 440 | 121 | 113 |
Видим, что как и предупреждал старик Карл Маркс, производительность растёт быстрее, чем зарплата. Это хорошо.
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Проект Концепции развития Сбербанка России до 2012 года
Проект одобрен Правлением Сбербанка России (протокол заседания №345 от 19 июля 2007г.) и единогласно утвержден Комитетом Наблюдательного совета Сбербанка России по стратегическому планированию.
Ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе является слаженная работа профессионального коллектива сотрудников Банка.
Созданная внутри Банка система обучения сотрудников обеспечивает поддержание квалификации персонала на конкурентоспособном уровне.
Важной составляющей успеха бизнеса является сложившаяся в Сбербанке России корпоративная культура, позволяющая мобилизовать все подразделения на решение задач, стоящих перед Банком.
Это потребует внедрения механизмов, обеспечивающих устойчивый рост производительности труда и повышения эффективности деятельности банка в условиях сокращения процентной маржи.
Чтобы сохранить свою конкурентоспособность, Банк должен обладать современной технологической платформой, позволяющей удовлетворять растущий спрос клиентов на новые услуги.
Существенно возрастает ценность репутации и доверия, требуют все большего внимания вопросы корпоративного управления и корпоративной этики.
Сохраняя репутацию стабильного, надежного, социально ответственного и при этом экономически эффективного кредитного учреждения, Банку необходимо формировать политику по управлению брендом, ориентируясь на укрепление образа современной высокотехнологичной компании, которая оказывает профессиональные услуги всем группам клиентов, направить усилия на повышение транспарентности и дальнейшее совершенствование системы риск-менеджмента
Возрастающая конкуренция за трудовые ресурсы на фоне усложнения финансовых операций и углубления их специализации делает формирование квалифицированного состава сотрудников одной из наиболее важных задач для успешной деятельности Банка.
В условиях жесткой конкурентной борьбы Банку предстоит найти способ максимально эффективного использования имеющихся ресурсов – материальных, финансовых, информационных, трудовых.
Это потребует модернизации управленческих и технологических процессов, совершенствования инструментов оптимизации затрат, системы управления и мотивации персонала.
Задачи:
- Рост объема продаж и доходов Банка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами.
- Развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда.
- Увеличение доступности банковских услуг.
- Сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников.
Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.
Целевые ориентиры:
- Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;
- Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе - не ниже 30%;
- Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;
- Активы на одного работника – рост в 3 раза;
- Чистый операционный доход на одного работника – рост в 2,5 раза;
- Количество жителей на точку продаж – снижение на 15%;
- Отношение бизнес – персонала к сотрудникам обеспечивающих подразделений – не менее 1:1;
- Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%.
Обслуживание розничных клиентов и представителей малого бизнеса на массовых рынках будет производиться на стандартной, типовой технологической основе, а крупных клиентов юридических и физических лиц – путем предоставления индивидуального комплексного обслуживания.
Банк проведет технологическую модернизацию основных массовых продуктов, направленную на их стандартизацию и упрощение, будет использовать альтернативные каналы сбыта, технологию пакетирования и инструменты перекрестных продаж.
Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит оптимизировать систему управления и повысить эффективность работы сбытовой сети, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек за счет реинжиниринга бизнес - процессов, выхода на качественно новый уровень автоматизации.
В условиях углубления дифференциации потребностей клиентов и усиления конкуренции на финансовом рынке в качестве первоочередных перед Банком стоят задачи оптимизации организационной структуры и управленческих механизмов, развития кадрового потенциала и системы управления знаниями.
В целях повышения экономической эффективности Банк планирует продолжить совершенствование системы мотивации персонала, сделав ее более гибкой, основанной на зависимости вознаграждения сотрудников от вклада в конечный результат, стимулирующей продажу продуктов и услуг целевым группам клиентов.
Оптимизация филиальной сети и развитие альтернативных каналов обслуживания клиентов будут направлены на увеличение объема и количества совершаемых операций, повышение доступности банковских услуг.
Расширение сбытовой сети Банка позволит обеспечить достижение целевого ориентира по показателю числа жителей на одну точку сбыта.
Банком будут открыты новые операционные подразделения, прежде всего, на территории крупных городов, целый ряд подразделений улучшит свое расположение относительно мест концентрации спроса на банковские продукты и услуги.
Одновременно Банк сосредоточит усилия на увеличении сети устройств самообслуживания и расширении их функциональности, а также развитии других альтернативных каналов сбыта, в том числе на предоставлении клиентам возможности обслуживания в режиме 24x7.
Развитие бизнеса и проведение модернизации технологических и управленческих процессов требуют развития единого информационного пространства, включающего централизованные и регионально – распределенные базы данных, объединенные соответствующими средствами коммуникаций, единую службу управления проектами автоматизации, оптимальную совместимость различных технологических платформ и унификацию программного обеспечения.
В результате внедрения информационно – технологических инноваций Банк обеспечит существенный рост производительности труда и выполнит целевые ориентиры по активам и чистому операционному доходу на одного работника, соотношению бизнес – персонала и работников обслуживающих подразделений.
Решение этих задач будет подкреплено развитием материально – технической базы, формированием современной платформы технических средств и каналов связи.
3.2. Научная организация труда
Банк осуществляет совместные программы с ведущими ВУЗами страны, использует внутрибанковскую систему повышения квалификации с применением дистанционных методов обучения, развивает практику стажировок и семинаров.
Объективное увеличение численности персонала не превышало темпов роста активов и происходило преимущественно за счет сотрудников бизнес-подразделений, осуществляющих инвестиционное кредитование, проектное финансирование, кредитование юридических и физических лиц, обслуживание корпоративных и частных клиентов.
В современных условиях для стимулирования повышения эффективности и производительности необходимо менять не только систему оплаты труда, но и сам подход к ее формированию, нужны иные психологически установки, мышление и шкала оценок. Необходимы новые подходы к формированию трудового коллектива предприятия.
В заключение данной работы перечислим основные пути улучшения использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики.
1. Подборка слаженного трудового коллектива, рационального профессионально-
2. Совершенствование трудовых отношений на предприятии, широкое внедрение контрактной оплаты труда для специалистов и сдельной оплаты труда для рабочих.
3. Обучение, подготовка кадров, обеспечение стабильности кадров (коэффициента стабильности кадров), совершенствование методов материальной и моральной оценки результатов труда каждого работника предприятия.
4. Создание наиболее благоприятных условий труда.
5. Проведение комплекса мероприятий по повышению производительности труда.
6. Проведение технологических и организационных мероприятий по снижению трудоемкости выпускаемой продукции.
7. Систематически производить анализ использования трудовых ресурсов на предприятии и по результатам этого анализа своевременно принимать соответствующие данным анализа управленческие решения по использованию трудовых ресурсов.
8. Принимать меры для устранения причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени.
9. Неуклонно поддерживать соотношение между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда с опережающим ростом производительности.
10. При проведении мероприятий по улучшению использования трудовых ресурсов в первую очередь они должны опираться на научную организацию труда.
Таким образом, улучшение использования трудовых ресурсов производства состоит в комплексном и рациональном применении всех мероприятий, позволяющих снизить затраты живого труда на единицу продукции.
Эффективное использование трудовых ресурсов невозможно без научной организации труда. Научная организация труда должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивать повышение производительности труда и сохранение здоровья человека,
Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач; экономической, психофизиологической, социальной.
Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда.
Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности.
Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.