Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:02, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть пути повышения эффективности налоговой системы в РФ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:
- определить понятие и эффективность налоговой системы;
- изучить налоговое законодательство России: становление и основные принципы;
- провести анализ налоговой системы в РФ;
- выявить перспективы совершенствования налоговой системы.
Из
приведенных данных видно, что в
структурном плане наибольшие изменения
коснулись следующих видов
Также
интересно оценить тенденции, которые
наблюдаются в федеральном
В таблице 6 представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Динамика
отдельных видов налоговых
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 2201,3 | 2394,2 | 3154,2 | 5820,5 | 7295,6 | 8757,0 | |
из
них:
- налог на прибыль организаций |
172,2 | 170,9 | 205,7 | 377,6 | 509,9 | 641,3 | |
- НДФЛ | - | - | - | - | - | - | |
- НДС | 752,6 | 882,1 | 1069,7 | 1472,2 | 1511 | 2261,7 | |
- акцизы | 214,9 | 252,5 | 117,2 | 107,1 | 110,5 | 135 | |
- налог с продаж | - | - | - | - | - | - | |
- налоги на совокупный доход | 6,2 | 10,1 | 0,2 | - | - | - | |
- налоги на имущество | 1,4 | 1,7 | 0,1 | - | - | - | |
- платежи
за пользование природными |
214,2 | 249,5 | 434,3 | 872,3 | 1116,7 | 1157,4 | |
- налоги
на внешнюю торговлю и |
323,4 | 452,8 | 859,7 | 1622,8 | 2237,4 | 2322,9 | |
- единый социальный налог | 339,5 | 364,6 | 442,2 | 1012,6 | 1341,9 | 1564,6 | |
- прочие налоги и сборы | 176,9 | 10,0 | 25,1 | 355,9 | 468,2 | 674,1 | |
Из приведенных данных видно, что налоговые доходы федерального бюджета в период с 2002 по 2007 год выросли практически в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, единый социальный налог, таможенные пошлины.
Теперь рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ.
Динамика
отдельных видов налоговых
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 1032 | 1341 | 1787,9 | 3053,3 | 3907,2 | 4854,0 | |
из
них:
- налог на прибыль организаций |
291,2 | 355,6 | 661,9 | 955,3 | 1160,7 | 1530,7 | |
- НДФЛ | 358,1 | 455,7 | 574,5 | 707,1 | 930,4 | 1266,6 | |
- НДС | - | - | - | - | - | - | |
- акцизы | 49,2 | 95,2 | 129,8 | 146,6 | 160,1 | 119,4 | |
- налог с продаж | 50,1 | 56,4 | 6,2 | 0,3 | - | - | |
- налоги на совокупный доход | 27,2 | 20,1 | 50,4 | 77,5 | 95,9 | 123,7 | |
- налоги на имущество | 119 | 136,1 | 146,7 | 253,1 | 310,9 | 411,2 | |
- платежи за пользование природными ресурсами | 116,6 | 146,3 | 146,7 | 129,3 | 164,9 | 160,1 | |
- налоги
на внешнюю торговлю и |
- | - | - | - | - | - | |
- единый социальный налог | - | - | - | 744,7 | 1025,9 | 1159,5 | |
- прочие налоги и сборы | 20,6 | 75,6 | 71,7 | 39,4 | 59,0 | 82,8 | |
Данные таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ также значительно выросли в период с 2002 по 2007 год - более чем в 4 раза.
Также необходимо проанализировать насколько исполняется бюджет в целом по всем налогам и по отдельным их видам. Для анализа берем данные за последние года - 2005-2007 года.
Исполнение
налоговых доходов
Показатель | Исполнение, % | ||||
2005 | 2006 | 2007 | |||
Налоговые доходы | 102,28 | 103,71 | 105,65 | ||
Налоги на прибыль (налог на прибыль организаций, НДФЛ) | 108,62 | 105,99 | 111,11 | ||
Налоги и взносы на социальные нужды | 92,41 | 106,26 | 96,78 | ||
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы) | 96,28 | 97,58 | 100,78 | ||
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 104,23 | 101,84 | 102,62 | ||
Налоги на совокупный доход | 104,67 | 106,73 | 104,07 | ||
Налоги на имущество | 100,76 | 103,89 | 106,05 | ||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 105,54 | 101,23 | 104,00 | ||
Государственная пошлина | 101,93 | 104,67 | 110,69 | ||
Таможенная пошлина | 102,12 | 100,22 | 101,84 | ||
Из
таблицы видно, что в целом
государственный план по налоговым
доходам перевыполняется, причем с
каждым годом процент его выполнения
растет - по итогам 2007 года он был перевыполнен
более чем на 5 %. Однако, по некоторым видам
налогов и сборов имеет место и недовыполнение
плана.
2.2.Особенности
функционирования налоговой
системы на современном
этапе
Особенностью современной российской налоговой системы является то, что при ее формировании ставилась в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования.
На новую качественную ступень налоговая система России поднялась с введением первой части Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и принятием первых глав второй его части. Современный этап налоговой реформы характеризуется дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами Налогового кодекса РФ. Но главное - активизируется налоговое администрирование, заработали юридические службы налоговых органов, что позволило повысить эффективность борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов. Наконец, ведется серьезная работа с налогоплательщиками - как организациями, так и физическими лицами, по повышению их налоговой культуры, ответственности перед обществом.
Сформированная в настоящее время налоговая система Российской Федерации в целом создали принципиальную возможность для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета.
Она позволяет потенциально "развести" стимулирующую и фискальную функции налогообложения по различным элементам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую - на прямом. Налоговая политика государства должна способствовать не только реализации фискальных задач, но и формированию сознательного отношения налогоплательщика к его обязанности уплачивать законодательно установленные налоги. Неукоснительно должен соблюдаться принцип "Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие признаками налога и сбора, но не установленные Налоговым кодексом РФ"[6].
С 2005 г. отменён налог на рекламу, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний", налог на операции с ценными бумагами (вместо данного налога взимается государственная пошлина). Многолетняя работа над главой НК РФ "Государственная пошлина" успешно завершена.
С 2006 г. введен новый порядок исчисления и взимания земельного налога. Существенные изменения произошли в налоге на имущества физических лиц и налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения.
Вместе с тем, при наличии ряда положительных моментов (уменьшение числа налогов, снижение налоговой нагрузки, снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС), плоская шкала налога на доходы физических лиц, снижение ставки единого социального налога (ЕСН) с 2005 г., повышение эффективности налогового администрирования) налоговая реформа далека от завершения. Много "минусов" в первой части НК РФ и принятых главах второй его части. Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы. К их числу относятся:
-
непродуманность концепции
-
ежегодные многочисленные
-
отсутствие стабильности
Мнение
о необходимости резкого
18
мая 2006 г. Правительство РФ, на
своём заседании, одобрило
Информация о работе Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ