Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть пути повышения эффективности налоговой системы в РФ.

Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:

- определить понятие и эффективность налоговой системы;

- изучить налоговое законодательство России: становление и основные принципы;

- провести анализ налоговой системы в РФ;

- выявить перспективы совершенствования налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

курсовая-наташка.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

      Т-поступления

                     тmax                           ∙ 
 
 
 
 

                           0

                                   t1         tопт       t2              100%                t-ставка налога 
 

     Рис. 1 Кривая Лаффера  

     Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов.

     Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить, путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

     Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу.

     Эффективность налогообложения заключается в следующем:

       для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

       для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

       для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

       Эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социально-экономическим целям на каждом этапе развития страны. Основными принципами построения современной налоговой системы являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны. Мировой опыт показывает, что системы налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Иначе говоря, налоговая система не может быть приведена к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.Нормативно-правовая база регулирования налоговой системы. 

     Налоговое законодательство ― совокупность норм, содержащихся в законах Российской Федерации и принятых на их основе законов субъектов Российской Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения или прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налогового законодательства.

     В Российской Федерации правовую основу налоговой системы составляет значительное количество законодательных и нормативно-правовых актов. Однако роль и значение их в  налоговой системе неодинаково.

     Система источников налогового права в структурном отношении делится на две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и международно-правовые источники.

     Определяющую  роль играют внутригосударственные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты, судебную практику, правовой обычай.

     В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых отношений  разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов, имеют "подчиненный" характер.

     Судебная  практика официально признается источником налогового права в англосаксонских странах. В странах континентальной правовой системы признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

     Правовой  обычай ― сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным, в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов.

     Международно-правовые источники налогового права представлены договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения.

     Системе источников налогового права свойственно  единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию  различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных актов законам.

     В соответствии со ст. 1 части первой НК РФ законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах.

     К законодательству субъектов Российской Федерации о налогах и сборах относятся законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. (см. рис.2)

     Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

     

     

     Рис.2.  Схема законодательства о налогах и сборах

     Основные  положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ,  Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.

     Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     В законодательстве реализованы следующие  основные принципы построения налоговой  системы:

     -         единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков;

     -         четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

     -         приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

     -         однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

     -         определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, с другой.[12]

     На  территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему России. Закон  не предусматривает четких границ между  названными видами платежей, так как  всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности.

     Налоговый кодекс РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» и становится основным федеральным  законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических  и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.[13]

     В законодательстве реализован принцип  единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого  перечня налогов, действующий на территории Российской Федерации. В  то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.

     Однако  актуальным вопросом является распределение  налоговых полномочий федеральных  органов власти, органов власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов и сборов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов будет препятствовать созданию несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что будет способствовать сохранению единого Российского государства.

     Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей территории. Ставки федеральных  налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджет. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль предприятия; подоходный налог с физических лиц; налоги – источники образования дорожных фондов; государственная пошлина; таможенный тариф; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; сбор за использование названия «Россия»; налог с наследства, переходящего в порядке наследования или дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; сбор за регистрацию банков и их филиалов; налог на игорный бизнес.

     Налоги  субъектов Российской Федерации  устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К налогам субъектов РФ относятся: налог на имущество предприятия; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия.

     Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих  городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К ним относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство, образование и другие цели; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на рекламу; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; сбор за право торговли; налог на продажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за открытие игорного бизнеса, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; курортный сбор; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; сбор на право использования местной символики; сбор за парковку автотранспорта; сбор за уборку территории населенных пунктов; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор с владельцев собак.

     Налоговый кодекс призван решать следующие  важнейшие задачи:

     -         построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

     -         развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

     -         создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;

Информация о работе Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ