Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть пути повышения эффективности налоговой системы в РФ.

Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:

- определить понятие и эффективность налоговой системы;

- изучить налоговое законодательство России: становление и основные принципы;

- провести анализ налоговой системы в РФ;

- выявить перспективы совершенствования налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

курсовая-наташка.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

     Например, по Московской области безвозмездные поступления составили 27118,3 млн. рублей или 11,6% от полученного дохода, по г. Санкт-Петербург безвозмездные поступления составили 16444,2 млн. рублей или 5,8% от полученного дохода, по Свердловской области соответственно 10855,2 млн. рублей (8,5%). Картина в отношении дотационных регионов следующая: Республика Адыгея, соответственно, 5091,4 млн. рублей (дотация - 63,3%), Республика Дагестан - 30409,2 млн. рублей (дотация - 78,4%), Кабардино-Балкарская Республика - 9015 млн. рублей (дотация - 60,1%). Регион, собираемость налогов в котором является низкой, имеет меньше возможностей для развития бюджетной и социальной сфер экономики, характеризуется наиболее низким уровнем жизни населения и меньшими потенциальными возможностями развития в будущем.  

     Государство использует весь спектр своих полномочий, в том числе меры налогового администрирования, которые позволяют устойчиво  пополнять муниципальную и государственную  казну денежными потоками. Вместе с тем, усиление мер налогового администрирования в целях дополнительных бюджетных назначений чревато увеличением налогового бремени. Тем самым вероятность оттока налогоплательщиков в неконтролируемый сектор экономики и банкротство хозяйствующих субъектов очень высока. И в этом случае роль государство повышается. Так как от предпринимаемых шагов в налоговой сфере зависит, насколько налогоплательщики добровольно будут исполнять свои обязанности по уплате налогов и сборов. С данной позиции налоговое администрирование приобретает особую актуальность, так как процессы налогового администрирования позволят хозяйствующим субъектом осуществлять свою хозяйственную деятельность в инвестиционно-инновационном направлении, в этом случае вероятность расширения налогооблагаемой базы очень велико.

     В условиях финансового и экономического кризиса налоговое администрирование представляет собой систему мер по организации и проведению мероприятий уполномоченных органов исполнительской власти, направленных на программу стабилизации экономики и финансов. Налоговое администрирование как основная форма налогового регулирования затрагивает интересы всего общества. Налоговое администрирование представляет собой совокупность действий государственных органов в налоговой сфере, направленных на решение национальных интересов, роста эффективности налоговой системы и экономики в целом. Налоговое администрирование является не просто научной категорией, а представляет собой систему информации для регулирования развитием экономики в государстве и его географических территориях.

     Налоговое администрирование есть один из элементов налоговой политики государства. Очевидно, что без разумной организации налогового администрирования нам не добиться и эффективной налоговой политики. 
        Эффективная налоговая политика выступает одной из важнейших частей общей экономической политики государства, поскольку является экономическим и административным рычагом воздействия государства на ее развитие
[3]
       Проблемам воздействия налогового администрирования на величину располагаемого дохода государства научным сообществом не уделено достаточного внимания. Данное явление нами рассматриваются с точки зрения: а) налоговой доктрины, б) налоговой политики, в) финансовой политики, г) налогового мультипликатора и д) принципа деятельности налогового органа по комплексу принятия мер налогового администрирования. 
        Для осуществления государством возложенных на него целей, задач и функций оно должно располагать собственными, находящимися в его собственности, финансовыми ресурсами. Для этого в процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства – РФ и ее субъектов. Таким образом создаются государственные доходы. Помимо этого, муниципальные образования также располагают собственными денежными ресурсами, являющимися муниципальными доходами, необходимыми для осуществления ими своих функций и задач. Доходы образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений
[4]. В совокупности налоговые и неналоговые виды доходов составляют величину располагаемого дохода государства.

     Налоговое администрирование - это не только инструмент реализации налоговой доктрины государства. Налоговое администрирование, по нашему мнению, - это система реализации налоговой доктрины. Налоговое администрирование  и налоговая доктрина государства - взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены: любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы, в целом, всегда должны предусматривать эффективные механизмы налогового администрирования. Налоговая доктрина есть не что иное, как комплекс мероприятий государства направленная на среднесрочную и долгосрочную перспективу в целях решения личных и публичных интересов государства и налогоплательщика по комфортному состоянию налоговой сферы.

     Не  вызывает сомнения, что при построении модели налогового администрирования в налоговой сфере следует исходить прежде всего из налоговой политики государства. Обобщение и анализ научных публикаций российских экономистов по вопросу определения налоговой политики позволяет нам высказать свою точку зрения по данной проблематике. Нам представляется, что налоговая политика государства есть методика научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию механизмов налогового администрирования в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.

     Комплекс  мероприятий государства, направленный на совершенствование налогового администрирования, приводит не только к снижению налогов. Но и затрагивает всю цепочку механизма налогообложения, преследуя интересы государства и налогоплательщиков. Данная доктрина ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и соответствующий рост спроса на инвестиционные товары.

     Рост налогов ведет к сокращению ВВП (валовой внутренний продукт), а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары. 

     Воздействия налогового администрирования на величину располагаемого дохода государства  связана с деятельностью налогового органа по мерам налогового администрирования. Меры и пути по полному и эффективному использованию механизмов налогового администрирования в конечном результате отражаются на доходной части государства и муниципального образования, ибо 75-85% дохода государства и муниципалитета составляют налоговые поступления. В структуре механизма налогового администрирования можно выделить механизм контроля, механизм налогового регулирования. Контроль есть функциональный элемент налогового администрирования, не исключающий таких его функций, как планирование (прогнозирование), организация и мотивация, осуществление которых подчинено контрольной функции налогового администрирования и направлено на повышение качества (эффективности) налогового контроля. Налоговое регулирование представляет собой механизм воздействия на условия деятельности налогоплательщиков, предусматривающий комплекс мер направленных на исполнение хозяйствующими субъектами обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, а также сохранения предпринимательской активности юридических и физических лиц.

     От  качества работы налоговых органов  зависит финансовое благополучие государства  и муниципального образования. Одним  из важных условий стабилизации государственной  финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налоговых платежей, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за исполнением правовых норм налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему РФ.

     На  примере деятельности налогового ведомства  по налоговому администрирования можно  показать степень воздействия на величину располагаемого дохода государства  и муниципального образования в  виде налоговых платежей. Данная степень нами рассматривается с двух точек зрения: а) осуществления налоговым органом мер налогового контроля и б) применения принудительных мер взыскания налоговых платежей.

     Меры, принимаемые налоговым органом (меры налогового контроля, регулирования и принудительного взыскания задолженности), позволяют устойчиво пополнять бюджеты всех уровней налоговыми платежами, предотвратить массовый характер уклонения от уплаты налоговых платежей налогоплательщиками. В совокупности налоговое администрирование и влияет на величину располагаемого дохода государства и муниципального образования через систему уровня налогов, способов изъятия налоговых платежей, налоговых стимулов, воздействия на доходность отраслей экономики, рентабельности производства.

     Налоговое администрирование воздействует на величину располагаемого дохода государства  по нескольким направлениям: а) наполняемость  бюджетов всех уровней зависит от качественной организации налогового администрирования; б) налоговое администрирование участвует в формировании цены на товары, работы и услуги; в) от организации эффективного налогового администрирования зависит уровень доходов работников занятых во всех сферах экономики; г) налоговое администрирование влияет на уровень издержек производства и обращения, а также на экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности и уровень доходности. 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2.Основные направления повышения эффективности налоговой системы 

     Анализ  налоговой системы РФ, проведенный  в предыдущих двух главах данной выпускной квалификационной работы показал, что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании. Попытаемся выделить основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

  1. Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10–12% для легкой промышленности; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения, для перерабатывающих отраслей АПК, полиграфической промышленности; готовых металлических изделий; предприятий деревообработки. Такое снижение налоговых ставок, несомненно, будет способствовать выходу доходов предприятий из «тени», росту производства и повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Несмотря на существенное снижение ставок, реальные поступления налогов в бюджет даже возрастут.
  2. Сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но и с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
  3. Осуществить углубленный анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами и подготовить на этой базе соответствующие поправки в законодательство РФ о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов.
  4. налоговая система должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

     В этой связи, интересным будет привести результаты исследования «Уплата налогов», ежегодно проводимого PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирным банком. Исследование является частью крупной программы "Удобство ведения бизнеса", которая посвящена оценке комфортности ведения предпринимательской деятельности в 178 странах мира.

     Россия  в рейтинге стран по уровню сложности  налоговой системы занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4 %.

     Для достижения указанной цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

     - законодательно ликвидировать многочисленные  налоговые льготы как по отдельным  видам налогов и сборов, так  и по категориям налогоплательщиков;

     - законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

     - ликвидировать в налоговом законодательстве  все условия, способствующие легитимным  способом избежать снижения сумм  уплаты налогов и сборов;

     - законодательно и организационно  упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

     Реализация  указанных мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

     - выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений  и налоговых льгот;

     - добиться отмены налогов и  сборов, взимаемых без учета результатов  реальной хозяйственной деятельности  субъектов налога;

     - привести налоговую базу по  взимаемым налогам в соответствие  с экономическим содержанием  деятельности субъекта налога;

     - провести комплекс мер организационного характера по повышению уровня собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

Информация о работе Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ