Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
• установление критериев для определения малых предприятий;
• изучение характерных особенностей малых предприятий;
• выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности....4
1.1 Критерии определения малых предприятий…………………………………...4
1.2 Характерные особенности малых предприятий……………………………….7
1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства...........................10
1.4 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………..12
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в РК...............15
2.1 История становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК……………………………….20
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК…………..23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников........................................................................33
Многие отрасли в период «дикой» приватизации навсегда умерли, и лишь некоторые из них возрождаются только сегодня. Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных предприятий, лишенных централизованного управления, в связи с ликвидацией бывших республиканских министерств. Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа в рынок. Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях. Примерами адресной продажи предприятий являются кондитерская фабрика «Рахат», «Бахус», «Алматы Крем» и др. В результате этих мер в стране появились первоклассные кафе, рестораны, магазины и предприятия сферы услуг. Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность работающих в этом секторе экономики в 1997 году превысила показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой существенный вклад в стабилизацию экономики Республики.
Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.
Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.
Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.
Экономическое
развитие Казахстана в последние
годы значительно продвинулось вперёд
по пути формирования полисубъективной
структуры отношений
Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.
Сегодня
экономические изменения в
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК
В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось
неустойчивой
динамикой роста числа
Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была
налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.
Сложившаяся на данном этапе экономическая ситуация в стране негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Обобщая данные соцопросов, в аналитическом докладе, подготовленном Республиканской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес Казахстана. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы малого бизнеса в нашей стране:
Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК
Государственная поддержка малого предпринимательства имеет приоритетное значение для экономики Казахстана в переходный период, так как современная конкурентная среда не может поддерживаться без малого бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует развитию как экономических, так и социальных задач.
Главным
принципом государственной
Для
реализации этих целей необходимы льготные
условия доступа к финансовым,
материально-техническим и
Информация о работе Проблемы становления и развития малых предприятий в РК и пути их решения