Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
• установление критериев для определения малых предприятий;
• изучение характерных особенностей малых предприятий;
• выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности....4
1.1 Критерии определения малых предприятий…………………………………...4
1.2 Характерные особенности малых предприятий……………………………….7
1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства...........................10
1.4 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………..12
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в РК...............15
2.1 История становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК……………………………….20
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК…………..23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников........................................................................33
На начальных этапах становления малого бизнеса очень важное значение имеют подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической и правовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технической центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования, ускорение инвестиционных процессов.
Реальная поддержка малого предпринимательства стоит больших денег, которых в государственном бюджете нет. Кредитные же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков, то выдача ими льготных по срокам и ценам кредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических льгот. Однако коммерческим банкам сегодня выгодней отказаться от возможных налоговых льгот, но выдавать кредиты под более высокий процент и на более короткий срок. Частный капитал мажет стать постоянным и значительным инвестиционным источником при условии финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормы прибыли. В Казахстане этих условий нет, и в ближайшие годы вряд ли будут созданы, поэтому масштабных частных инвестиций в производства ожидать не приходится.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые предпринимательства. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т.д.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Несколько повысить активность можно за счет реорганизации институциональной структуры. Но для этого необходима поддержка в сфере финансовой политики. В частности, введение льготного налогообложения малых предприятий, создаваемых с участием акционерного общества от участия в капитале созданных им малых предприятий. Такая система «ангельских обществ» функционирует в Шотландии.
Большая проблема – техническое оснащение малых предприятий. Многие из них полукустарные, поэтому они не могут решать сложные технологические и экономические проблемы, не рационально при этом используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы. В достаточно короткие сроки можно было бы обеспечить их современным оборудованием - комплектами машин, инструментов, приборов – с помощью конверсируемой оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, а также крупных производственно-хозяйственных комплексов, для которых малые предприятия могли бы стать поставщиками комплектующих элементов готовых продукций. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может развиваться также в области распространения продукции и ремонта сложных изделий.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий с целью развития малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм («фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
Деятельность
малого предпринимательства
Государственная поддержка предпринимательства должна включать прямое финансовое субсидирование кредитов; предоставление льгот по местному налогообложению; передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора; обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектору проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное обеспечения дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирования деятельности, в том числе и в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Сегодня один из важнейших вопросов – отношение к бизнесу самих бизнесменов, представителей власти, всего казахстанского общества. К бизнесу необходимо относится цивилизованно. Разговор идет о не выполнении пункта 5 Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 1999-2000 годы, а именно, создание Республиканского научно-исследовательского центра проблем малого бизнеса, инициированное Агентством по поддержке малого бизнеса, но не утвержденное бывшим правительством. О насущной необходимости такого говорить не надо. Казахстану сегодня нужна не только единая информационная база, но и единый информационно-аналитический центр, как в области бизнеса, так и во всех отраслях производства и промышленности, в первую очередь, в структуре самого Правительства. Без прогнозного анализа говорить о перспективе любого дела бесполезно. Если у нас не будет такого центра, то говорить о завтрашнем дне, то есть о развитии предпринимательства и всей экономики Казахстана бесполезно. Мы должны знать особенности, менталитет казахстанского бизнеса, что ему свойственно, что ему полезно, а что – противопоказано. Нужна единая информационно-аналитическая, научно-аналитическая, научно-практическая база развития бизнеса и всей экономики Казахстана. Сегодня представители бизнеса страны не имеют даже своего печатного органа, издания, в котором могли бы обсуждать свои проблемы.
Сегодня малый бизнес Казахстана находится в критическом состоянии. Он прошел этап зарождения и первоначального развития и перешел к этапу выживания, борьбы с внешними неблагоприятными факторами. Об этом говорит отсутствие у малого бизнеса условий для добросовестной конкуренции, ярко выраженный фискальный характер налоговой политики, разрастающиеся административные барьеры, трудности финансового и имущественного обеспечения.
Одной из основных проблем остается проблема ограниченности доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам.
Что касается налогового законодательства, то необходимо уделить внимание ставкам налога на имущество с юридических и физических лиц. В настоящее время налогообложение имущества предпринимателей и физических лиц не соразмерно, и составляет для юридических лиц 1 процент, а для физических лиц - 0,1 процента от стоимости имущества в год. Необходимо уравнять ставки взимания налога на имущество, как с юридических, так и с физических лиц, установив в размере 0,1 процент в год.
Необходимо
определить преференции для развития
производства, в том числе и
для предприятий, производящих косметические
товары:
если предприниматель полученную прибыль
вложил в развитие производства, целесообразно
эту реинвестированную прибыль освободить
от "налога на прибыль". Сегодня, заплатив
с прибыли все необходимые налоги, предприниматель
уже не имеет возможности развивать производство
(у него не остается свободных средств
после уплаты налогов и нет стимула для
развития). Также, в целях легализации
капитала необходимо понизить ставку
налога на прибыль для производственников
с 30% до 20%.
Требует своего решения легализация заработной платы.
Также в настоящее время необходимо внести изменения в Административный, Таможенный, Налоговый кодексы.
Одним из основных направлений государственной поддержки предпринимательства является реализация его механизма через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы и т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют страховые компании; лизинговые, аудиторские и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном, ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы, Астана и др.
Одной
из ключевых форм совершенствования
механизма государственной
Поддержку субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, лучше обеспечивать за счёт механизма государственного заказа. Данный механизм может значительно расширить спектр стимулирующего воздействия государства.
Среди мер государственной поддержки предпринимательства ключевое значение имеет помощь и содействие государства в закреплении малого предпринимательства за определенным рынком. Реализацию данного предложения можно обеспечить путем регулярной публикации перечня приоритетных видов производств, в развитии которых государство заинтересовано, и перечня регионов, которые оно хотело бы развивать.
Информация о работе Проблемы становления и развития малых предприятий в РК и пути их решения