Прогнозирование в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и классификация прогнозов…………………………………...5
Сущность прогнозирования…………………………………………………….5
1.2. Классификация прогнозов……………………………………………….……..8
1.3 Задачи и принципы прогнозирования………………………………………..10
Глава 2. Методологические основы прогнозирования…………………………..13
2.1 Методы и приемы прогнозирования…………………………………………..13
2.2 Организация прогнозирования……………………………………………...…22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа окончательная.docx

— 63.97 Кб (Скачать)

Прогнозирование – процесс  разработки прогнозов. В зависимости  от вида прогноза различают нормативное, поисковое, оперативное. 

Прогнозная модель – модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектах в будущем и (или) путях и сроках их осуществления.4

Чтобы получить информацию о будущем, нужно изучить законы развития народного хозяйства, определить причины, движущие силы его развития - это основная задача планирования и прогнозирования. В качестве основных движущих сил развития производства выступают социальные потребности, технические возможности и экономическая целесообразность. В соответствии с этим можно указать на три основные задачи планирования и прогнозирования:

  • установление целей развития хозяйства;
  • изыскание оптимальных путей и средств их достижения;
  • определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Выбор целей является результатом анализа социально-политических задач, которые необходимо решить в обществе и которые отображают объективный характер действия экономических законов.

Выбору целей предшествует разработка альтернатив целей, построение иерархической системы или «дерева целей», ранжирование целей, выбор ведущих звеньев. Исходными предпосылками выбора целей являются, с одной стороны, реальная возможность решения данной альтернативы, а с другой - ее оптимальность по критерию эффективности.

Пути и средства достижения целей определяются на основе анализа развития народного хозяйства и научно-технического прогресса. При этом в. процессе прогнозирования происходит ограничение области альтернативных вариантов путей и средств достижения поставленных целей, т. е. определяется область оптимальных решений. В процессе разработки плана (принятия решения) определяется единственное решение, оптимальное по принятому вектору критериев.

В зависимости от того, какая  задача решается в первую очередь, различают два вида прогнозирования: исследовательское (или поисковое) и нормативное. Формирование прогноза объективно существующих тенденций развития на основе анализа исторических  тенденций  называется исследовательским или поисковым прогнозированием. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа инерционности развития, при котором ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от настоящего — к будущему». Исследовательский  прогноз — это картина состояния объекта прогноза в определенный момент будущего, полученная в результате рассмотрения процесса развития как движения по инерции от настоящего времени до горизонта прогноза. Прогнозирование тенденций развития объекта прогноза, которые должны обеспечивать достижение в установленный момент будущего определенных социально-политических, экономических и оборонных целей, называется нормативным. В этом случае ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от будущего — к настоящему».

Рассогласование нормативных  и исследовательских оценок объекта  прогноза в каждый момент времени  будущего является следствием противоречия «потребности—возможности». Комплексный прогноз строится на основе композиции исследовательского и нормативного прогнозов.

Выбор целей и средств  для их достижения непременно должен сочетаться с определением потребности в ресурсах. При определении этой потребности следует рассматривать плановые и прогнозные матрицы ресурсов (финансовых, трудовых, материальных и энергетических), а также матрицы производственных мощностей и ресурсов времени. Оценке подлежат как потребные ресурсы, так и вероятные ограничения на их величину в диапазоне времени упреждения плана или прогноза. Матрицы ресурсов прогноза являются важнейшими исходными данными при составлении балансов народного хозяйства при перспективном планировании.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методологические основы прогнозирования

2.1 Методы и приемы прогнозирования

 

Для изучения любой науки  необходимо знать её методологию. Методология  научного экономического предвидения  включает совокупность принципов, методов  и показателей, применяемых в  процессе прогнозирования и планирования.

Принцип прогнозирования  характеризует основное исходное положение  или идею теории. К основным принципам  прогнозирования относятся: системность, согласованность, вариантность, непрерывность, верифицируемость, т.е. определение  достоверности, и эффективность5.

Системность в прогнозировании  означает требование взаимосвязанности  и соподчинённости объекта, фона и элементов прогнозирования.

      Согласованность в прогнозировании означает необходимость согласования поисковых и нормативных прогнозов различной природы (признаков) и различного срока упреждения времени.

    Вариантность в прогнозировании означает требование разработки вариантов прогнозов, исходя из вариантов прогнозного фона.

    Принцип непрерывности заставляет производить корректировку прогноза по мере поступления новой информации об объекте прогнозирования.

   Верифицируемость означает потребность в достоверности, точности и обоснованности прогноза.

   Эффективность (или рентабельность) прогнозирования определяет необходимость превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами по его разработке.

      Основные исходные положения теории прогнозирования не исчерпываются указанными принципами. Определённые требования предъявляются и к разработке отдельных элементов прогноза. Так, один из элементов прогнозирования – анализ – должен проводиться с учётом таких принципов, как природная специфичность, оптимизация описания объекта прогнозирования, аналогичность и др.

В прогнозировании большое  значение имеет выбранный метод, а также приём.

Приём прогнозирования – это одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата при прогнозировании. В качестве примеров таких приёмов можно назвать сглаживание или выравнивание динамического ряда, расчёт средневзвешанного значения величин.

Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приёмов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экстраполяция, нормативные расчёты, в том числе интерполяция, экспертные оценки, аналогия, математическое моделирование.

Экстраполяция – это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение  динамического рода на будущее по выявленной закономерности развития. По сути экстраполяция является переносом  закономерностей и тенденций  прошлого на будущее на основе взаимосвязей показателей одного ряда. Метод позволяет найти уровень ряда за его пределами, в будущем. Экстраполяция эффективна для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво.

Рассмотрим несложные  примеры экстраполяции в экономическом  прогнозировании.


Пример 1. Составить прогноз продажи хлебобулочных изделий в магазине на 11-день его работы.

Известно, что за прошедшие 10 дней работы объём продажи хлебобулочных  изделий в магазине составил (в  тоннах):

 

1-й

   День

2-й

   день

3-й

  день

4-й

   день

5-й

   день

6-й

   день

7-й

   день

8-й

   день

9-й

   день

10-й

день

2,5

2,8

2,0

2,4

2,3

2,9

2,7

2,2

2,3

2,8


      

 Расчёт. Учитывая определённую стабильность потребления товара, составим прогноз продажи на основе его среднего объёма реализации за день, т.е. по формуле средней арифметической:

Q=  Q1 + Q2 + Q3 + …+Qn ,

                        n

где Q1,2,3…,n – объём продажи хлебобулочных изделий за каждый день работы, т;

n – число дней периода.

Тогда

Q = (2,5+2,8+2,0+2,4+2,3+2,9+2,7+2,2+2,3++2,8):10 = 2,49 (т или около 2,5 т в день).

Таким образом, экстраполяция  продажи хлебобулочных изделий  в магазине показала, что на 11 –  й день работы, равно как и на 12-й и 13-й дни работы, продажа  товара может составить 2,5 т.

Понятно, что такой прогноз  будет справедлив, если в ближайшем  будущем не закроется на ремонт соседняя булочная или не будет введён в  эксплуатацию недалеко от магазина новый  многоэтажный дом.

Пример 2.  Составить прогноз объёма платных услуг в фирме на 2013 и 2014 гг. Известно, что в 2006 г. объём платных услуг в фирме составлял 207 денежных единиц ( д. ед.), а в 2012 г. – 228 д. ед. в сопоставимых ценах. Сложившиеся условия работы фирмы существенно не изменяется.

Расчёт. Для определения прогноза методом экстраполяции по сложившемуся приросту объёма услуг надо определить его среднегодовой рост за прошедшие годы и экстраполировать на будущие периоды. Рассчитаем среднегодовой темп роста (коэффициент) по формуле:

k = h√gh/gl,

где k – среднегодовой  темп роста;

       h- число периодов динамического ряда;

   gh - объём платных услуг в отчётном году, д. ед.;

   gl – объём платных услуг в базисном году, д. ед.

Среднегодовой темп роста  спроса на платные услуги фирмы составит:

k = 6√228 : 207 = 1,0244, или 102,44 %.

Соответственно прогноз  объёма услуг составит :

на 2013 г. 228 Х 1,0244 = 233,6 д.ед.;

на 2014 г. 233,6 Х 1,0244 = 239,3 д.ед.

Вывод. Прогноз объёма в фирме составит: на 2013 г. – 233,6 д.ед., на 2014 г. – 239,3 д.ед.

 


 

Приведённые примеры использования  метода экстраполяции в прогнозировании  далеко не исчерпывают его обширные возможности. Если предполагается сохранение прошлых и настоящих тенденций  развития на будущее, то говорят  о  формальной экстраполяции.

Если же фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике процесса развития с учётом физической и логической сущности, то говорят  о прогнозной экстраполяции. Прогнозная экстраполяция может быть в виде тренда, огибающих кривых, корреляционных и регрессивных зависимостей, может  быть основана на факторном анализе  и др. Экстраполяция сложного порядка  может перерасти в моделирование.

Для такого вида экстраполяции  характерно нахождение плавной линии, отражающей закономерности развития во времени. Тренд обычно применяется  как основная составляющая прогнозируемого  временного ряда, на которую накладываются  другие составляющие, например сезонные колебания. Экстраполяция на основе тренда включает:

  • сбор информации эмпирического ряда показателя за прошлые периоды;
  • выбор оптимального вида функции, описывающей указанный ряд с учётом его сглаживания и выравнивания;
  • расчёт параметров выбранной экстраполяционной функции;
  • расчёт прогноза на будущее по выбранной функции.

Экстраполяция на основе тренда показана в примере 3.


 

Пример 3. Составить прогноз спроса на кожаную обувь на 2014 г., используя метод экстраполяции динамического ряда. Известны данные о продаже населению товара за последние 5 лет (в денежных единицах):

2008 г. – 179,3    2011 г. – 216,9

2009 г. – 193,3    2012 г. – 226,6

2010 г. – 206,0

Расчёт. Построим график продажи кожаной обуви в регионе за последние 5 лет (рис.1).

Линия объёма продажи по годам близка к линейной зависимости, которая выражается как

                                                                    у = а + bx,

Рис. 1. Динамика товарооборота  кожаной обуви в регионе за 5 лет

 где у – объём  товарооборота (спрос);

 х – годы;

а – параметр, характеризующий  влияние основных факторов на продажу  кожаной обуви (цены, денежных доходов  населения, товарного обеспечения  и др.);

b – параметр, характеризующий  влияние вспомогательных факторов  на продажу кожаной обуви, (погоды, моды, сезонности, режима работы  предприятий торговли, квалификации  торговых работников и др.).

Для нахождения параметров надо решить систему уравнений, например, способом наименьших квадратов:

Для этого необходимо провести дополнительные расчёты, которые приведены  в табл.1.

                                                                                                     Таблица 1

                     Данные о продаже кожаной обуви  в регионе

                     для нахождения параметров прямой  спроса

Годы х

Спрос у

Ху

х2

1-й

179,3

179,3

1

2-й

193,3

386,6

4

3-й

206,0

618,0

9

4-й

216,9

867,6

16

5-й

226,6

1133,0

25

Итого 15

1022,1

3184,5

55

Информация о работе Прогнозирование в системе управления