Производственная структура организации и предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Структурный анализ предприятия значительно расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо глубже познать экономические механизмы производства материальных благ, выявить зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта. Во-вторых, при знании структуры появляется возможность воздействия не только на входы системы производства, но и на ее внутренние состояния в соответствии с целевой функцией. В-третьих, наличие структурных описаний существующих предприятий является необходимой предпосылкой для совершенствования существующих структур и создания новых.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
1.1 Основные признаки организации (предприятия)…………………………….5
1.2 Механизм функционирования организации (предприятия)……………9

Глава 2. Производственная структура организаций (предприятия).
2.1 Типы организации (производства) ………………………………………………….12
2.2 Производственная структура организации (предприятия) …………….15
2.3 Инфраструктура организации (предприятия)………………………………….18

Глава 3. Производственный и технологический процессы
3.1 Организация производственного и технологического процессов….21
3.2Структура производственного цикла…………………………………………..……24

Заключение………………………………………………………………………………………….…28

Литература……………………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 46.50 Кб (Скачать)

 

                                                 Курсовая работа

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)»

НА ТемУ:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА  ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………………………………3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 Глава  1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике

1.1 Основные признаки организации (предприятия)…………………………….5

1.2 Механизм функционирования организации (предприятия)……………9

 

Глава 2. Производственная структура организаций (предприятия).

2.1 Типы организации (производства) ………………………………………………….12

2.2 Производственная структура организации (предприятия) …………….15

2.3 Инфраструктура организации (предприятия)………………………………….18

 

Глава 3. Производственный и технологический процессы

3.1 Организация производственного и технологического процессов….21

3.2Структура производственного цикла…………………………………………..……24

 

Заключение………………………………………………………………………………………….…28

 

Литература……………………………………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурный анализ предприятия значительно  расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо  глубже познать экономические механизмы  производства материальных благ, выявить  зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта. Во-вторых, при  знании структуры появляется возможность  воздействия не только на входы  системы производства, но и на ее внутренние состояния в соответствии с целевой функцией. В-третьих, наличие  структурных описаний существующих предприятий является необходимой  предпосылкой для совершенствования  существующих структур и создания новых.

Изучение структур и функций  системы «Производство и реализация продукции на предприятиях» включают стадию анализа и синтеза. Цель анализа  – полное познание закономерностей  функционирования системы при существующей структуре. Задача синтеза – спроектировать такую структуру, при которой  наилучшим образом будут реализованы  заданные функции.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной  деятельности предприятия. С его  помощью вырабатываются стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения  эффективности производства, оцениваются  результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.   

 Тем и определяется актуальность исследуемой темы в курсовой работе.

Целью выполнения курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование  исследуемой темы по определению  структуры производственного предприятия  и по основным его характеристикам.

Для реализации поставленной цели определены и решены три задачи:

-  теоретически обоснована производственная структура предприятия;

- произведен анализ уровня организации производственных структур;

- разработаны основные пути совершенствования формирования производственной структуры на предприятии с целью повышения качества управления.

В процессе выполнения данной исследовательской  работы использованы: абстрактно-логический,   монографический,    метод сравнения,   группировки, балансовый и другие.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и  приложения.

Первая глава представляет и  характеризует: структуру организации, понятие, сущность  и характеристику; классификацию производственной структуры  по различным признакам.

 Вторая глава носит практический характер и представляет экономическую характеристику предприятия: основные производственный параметры предприятия, их оценка; оценку эффективности применяемых моделей и методов управления структурой предприятия.

 Третья глава носит проектируемый характер на основе проведенной оценки и определяет пути совершенствования, основные направления по управлению структурой  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Экономика любой страны представляет собой сложный экономический  механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой  и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой  огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих  разнообразные товары и услуги.

Предприятие (фирма) является структурным  звеном экономики в целом.

Предприятие — это учреждение в  форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одну или несколько  специфический функций по производству и распределению разнообразных  товаров и услуг. Предприятие  выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных  задач: получение прибыли, обеспечение  потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Предприятие  является хозяйственной единицей, юридическим  лицом. Предприятие экономически самостоятельно и обособленно, имеет конкретного  собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционеров и т.п.), организации (союзы, ассоциации, фонды), государство  и муниципалитет.

Если не брать во внимание все  разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимых конкретными предприятиями, можно выделить общие черты, которые  свойственны всем им:

1. Организационное единство, т.е.  определенным образом организованный  коллектив со своей внутренней  структурой и порядком управления, объединенный общим процессом  труда.

2. Определенный комплекс средств  производства. Совокупность средств  производства для каждого предприятия,  производящего определенный вид  продукции или услуг, имеет  свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет эко­номические  ресурсы для производства экономических  благ с целью максимизации  прибыли.

3.  Обособленное имущество: предприятие  имеет собственное имущество,  которое самостоятельно использует  в определенных целях.

4. Имущественная ответственность:  предприятие несет полную ответственность  всем своим имуществом по различным  обязательствам.

5. Предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных  формах управления.

6.  Выступает в хозяйственном  обороте от собственного имени.

7. Экономически самостоятельно  и обособленно, осуществляет самостоятельно  оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает  финансовое положение и дальнейшее  развитие производства.

Совокупность и единство признаков  придают определенность и целостность  предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, предприятие — это  обособленный технико-экономический  и социальный комплекс, предназначенный  для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли.

Предприятие — это сложная экономическая  система, объединяющая производственные и людские ресурсы, имеющая общие  цели в достижении результатов производства.

Предприятие, производящее нужные для  общества товары и услуги, формирует  материальные и социальные условия  жизни и развития общества. Значение предприятий сферы материального  производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. В современных  условиях воз­растают роль и значение непроизводственной сферы, а следовательно, и предприятий, занятых в ней  и оказывающих разнообразные  услуги населению.

Непосредственной целью и побудительным  мотивом деятельности предприятий  является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в  условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно  цель производства — получение максимальной величины прибыли, — предприятие  реализует и цель общества — наиболее полного удовлетворения постоянно  растущих потребностей общества.

Предприятия, основной целью которых  является получение прибыли, называются коммерческими. Цели, задачи, ради которых  создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании. Создание и  регулирование их определяется Гражданским  кодексом РФ.

В современных условиях в экономический  оборот прочно вошел термин «фирма», под которым понимается субъект  хозяйствования, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной  самостоятельностью. Фирма — это  наимено­вание, под которым предприятия (или их объединения) выступают в  хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена система «франчайзинга».

Франчайз — лицензия, дающая право  частной компании функционировать  как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно  покупателю франчайза, за которым стоят  рек-I    лама, репутация, что  обеспечивает рост оборота и увеличение прибыли.

Хотя большинство фирм имеет  только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы  владеют и управляют несколькими  предприятиями, а следовательно, выступают  в виде различных объединений  горизонтального (сеть магазинов в  сфере розничной торговли), вертикального (предприятия различных стадий производственного  процесса — целлюлозно-бумажные комбинаты) и диверсификационного типа (конгломераты, консорциумы, т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Социально-экономическая роль предприятия  в условиях рынка существенно  меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений.

Основное требование, которое выдвигает  рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или  услуг, но чтобы выпуск обеспечивал  получение прибыли, т. е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

На смену требованию выпуска  как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика  перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование — не только произвести продукцию, но и сбыть  ее, реализовать, и дальнейшее наращивание  объемов целесообразно только в  условиях гарантированного сбыта последней

Рассмотрим предложенную схему  более детально. Выше отмечалось, что  в условиях рынка предприятие  решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В  зависимости от решения этих задач  предприятие будет процветать или  станет несостоятельным. Для того чтобы  знать, что необходимо производить  — какой ассортимент, в каком  количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т. е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно —- как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме рынок дан до начала производства и после окончания его.

Для принятия решений необходимо собрать  и проанализировать достоверную  информацию, которая включает:

- характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления пли промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет. приемлема ли цена для потребителя, каковы цели у конкурентов;

общую характеристику рынка: большое  или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение  покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи  у конкурентов;

Информация о работе Производственная структура организации и предприятия