Проблемы становления и развития малых предприятий в РК и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
• установление критериев для определения малых предприятий;
• изучение характерных особенностей малых предприятий;
• выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности....4
1.1 Критерии определения малых предприятий…………………………………...4
1.2 Характерные особенности малых предприятий……………………………….7
1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства...........................10
1.4 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………..12
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в РК...............15
2.1 История становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК……………………………….20
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК…………..23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников........................................................................33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Малые предприятия как форма  предпринимательской деятельности....4

1.1 Критерии  определения малых предприятий…………………………………...4

1.2 Характерные  особенности малых предприятий……………………………….7

1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства...........................10

1.4 Роль малого  бизнеса в экономике……………………………………………..12

Глава 2. Проблемы становления и развития малых  предприятий в РК...............15

2.1 История  становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15

2.2 Проблемы  малого предпринимательства в  РК……………………………….20

Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства  в РК…………..23

Заключение………………………………………………………………………….32

Список  использованных источников........................................................................33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Введение

   В условиях нестабильной экономической  политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое  распространение получает малый  бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий заторможен.

   Экономически  это выгодно, потому что появление большого числа фирм приводит к созданию новых рабочих мест и это приносит реальные деньги в бюджет.

   В этом я вижу актуальность избранной  мною темы.

   Целью данной работы является  рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

  • установление  критериев для определения малых предприятий;
  • изучение характерных особенностей малых предприятий;
  • выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;
  • рассмотрение роли малого бизнеса в экономике;
  • исследование и анализ становления и развития малого бизнеса в РК;
  • рассмотрение и анализ проблем малого предпринимательства в РК;
  • предложение возможных путей решения проблем малого предпринимательства в РК.

   Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности

   1.1 Критерии определения малых предприятий

   Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно  ощутили эффективность малых  предприятий в экономике и  научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях.

   Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка»

   Какие же характеристики необходимы сегодня  успешно развивающемуся производству?

  • небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень.
  • небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.

   Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

   Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для стран, находящихся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

   Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно  к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает  сомнений относительно того, что это  такое.

   Вот одно из высказываний, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном, показывающее пользу малого предпринимательства: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».

   Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

   Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений.

   В ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

   Малое предприятие - то предприятие, которое  характеризуется максимальной гибкостью  и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала.

   Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».

   Малое предпринимательство можно квалифицировать  как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном  ли интуитивно выбранном риске, с  одной стороны, и создании атмосфера взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей, с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении функций между всеми работниками малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т. е. основная часть тех начал, которые не приемлемы или мало приемлемы для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все.

   Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

   Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия  различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии.

   Например, в США малым обычно считаются  предприятия с численностью занятых  работников менее 500 человек. Однако это  не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного - двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.

   По  законодательству РК субъектами малого предпринимательства являются предприятия  со среднегодовой численностью работников не более 50 человек, со среднегодовой  стоимостью активов за год не выше шестидесятитысячекратного месячного  расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

   1.2 Характерные особенности малых предприятий

   Но  хотя количественная (по численности  занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим характерным особенностям малых предприятий.

     Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.

   Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

   В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект.

   В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

   Однако  все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в Казахстане, где становление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?

Информация о работе Проблемы становления и развития малых предприятий в РК и пути их решения