Пути повышения прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль». Задачами курсовой работы является изучение сущности прибыли, ее функций, видов, а также вопросов максимизации прибыли и определения рентабельности предприятий.
В заключении автор сделает выводы по курсовой работе, а также определит значение понятия «прибыль» и прежде всего значение «чистой прибыли».

Содержание

Содержание__________________________________________________________________1
Введение____________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы понятия прибыли___________________________________5
1.1.Понятие прибыли и ее виды_________________________________________________5
1.2.Основные функции прибыли_________________________________________________7
Источники прибыли и пути ее увеличения_____________________________________8
Глава 2. Формирование прибыли на ООО «ИмпЭкс»______________________________ 15
2.1.Характеристика предпринимательской деятельности предприятия________________15
2.2.Анализ формирования прибыли на предприятии_______________________________18
2.3.Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности_____24
Заключение_________________________________________________________________36
Список литературы____________________

Работа содержит 1 файл

Содержание эп.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей  - факторов: структуры и фондоотдачи  Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции.

Общую рентабельность определяют следующим  образом:  

1.        По факторам эффективности;

2.        В зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль – это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей  прибыли у предприятия может  образоваться общий убыток, и такое  предприятие перейдет в категорию  убыточных.

Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ  и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью  предприятия понимается его способность  к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений:

·          оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана;

·          выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно – хозяйственной деятельности предприятия;

·          вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Оптимальным дополнением к показателям прибыли  и рентабельности явилось бы выделение  в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученного в  результате снижения себестоимости. Такое  дополнение ориентировало бы первичное  звено на осуществление организационно-технических  мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование  сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшее использование основных фондов и производственных мощностей, а  в итоге – на снижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы и рост объема производства, в результате которого относительно уменьшается удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.

 
 

Глава 2. Формирование прибыли  на ООО «ИмпЭкс»

2.1.Характеристика  предпринимательской  деятельности предприятия

ООО «ИмпЭкс» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи  товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:

· удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;

· организация  соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением  разнообразных услуг.

Цель  коммерческой деятельности торгового  предприятия - получение прибыли.

По масштабу деятельности ООО «ИмпЭкс» можно  отнести к крупным розничным  торговым предприятиям (среднесписочная  численность работников 363 человека).

По товарной специализации ООО «ИмпЭкс» - универсальное  торговое предприятие, располагает  универсальным ассортиментом товаров.

По методу обслуживания покупателей предприятие  применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.

Так как  ООО «ИмпЭкс» занимается реализацией  продуктов питания, то среди покупателей  присутствуют практически все группы (слои) населения.

Основные  показатели хозяйственной деятельности фирмы «ИмпЭкс» за 2008 - 2010гг. представлены в таблице 1.

По ООО  «ИмпЭкс» за 2010 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли  от реализации. Таким образом, источники  прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили  убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей  в сумме 233 т. р. Также убыток образовался  в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов  за несвоевременные платежи.

Таблица 1 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Импэкс» за 2008 - 2010 гг. (в сопоставимых ценах)

Показатели 2008 г. 2009.

г.

20010 г. Отклонение  по годам (+;-) Темп  роста

  по годам (%)

2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.Товарооборот, тыс. руб. 99258 105258 182842 6000 77584 106,04 173,71
2. Валовой  доход, тыс. руб. 12298 13480 24070 182 10590 109,61 178,47
3. Уровень  валового дохода, % 12,39 12,81 13,16 0,42 0,35
4. Издержки  обращения, тыс. руб. 9089 9990 15886 901 5896 109,91 139,02
5. Уровень  издержек обращения, % 9,16 9,49 8,69 0,33 -0,8
6. Товарные  запасы, тыс. руб. 4560 6203 9242,5 1643 3039,5 136,03 149,00
7. Товарооборачиваемость,  мдн. 17 21 18 4 -3 123,53 85,71
8. Среднесписочная  численность работников, человек 357 365 363 8 -2 102,24 99,45
9. Затраты  на оплату труда, 

тыс. руб.

2245 2940 3050 695 110 130,96 103,74
10. Производительность  труда, 

тыс. руб.

278,03 288,38 503,70 10,35 215,32 103,72 174,67
11. Торговая  площадь, м 3598,7 3598,7 3598,7 0 0
12. Товарооборот  на 1 м торговой

площади, тыс. руб.

27,58 29,25 50,81 1,67 21,56 106,06 173,71
13. Прибыль  от реализации,

тыс. руб.

3209 3496 8184 287 4688 108,94 234,1
14. Балансовая  прибыль, тыс. руб. 2938 3217 7390 279 4173 109,50 229,72
15. Рентабельность  продаж  по прибыли от реализации, % 3,23 3,32 4,48 0,09 1,16
16. Рентабельность  продаж  по балансовой прибыли, % 2,96 3,06 4,04 0,1 0,98
 
 

Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. - были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей.

В 2010 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2009г. Всю эту сумму также  составила прибыль от реализации.

Прибыль от реализации в 2010 г. было получено сверх  плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли  от реализации - 8184 т.р., составила 4,48% к  обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, - за счет сверхплановых  доходов, которые, кроме того, перекрыли  перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).

За счет перевыполнения плана по доходам  получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота  на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким  образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.

В 2010 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% - 12,43%).

Абсолютный  перерасход издержек обращения в 2010 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных  расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2010 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к  обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.

Перевыполнение  плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную  динамику прибыли за 2010 г. по сравнению  как с 2009 г., так и с 2008 г.

В 2010 г. в фирме увеличилась прибыль  на 4688 т.р., т.е. более чем в два  раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.

На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого  прироста дохода пошло на покрытие убытков.

Издержки  обращения за год по сравнению  с 2009 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.

Кроме прибыли от реализации, фирма «Импэкс» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных  доходов и расходов. В 2010г. получен  убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.

Фирмой  была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2009г., при этом уровень рентабельности повысился  на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует  о повышении эффективности работы в 2010г. по сравнению с 2009г. В сравнении с 2008г., в 2009г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.

Необходимо  отметить, что за период с 2008г. по 2010г. наблюдался рост производительности труда  и товарооборота на 1 мІ торговой площади. Так производительность труда  в 2010г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2009г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 мІ торговой площади в 2010г. вырос  на 21,56 тыс. руб. (в 2009г. на 1,67 тыс. руб.). Это  прямое следствие увеличение объема товарооборота. 

2.2 Анализ формирования  прибыли

Целью анализа является оценка прошлой  деятельности и положения предприятия  на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

     В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли  в современных условиях хозяйствования. Авторский коллектив под руководством И.И. Беляева дает наиболее полную, собирательную  оценку значимости прибыли: «Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность  хозяйствования, прибыль – главный  источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации  текущих затрат, расходов, финансовых вложений».

     Действительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономические  рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях.

     Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие  одних факторов способно снизить  или даже свести на нет положительное  влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

     Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия  хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное  регулирование деятельности предприятий  торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание  платежеспособного спроса, потому что  он предопределяет стабильность получения  торговой выручки.

     Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение  закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия  часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной  цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального  хозяйства и других аналогичных  предприятий напрямую увеличивает  текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.

     Наряду  с вышеперечисленным следует  обратить внимание на такие серьезные  макроэкономические факторы, как налоговая  и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций  потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.

     Внешние и внутренние факторы тесно связаны  между собой. Но внутренние факторы  напрямую зависят от организации  работы самого предприятия.

     Важным  фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить  сумму прибыли. При наращивании  объема товарооборота необходимо помнить  о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота  позволит достичь нормального уровня прибыли.

     Другим  существенным фактором является применяемый  порядок ценообразования. Прибыль  от реализации товаров в первую очередь  зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что  рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному  результату, то есть из-за высоких цен  снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать  в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения  реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая).

     Это позволит увеличить сумму прибыли  за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости  оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую  суму прибыли получает предприятие  в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных  средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит  в результате одного их оборота. При  этом важна не только общая сумма  оборотных средств, но и соотношение  между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового  предприятия.

Информация о работе Пути повышения прибыли на предприятии