Прогнозирование персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:54, реферат

Описание работы

Кадровое прогнозирование и планирование становятся главным элементом кадровой политики и являются составной частью общего планирования на предприятии.
Прогнозирование и планирование персонала тесно связаны с разработкой планов: производственной программы, материально-технического снабжения, расходов на персонал, повышения производительности труда, финансового обеспечения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Прогнозирование как основа выработки кадровой стратегии …………...…5
2. Основные направления стратегического кадрового планирования ………..7
2.1. Прогнозирование спроса ……………………………………………………7
2.2. Прогнозирование предложения ...…………………………..……………..11
2.3. Прогнозирование потребностей в персонале ………………………...…..18
2.4. Производительность и издержки ………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………..…………...21
Литература…………………………………………………….………………....23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 127.50 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

___________________________Кафедра экономики___________________________

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Социально-экономическое прогнозирование

Тема: Прогнозирование персонала

 

НАПРАВЛЕНИЕ: 080100 – ЭКОНОМИКА

 

 

Выполнил

студент гр. 1 – 691 ____________________ Ольшевская Ю.В.

 

дата:

 

Преподаватель

Кандидат экономических наук ____________________ Лысова Н.В.

 

Оценка:                                         

 

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2011

 

 



2

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Прогнозирование как основа выработки кадровой стратегии …………...…5

2. Основные направления стратегического кадрового планирования ………..7

2.1. Прогнозирование спроса ……………………………………………………7

2.2. Прогнозирование предложения ...…………………………..……………..11

2.3. Прогнозирование потребностей в персонале ………………………...…..18

2.4. Производительность и издержки ………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………..…………...21

Литература…………………………………………………….………………....23

Приложение

 

 

 



2

 

Введение

 

Кадровое прогнозирование и планирование становятся главным элементом кадровой политики и являются составной частью общего планирования на предприятии.

Прогнозирование и планирование персонала тесно связаны с разработкой планов: производственной программы, материально-технического снабжения, расходов на персонал, повышения производительности труда, финансового обеспечения. Заданные параметры всех перечисленных планов, а также структура предприятия позволяют определить требуемое количество персонала.

Кадровое прогнозирование и планирование рассматриваются в двух аспектах (с учетом интересов персонала и предприятия) и базируются на данных стратегических планов предприятия. Фактически это означает, что цели кадрового прогнозирования и планирования должны быть производными от целей предприятия и осуществляться в тесном контакте со службами: планирования, маркетинга, развития систем управления и т.д.

К задачам кадрового планирования относятся:

      определение цели, стратегии, прогнозирования и установление их взаимосвязи с общей целью и стратегией предприятия;

      оценка уровня увольняемости и прогноза текучести;

      прогнозирование спроса персонала на рынке труда;

      выявление источников кадрового пополнения и оценка внутренних резервов.

      оценка состояния трудового потенциала;

      выявление структурных подразделений с наличием избытка или дефицита персонала в целом, а также отдельных специалистов и служащих;

      установление причин несоответствия требуемого и наличного персонала;

      разработка программ развития персонала;

      оценка трудовых функций персонала по количественным и качественным параметрам и исследование трудового потенциала.

Процесс    планирования    персонала    находит    свое    логическое завершение в плане предприятия.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются:

-   прогноз развития персонала в будущем;

-   промежуточные и конечные задачи;

-   наличие ресурсов и расчет издержек на персонал.

 

 



2

 

1. Прогнозирование как основа выработки кадровой стратегии

 

Кадровый прогноз — это система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии персонала. Его составление является основой выработки кадровой стратегии, а в последующем и составления планов по персоналу.

Эффективное функционирование организации можно обеспечить на длительное время лишь в том случае, если интересы работодателей и работополучателей в целом будут согласовываться друг с другом посредством заключения компромиссов.

Цель стратегического планирования кадров – забота о долгосрочной жизнестойкости и конкурентоспособности организации, ее росте (выражающемся в увеличении товарооборота и выпуска продукции) и развитии (например, путем диверсификации) за счет наилучшего использования имеющихся трудовых ресурсов. Стратегическое планирование в классическом смысле осуществляется в данной последовательности:

        постановка цели инвестиционного мышления;

        поиск подходящих стратегий (путей);

        определение необходимых ресурсов (средств).

Стратегическое кадровое планирование основывается на определенных главных целях деятельности организации и ориентировано на достижение конечных результатов путем реализации кадровой стратегии организации. Оно должно учитывать отдельные последствия в развитии персонала. Анализ и планирование воздействия технологических инноваций па персонал, анализ и прогноз развития рынка труда на региональном уровне или на уровне предприятия являются типичными сферами применения стратегического кадрового планирования.

 

 

Стратегическое планирование включает шесть взаимосвязанных направлений:

1.      Прогнозирование спроса – оценка будущих потребностей в рабочей силе на основе корпоративных и функциональных планов и прогнозов будущих уровней деятельности.

2.      Прогнозирование предложения – оценка предложения рабочей силы на основе анализа трудовых ресурсов и их наличия в будущем, с учетом потерь за счет текучести.

3.      Прогнозирование потребностей – анализ прогнозов спроса и предложения для установления будущей нехватки или избытка рабочей силы при помощи моделирования, где это возможно.

4.      Анализ производительности и издержек с целью выявления необходимости увеличения производительности и снижения издержек.

5.      Планирование деятельности – разработка планов по предотвращению нехватки или избытка рабочей силы с целью совершенствования ее использования, увеличения производительности и сокращения издержек.

6.      Бюджетирование и контроль – составление бюджета, норм расхода человеческих ресурсов и мониторинг выполнения планов по ним.

 

 



2

 

2. Основные направления стратегического кадрового планирования

2.1. Прогнозирование спроса

 

Искусство прогнозирования состоит в способности определить тенденции развития рынка и их влияние на потребности в персонале раньше конкурентов и воспользоваться этим преимуществом, например заранее начать подбор квалифицированных специалистов, ожидая увеличение спроса на продукцию организации. Успешно решить данную задачу можно за счет тесного взаимодействия специалистов по человеческим ресурсам и маркетингу, занимающихся исследованиями рыночной динамики.

Понимание динамики факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе, является основой прогнозирования человеческих ресурсов. Современные организации используют различные методы прогнозирования – от самых простых до сложных, многофакторных моделей.

Экстраполяция – наиболее простой и часто употребляемый метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее (см. табл. 1).

Привлекательность метода экстраполяции состоит в его общедоступности. Ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в стабильной окружающей среде. Многие организации пользуются методом скорректированной экстраполяции, который учитывает изменения в соотношении факторов, определяющих численность сотрудников – повышение производительности труда, повышение цен и т.д.

Приемы изучения работы могут быть использованы тогда, когда есть возможность применить рабочие измерители для подсчета времени, которое должно затрачиваться на каждую операцию, и требуемого количества труда. Исходным пунктом для промышленной компании является производственный бюджет, подготовленный на основе измерения возможного объема продаваемой продукции компании в целом либо объемов выпуска для каждого из ее подразделений. Используя нормы времени, составляют бюджет производительного времени. Затем норму времени на выпуск одного изделия умножают на плановый объем выпуска и получают плановый фонд времени на данный период. Полученный фонд времени делят на фонд времени одного работника и получают требуемое количество работников. Необходимо также учесть абсентеизм и прогнозный уровень простоев. Приведем наиболее упрощенный пример такой процедуры:

план выпуска на год

20 тыс. изделий

норма времени

5 часов

плановый фонд времени на год

100 тыс. часов

годовой фонд времени 1 рабочего (допуская нормальное количество сверхурочных часов, абсентеизм и простои)

2 тыс. часов

требуемое количество основных рабочих

50 человек

 

Экспертные оценки – это метод, основывающийся на использовании мнений специалистов для определения потребностей в человеческих ресурсах. Такими специалистами в организации являются прежде всего руководители подразделений. Служба управления персоналом занимается сбором и обработкой их оценок. В зависимости от размеров организации и числа линейных руководителей для этого могут использоваться различные методы – групповое обсуждение, письменный обзор (когда каждому руководителю предлагается ответить на подготовленный службой управления персоналом вопросник), метод Дельфи. Последний представляет собой письменный диалог между службой персонала и группой экспертов. Данная служба разрабатывает вопросник по поводу потребностей в персонале и направляет его экспертам, затем обрабатывает их ответы и возвращает обобщенные результаты экспертам вместе с вопросами. Эта процедура повторяется до тех пор, пока эксперты не достигнут соглашения в отношении потребностей в рабочей силе.

Преимущества метода экспертных оценок заключаются в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают плану дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также с субъективностью их суждений.

Компьютерные модели представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов потребностей в рабочей силе, однако довольно высокая цена, а также необходимость специальных навыков для их использования ограничивают применение этого метода крупными организациями.

Прогнозирование осуществляется на базе тесного контакта с отделом по совершенствованию организационной структуры и методов управления (иногда он оформляется как особое подразделение в составе кадровых служб), ответственным за создание новых должностей и изменение структурных подразделений. Для осуществления прогнозирования персонала необходимы:

              полный статистический анализ наличных кадров на основе подробной их классификации по должности, полу, возрасту, сроку службы, квалификации, типу оплаты и пр.;

              прогнозирование потребности в кадрах на основе анализа тенденций, выявленных постоянным изучением кадров с учетом роста народонаселения, изменений в структуре образования, миграционных потоков и пр.

Основой такого прогноза служит годовой бюджет и долгосрочный корпоративный план, переведенные на уровни деятельности для каждого функционального и линейного подразделения. В промышленной компании бюджет продаж переводится в план производства, определяющий количество и тип производимой в каждом периоде продукции. Исходя из этой информации, вычисляют количество часов, которое должно быть отработано каждой категорией работников в определенный период. План будущих торговых операций начинается с плана продаж, определяющего программу образования новых циклов. В страховой компании прогноз нового бизнеса переводится в количество предложений, которые должны быть обработаны отделом страхования. Необходимо детализировать любой план организации, ведущий к увеличению или уменьшению спроса на работников. 

Информация о работе Прогнозирование персонала