Пути повышения прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль». Задачами курсовой работы является изучение сущности прибыли, ее функций, видов, а также вопросов максимизации прибыли и определения рентабельности предприятий.
В заключении автор сделает выводы по курсовой работе, а также определит значение понятия «прибыль» и прежде всего значение «чистой прибыли».

Содержание

Содержание__________________________________________________________________1
Введение____________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы понятия прибыли___________________________________5
1.1.Понятие прибыли и ее виды_________________________________________________5
1.2.Основные функции прибыли_________________________________________________7
Источники прибыли и пути ее увеличения_____________________________________8
Глава 2. Формирование прибыли на ООО «ИмпЭкс»______________________________ 15
2.1.Характеристика предпринимательской деятельности предприятия________________15
2.2.Анализ формирования прибыли на предприятии_______________________________18
2.3.Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности_____24
Заключение_________________________________________________________________36
Список литературы____________________

Работа содержит 1 файл

Содержание эп.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

     Следующим значительным фактором, тесно связанным  с ценообразованием, является уровень  издержек обращения. Известно, что при  неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия  можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты  предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.

     Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения  их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции  и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние  отдельных факторов количественно  оценить невозможно. К примеру, деловая  репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке  по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень  качества обслуживания и т.п.), основой  которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних  традиций работы.

     Основными задачами анализа прибыли являются:

  1. Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
  2. Изучение структуры прибыли.
  3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.

     4. Выявление резервов увеличения прибыли.

  1. Разработка прогнозных показателей прибыли.

     Анализ  прибыли производится по отдельным  ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных  доходов и потерь. При анализе  прибыли от реализации определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.

     В процессе анализа прибыли торгового  предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:

  1. Отклонение фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверхплановой прибыли или сумму недополученной прибыли;
  2. Определить степень выполнения плана прибыли, как отношение фактической суммы прибыли к плановой;
  3. Определить фактический уровень рентабельности по отношению к товарообороту и установить его отклонение от планового уровня;
  4. Изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы  прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли  и наоборот.

     Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

     Затем оценивают причины изменения  показателей. Особенно тщательно исследуется  состав внереализационных доходов  и расходов. В состав внереализационных  доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки  и других видов санкций (кроме  санкций, уплачиваемых в бюджет и  ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны  с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств.

     Так же детально оцениваются внереализационные  расходы и потери, а именно:

  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
  • недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
  • затраты по содержанию законсервированных объектов;
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
  • некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов);
  • судебные издержки и арбитражные сборы и другое.

     В заключение анализа прибыли в  предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении  качества обслуживания населения.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

     В процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  источников прибыли, для чего фактические  данные по источникам образования прибыли  сравниваются с данными плана  и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику  прибыли.

     В фирме «Импэкс» основным источником прибыли является прибыль от реализации. 

     Таблица 2 - Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Импэкс» за 2010г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатели 2009 г. 2010г. Изменения по сравнению
Сумма Уд. вес  в бал. приб.

План

Факт. С планом С 2009 г.
сумма структура, % сумма структура, % В сумме По уровню, % В сумме По уровню, %
Балансовая  прибыль 3217 100 5784 100 7390 100 1606 - 4173 -
 Прибыль  от реализации 3496 108,6 6648 114,9 8184 110,7 1536 -4,2 4688 -6,32
Прибыль от внереализационных операций -279 -8,6 -864 -14,9 -793 -10,7 -38 0,05 -439 2,07
 

     Как показывают данные таблицы 2, план по балансовой прибыли перевыполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.

     Из  таблицы 4 видно, что фактическая  прибыль от реализации в 2010г. превышает  плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.

     Если  сравнивать 2010г. с 2009г., то можно также  выделить, прибыль от реализации выросла  на 4688 т.р., и хотя от внереализационных  операций в 2010г. убыток по сравнению  с 2009г., балансовая прибыль увеличилась  на 4173 т.р.

     Анализ  прибыли от реализации.

     В фирме «Импэкс» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

     Анализ  прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль  – это валовой доход и издержки обращения.

     Таблица 3 - Анализ прибыли от реализации ООО «Импэкс» (тыс. руб.)

Показатели План факт % выполнения отклонение (+;-)
на 2010 г. за 2010г.
1. Товарооборот 181300 182842 100,85 1542
2. Валовой  доход        
2.1. в  сумме 22528 24070 106,84 1420
2.2. в  % к обороту 12,43 13,16 105,87 0,73
3. Издержки  обращения        
3.1. в  сумме 15880 15886 100,04 6
3.2. в  % к обороту 8,76 8,69 - -0,07
4. Прибыль  от реализации 6648 8184 133,63 1536
5. Рентабельность  по прибыли от реализации, % 3,67 4,48 122,07 0,81
 

     Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль  фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.

  1. За счет перевыполнения плана товарооборота.
 

     (1542 х 4,48%) : 100% = 69,1 т.р. 

     
  1. За счет изменения валового дохода.
 

     (182842 х 0,73%) : 100% = 1334,7 т.р. 

     
  1. За счет экономии издержек обращения.
 

     (182842 х 0,07%) : 100% = 127,2 т.р. 

     Совокупное  влияние факторов равно сумме  отклонения. 

     69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р. 

     Анализ  прибыли осуществляется в следующей  последовательности:

     1. Определяют выполнение плана  по прибыли. Определяется как  разность между фактической суммой  прибыли за 2010 г. и плановой  суммой прибыли. 

     8184 – 6648 = 1536 т.р. 

     2. Определяют проценты выполнения  плана по прибыли фирмы, как  отношение фактической суммы  прибыли за 2010 г. к плановой. 

     (8184 : 6648) х 100% = 133,63 % 

     3. Прирост прибыли в сумме в  2010г. по сравнению с 2009 г., как  их разность. 

     8184 – 3496 = 4688 т.р. 

     4. Динамика прибыли, т.е. темп  роста, определяют отношением  фактической суммы прибыли 2010 г. к фактической сумме прибыли  2009 г. 

     (8184 : 3496) х 100 = 234,09% 

     5. Фактический уровень рентабельности  за 2010 г., как отношение фактической  прибыли к сумме товарооборота. 

     (8184 : 182842) х 100% = 4,48% 

     6. Плановый уровень рентабельности  на 2010 год, как отношение плановой  прибыли к товарообороту. 

     (6648 : 181300) х 100% = 3,67%

По сравнению  с планом произошло повышение  фактического уровня рентабельности: 

     0,81% (4,48 – 3,67) 

     7. Определить изменение уровня  рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с прошлым. Определяют  как разность между уровнем  рентабельности отчетного периода  и уровнем рентабельности прошлого  периода. 

Информация о работе Пути повышения прибыли на предприятии