Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть пути повышения эффективности налоговой системы в РФ.

Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:

- определить понятие и эффективность налоговой системы;

- изучить налоговое законодательство России: становление и основные принципы;

- провести анализ налоговой системы в РФ;

- выявить перспективы совершенствования налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

курсовая-наташка.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

     Из  приведенных данных видно, что в  структурном плане наибольшие изменения  коснулись следующих видов налогов - налог на прибыль организаций (его удельный вес в общей структуре налоговых поступлений вырос с 14,78 до 20,27 %), таможенные пошлины (с 10,31 % до 21,68 %). Практически неизменным остался удельный вес налога на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход (специальные налоговые режимы), налогов на имущество. Несколько сократился удельный вес налога на добавленную стоимость (с 24,01 до 21,11 %). Значительно сократился удельный вес таких налогов, как единый социальный налог, акцизы. Налог с продаж в рамках анализируемого периода был отменен.

     Также интересно оценить тенденции, которые  наблюдаются в федеральном бюджете  и в бюджетах субъектов РФ. Для  этого разделим данные о налоговых  доходах консолидированного бюджета  РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.

     В таблице 6 представлен состав налоговых  доходов федерального бюджета РФ.

                                                                                                                   Таблица 6

     Динамика  отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)

 
Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007  
Налоговые доходы всего в текущих ценах 2201,3 2394,2 3154,2 5820,5 7295,6 8757,0  
из  них:

- налог  на прибыль организаций

172,2 170,9 205,7 377,6 509,9 641,3  
- НДФЛ - - - - - -  
- НДС 752,6 882,1 1069,7 1472,2 1511 2261,7  
- акцизы 214,9 252,5 117,2 107,1 110,5 135  
- налог  с продаж - - - - - -  
- налоги  на совокупный доход 6,2 10,1 0,2 - - -  
- налоги  на имущество 1,4 1,7 0,1 - - -  
- платежи  за пользование природными ресурсами 214,2 249,5 434,3 872,3 1116,7 1157,4  
- налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции 323,4 452,8 859,7 1622,8 2237,4 2322,9  
- единый  социальный налог 339,5 364,6 442,2 1012,6 1341,9 1564,6  
- прочие  налоги и сборы 176,9 10,0 25,1 355,9 468,2 674,1  
               

     Из  приведенных данных видно, что налоговые  доходы федерального бюджета в период с 2002 по 2007 год выросли практически  в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, единый социальный налог, таможенные пошлины.

     Теперь  рассмотрим состав и структуру налоговых  доходов бюджетов субъектов РФ.

                                                                                                                   Таблица 7

     Динамика  отдельных видов налоговых доходов  бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)

 
Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007  
Налоговые доходы всего в текущих ценах 1032 1341 1787,9 3053,3 3907,2 4854,0  
из  них:

- налог  на прибыль организаций

291,2 355,6 661,9 955,3 1160,7 1530,7  
- НДФЛ 358,1 455,7 574,5 707,1 930,4 1266,6  
- НДС - - - - - -  
- акцизы 49,2 95,2 129,8 146,6 160,1 119,4  
- налог  с продаж 50,1 56,4 6,2 0,3 - -  
- налоги  на совокупный доход 27,2 20,1 50,4 77,5 95,9 123,7  
- налоги  на имущество 119 136,1 146,7 253,1 310,9 411,2  
- платежи  за пользование природными ресурсами 116,6 146,3 146,7 129,3 164,9 160,1  
- налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции - - - - - -  
- единый  социальный налог - - - 744,7 1025,9 1159,5  
- прочие  налоги и сборы 20,6 75,6 71,7 39,4 59,0 82,8  
               
 

     Данные  таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ также значительно выросли в период с 2002 по 2007 год - более чем в 4 раза.

     Также необходимо проанализировать насколько исполняется бюджет в целом по всем налогам и по отдельным их видам. Для анализа берем данные за последние года - 2005-2007 года.

                                                                                                                        Таблица 8

Исполнение  налоговых доходов консолидированного бюджета в 2005-2007

 
Показатель Исполнение, %
  2005 2006 2007  
Налоговые доходы 102,28 103,71 105,65  
Налоги  на прибыль (налог на прибыль организаций, НДФЛ) 108,62 105,99 111,11  
Налоги  и взносы на социальные нужды 92,41 106,26 96,78  
Налоги  на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы) 96,28 97,58 100,78  
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 104,23 101,84 102,62  
Налоги  на совокупный доход 104,67 106,73 104,07  
Налоги  на имущество 100,76 103,89 106,05  
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 105,54 101,23 104,00  
Государственная пошлина 101,93 104,67 110,69  
Таможенная  пошлина 102,12 100,22 101,84  
         

     Из  таблицы видно, что в целом  государственный план по налоговым  доходам перевыполняется, причем с  каждым годом процент его выполнения растет - по итогам 2007 года он был перевыполнен более чем на 5 %. Однако, по некоторым видам налогов и сборов имеет место и недовыполнение плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Особенности функционирования налоговой системы на современном этапе 

     Особенностью  современной российской налоговой системы является то, что при ее формировании ставилась в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования.

     На  новую качественную ступень налоговая  система России поднялась с введением первой части Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и принятием первых глав второй его части. Современный этап налоговой реформы характеризуется дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами Налогового кодекса РФ. Но главное - активизируется налоговое администрирование, заработали юридические службы налоговых органов, что позволило повысить эффективность борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов. Наконец, ведется серьезная работа с налогоплательщиками - как организациями, так и физическими лицами, по повышению их налоговой культуры, ответственности перед обществом.

     Сформированная  в настоящее время налоговая  система Российской Федерации в  целом создали принципиальную возможность  для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета.

     Она позволяет потенциально "развести" стимулирующую и фискальную функции  налогообложения по различным элементам  налоговой системы, сконцентрировав  нагрузку по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую - на прямом. Налоговая политика государства должна способствовать не только реализации фискальных задач, но и формированию сознательного отношения налогоплательщика к его обязанности уплачивать законодательно установленные налоги. Неукоснительно должен соблюдаться принцип "Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие признаками налога и сбора, но не установленные Налоговым кодексом РФ"[6].

     С 2005 г. отменён налог на рекламу, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний", налог на операции с ценными бумагами (вместо данного налога взимается  государственная пошлина). Многолетняя работа над главой НК РФ "Государственная пошлина" успешно завершена.

     С 2006 г. введен новый порядок исчисления и взимания земельного налога.  Существенные изменения произошли в налоге на имущества физических лиц и налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения.

     Вместе  с тем, при наличии ряда положительных  моментов (уменьшение числа налогов, снижение налоговой нагрузки, снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС), плоская шкала налога на доходы физических лиц, снижение ставки единого социального налога (ЕСН) с 2005 г., повышение эффективности налогового администрирования) налоговая реформа далека от завершения. Много "минусов" в первой части НК РФ и принятых главах второй его части. Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы. К их числу относятся:

     - непродуманность концепции реформы;

     - ежегодные многочисленные поправки  к НК РФ, носящие принципиальный  характер. Некоторые главы НК  РФ ("Акцизы", "Единый сельскохозяйственный  налог") переписаны заново. Но главу об акцизах вновь придется переделывать. Необходимо "распутать" запутанную систему налогообложения нефтепродуктов; пересмотреть систему налогообложения акцизами табачных изделий, из-за которой бюджет необоснованно теряет миллиарды рублей;

     - отсутствие стабильности налоговой  системы. Отдельные главы НК  РФ принимались и продолжают  приниматься без достаточных  обоснований, нередко - "с листа".

     Мнение  о необходимости резкого увеличения нагрузки на сырьевой сектор - ошибочно. Важнее не изъять больше налогов, а сохранить эту отрасль. От нее сегодня зависит развитие экономики. Надо отдавать себе отчет в том, что для развития этой отрасли нужны огромные капитальные вложения. Необходимо существенно снизить ныне действующие ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). [7]  

     18 мая 2006 г. Правительство РФ, на  своём заседании, одобрило основные  направления налоговой политики  на 2007—2009 годы. С 2007-го будет осуществлен переход от "разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного экспортерами". К вопросу о дальнейшем снижении НДС правительство решило вновь вернуться только после 2009 года, когда будут проанализированы изменения в налоговой сфере 2006—2007 годов. Одновременно кабинет продолжит реформировать и систему акцизного налогообложения.

Информация о работе Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ