Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и классификация прогнозов…………………………………...5
Сущность прогнозирования…………………………………………………….5
1.2. Классификация прогнозов……………………………………………….……..8
1.3 Задачи и принципы прогнозирования………………………………………..10
Глава 2. Методологические основы прогнозирования…………………………..13
2.1 Методы и приемы прогнозирования…………………………………………..13
2.2 Организация прогнозирования……………………………………………...…22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………
По найденному уравнению можно провести расчёты тренда, т.е. определить выровненные значения спроса за прошлые годы и рассчитать прогноз на будущее. Так, для прогноза на 7-й год необходимо в полученное уравнение подставить очередной год – 7 :
у = 168,96 + 11,82 * 7 = 251,7 (д. ед.)
Вывод. Спрос на кожаную обувь в 2014 г. может составить 251,7 д. ед. ( в ценах 2012 г.).
При нормативном методе прогнозирования определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Речь идёт прогнозировании достижения желательных состояний явления на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей.
Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями можно достичь желаемого?
Нормативный метод чаще применяется для программных или целевых прогнозов. Используются как количественное выражение норматива, так и определённая шкала возможностей оценочной функции.
В случае использования количественного выражения например физиологических и рациональных норм потребления отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, разработанных специалистами для различных групп населения, можно определить уровень потребления этих товаров на годы, предшествующие достижению указанной нормы.
Такие методы называют интерполяцией. Интерполяция – это способ вычисления показателей, недостающих в динамическом ряду явления, на основе установленной взаимосвязи.
Принимая фактическое значение показателя и значения его нормативов за крайние члены динамического ряда, можно определить величины значений внутри этого ряда. Поэтому интерполяцию считают нормативным методом. Ранее приведённая формула : k = h√gh/gl,используемая в экстраполяции, может применяться в интерполяции, где уn будет характеризовать уже не фактические данные, а норматив показателя.
Нормативный метод прогнозирования помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности, следовательно, эффективности решений.
Метод экспертных оценок используется преимущественно в долгосрочных прогнозах.
Прогнозирование осуществляется
на основе суждения эксперта (группы экспертов)
относительно поставленной задачи. Экспертом
выступает квалифицированный
Метод экспертных оценок чаще
используется в тех случаях, когда
трудно количественно оценить
Метод экспертных оценок имеет несколько видов:
Таким образом, существуют различные
типовые методы прогнозирования. Задача
прогнозиста – выбрать такой
метод, который в наибольшей мере
соответствовал бы задачам и принципам
прогнозирования данного
2.2 Организация прогнозирования
Организация прогнозирования включает следующие элементы:
1) организацию системы (проекта);
2) порядок и последовательность работы;
3) систему привлекаемой информации;
4) исполнителей;
В зависимости от масштаба
и целей прогнозирования
Деятельность системы
связана с периодической
Организация системы включает следующие составляющие, которые призваны оптимально обеспечить решение задач прогнозирования6:
Коллектив специалистов, т.е. исполнителей работы, может включать специалистов в сфере экономики, финансов, маркетинга, менеджмента, социологии, технологии и ряда других областей знаний. Их усилиями выполняется работа в соответствии с действующей методологией прогнозирования.
Прогностическое исследование крупного масштаба обычно начинается с разработки задания на прогноз, т.е. документа, определяющего объект прогнозирования, его цели, задачи и порядок разработки.
Таким образом, в задании на прогноз содержится основание для разработки прогноза. Задание составляется с участием заказчика и исполнителя. В случае значительного количества исполнителей может составляться координационный план, утверждаемый заказчиком. В нём содержится перечень участвующих организаций (служб), порядок их взаимодействия, задачи каждого соисполнителя и сроки их выполнения, порядок передачи результатов, стоимость работ и порядок финансирования.
Порядок и последовательность
работы как элемент организации
прогнозирования определяется в
зависимости от применяемого метода
прогнозирования. Обычно эта работа
выполняется в несколько
1-й этап – прогнозная
ретроспекция, т.е. установление
объекта прогнозирования и
Выполняя задачи прогнозной ретроспекции, прогнозисты исследуют историю развития объекта и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.
2-й этап – прогнозный
диагноз, в ходе которого
3-й этап – проспекция,
т.е. процесс обширной
4-й этап оценка прогноза,
в том числе его верификация,
т.е. определение степени
В ходе проспекции и оценки на основании предыдущих этапов решаются задачи прогноза и его оценка.
Указанная этапность является примерной и зависит от основного метода прогнозирования. Так, в случае применения экспертного метода состав этапов может меняться.
Каждый этап прогнозирования
отличается своими задачами, методами
и результатами. Деление на этапы
связано со спецификой описания объекта,
сбором данных прогнозного фона, построением
поисковой и нормативной
Результаты прогноза оформляются в виде справки, доклада или иного материала и предоставляется заказчику.
При прогнозировании может использоваться следующая информация:
Информация прогнозного фона должна учитывать происходящие сдвиги в окружающей среде, в том числе: социально-экономические, технические, технологические, политические, а также факторы, оказывающие влияние на развитие объекта.
Необходимо учитывать тенденции развития науки и техники, вводить информацию о её возможных достижениях. Это позволяет уменьшить риск устаревания прогноза.
В настоящее время в России сложилась определённая организационная структура прогнозирования и планирования государства, включающая различные учреждения и организации, из которых основными являются:
1) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
2) Министерство финансов Российской Федерации;
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) Росстатагенство, которое занимается статистическим мониторингом итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов состоявшимися событиями и создать информационный массив для следующих прогнозов.
В организационную структуру
прогнозирования и планирования
государства входят также научно-
Указанные учреждения и организации работают в условиях формирования и финансирования заказов на научное исследование. В таком заказе выбор исполнителей определяется, как правило, на конкурсной основе независимо от ведомственной подчинённости. Оплата работы производится по полученным результатам.
Таким образом, можно констатировать, что в стране сложилась некоторая начальная практика формирования прогнозных систем, адекватных рыночной экономике, задачей которой является скоординированное методологическое и аналитическое обеспечение многоаспектных и масштабных задач экономического развития страны.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием. Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.