Пути повышения прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль». Задачами курсовой работы является изучение сущности прибыли, ее функций, видов, а также вопросов максимизации прибыли и определения рентабельности предприятий.
В заключении автор сделает выводы по курсовой работе, а также определит значение понятия «прибыль» и прежде всего значение «чистой прибыли».

Содержание

Содержание__________________________________________________________________1
Введение____________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы понятия прибыли___________________________________5
1.1.Понятие прибыли и ее виды_________________________________________________5
1.2.Основные функции прибыли_________________________________________________7
Источники прибыли и пути ее увеличения_____________________________________8
Глава 2. Формирование прибыли на ООО «ИмпЭкс»______________________________ 15
2.1.Характеристика предпринимательской деятельности предприятия________________15
2.2.Анализ формирования прибыли на предприятии_______________________________18
2.3.Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности_____24
Заключение_________________________________________________________________36
Список литературы____________________

Работа содержит 1 файл

Содержание эп.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности. Никакие органы, в  том числе государство, не имеют  права вмешиваться в процесс  использования чистой прибыли предприятия.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

     Наряду  с финансированием производственного  развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются  единовременные поощрения и пособия  уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и  вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом  продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме  того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание  отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим  законодательством).

     Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к  установлению оптимального соотношения  между фондом накопления и потребления  с тем,  чтобы учитывать условия рыночной  конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального  развития, а также материального  поощрения,  но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

1.3. Источники получения  прибыли и пути  ее увеличения.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который  позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих  товаров и оказания услуг, но и  обеспечивать динамичное развитие его  производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

·                    первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

·                    второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

·                    третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль.  

На каждом предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти  мероприятия могут быть следующего характера:

-     увеличение выпуска продукции,

-     улучшение качества продукции,

-     продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,

-     снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,

-     диверсификация производства,

-     расширение рынка продаж и др.

Из этого  перечня мероприятий вытекает, что  они тесно связаны с другими  мероприятиями на предприятии, направленными  на снижение издержек производства, улучшения  качества продукции и использование  факторов производства.

Основные  направления снижения издержек предприятия  в условиях рыночной экономики.

В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами  выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель стремится к получению производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов  ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна  задача снижения трудоемкости выпускаемой  продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения  трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них –  механизация и автоматизация  производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию  применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения  организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают  или берут в аренду дорогостоящее  оборудование, не подготовившись к  его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные  на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное  значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его  загрузка, применение передовых методов  и приемов труда и др.

Материальные  ресурсы занимают до 3/5 в структуре  затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических  процессов. Немаловажным является повышение  требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих  от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения  расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего  использования этих фондов, максимальной их загрузки.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также  такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение  и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной  величины серии запускаемой в  производство продукции, решение вопроса  о том, производить самим или  закупать у других производителей отдельные  компоненты или комплектующие изделий.

Известно, что чем больше партия закупаемого  сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата  за складские помещения, потери при  длительном хранении, потери, связанные  с инфляцией и др.). Вместе с  тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с  размещением заказа на приобретаемые  товары, с приемкой этих товаров, контролем  за прохождением счетов и др. Таким  образом, возникает задача определения  оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию  готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства.

В сочетании  с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь  возникшие факторы позволят в  комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

Проблема  безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства, с одной стороны, убыточности и банкротства –  с другой, многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности являются как нельзя более актуальной. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления  ее расширенного воспроизводства.

Благодаря прибыли выполняются обязательства  предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным.

Показатели  рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.

Рентабельность  продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.

Рентабельность  реализованной продукции - это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Показатели  рентабельности и доходности имеют  общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность  работы предприятия и выпускаемой  им продукции. Главным из показателей  уровня рентабельности является отношение  общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует  много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это  факторы, не зависящие от усилий данного  коллектива, например изменение цен  на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие  мероприятия проводятся в общем  масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий.

Структурные сдвиги в ассортименте продукции  существенно влияют на величину реализованной  продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа - выявить влияние внешних  факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность  использования производственных ресурсов.

Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность  можно рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий.

Информация о работе Пути повышения прибыли на предприятии