Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 56.46 Кб (Скачать)

Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес –  непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это  приводит к тому, что только часть  зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Весьма  остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого  им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей  стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение “убивает” в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной  проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа  не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в  Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку  предпринимательства, но никто не борется  с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить  уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки  и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают  первые шаги на пути к становлению  своего предприятия. И много хороших  идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели  в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую  политику. Им выгодно это, потому что  это способ губить на корню людей  не угодных власти и, конечно, большой  кусок в карман государственным  чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые  первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого и  среднего предпринимательства в  качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых и средних  предприятий не существует, как нет  и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых и средних предприятий.

Комплекс  первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

  • нормативно-правовое;
  • финансово-кредитное;
  • обеспечение безопасности;
  • информационно-техническое;
  • организационное;
  • кадровое и консультационное обеспечение;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Также в  государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой  политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых  условий в развитии предпринимательской  деятельности.

В программе  необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской  деятельности, а также создание комплексной  государственно-общественной системы  поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости  и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиций, а страхование  и предоставление гарантий под кредит.

Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства  должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых и средних предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд.

 

2.4 Перспективы развития  малого и среднего бизнеса

 

Философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно  простой: укрепление экономического и  инновационного потенциала государства  начинается с местных, локальных  рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире.

По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2006 г. количество малых предприятий  в России сократилось до 840 тыс., в  январе 2005 г. их начитывалось 890 тыс. Общая  численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. что превышает численность  запятых на МП на 1 января 2000г .на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом темпы  прироста количества малых и средних  предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; по 8-10 - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; 9-12 - в пищевой; 9 11% - в легкой промышленности.

В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли  иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и  др. Поэтому конкурентоспособности  придается огромное значение.

Развитие  малого предпринимательства в 2007-2008гг. в значительной мере будет зависеть от масштабов его финансовой поддержке  со стороны государства. Малое и  среднее предпринимательство получит  из федерального бюджета около 1 млрд. руб. (при потребности 45-50 млрд. руб.). Рост числа новых малых и средних  предприятий (по 100-150 тыс. в год), увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными  предпринимателями без образования  юридического лица (4,5-5 млн.) зависят  от нескольких условий.

Первое  условие связано с формированием  благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах  принятых Государственной думой  законов о дебюрократизации.

Величина  вклада в ВВП большей части  малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем  инвестиций в основные фонды - примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе  условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, “офицерских”, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

Предельные  ставки налогов на малые и средние  предприятия должны быть зафиксированы  на федеральном уровне. Налоги на малый  бизнес наряду с налогом на имущество  и подоходным налогом должны стать  основным источником доходов субъектов  РФ. Правительство же получит соответствующий  рычаг для ускорения экономического роста.

Третье  условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых и средних  предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда  поддержки малого и среднего предпринимательства  и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2007-2008 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

  • создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
  • увеличение объемов микро финансирования и микрокредито-вания, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
  • эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
  • создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого и среднего предпринимательства  на федеральном уровне за реализацией  решений президента РФ.

Принципиально важно разделить ответственность  между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной  стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий  для его развития, с другой –  отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной  поддержки малого предпринимательства  и по упрощению доступа малых  предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить государственная корпорация.

Пятое условие  – активизация потребительского спроса и посте: пенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого и среднего предпринимательства  и влияния этого процесса на экономическую  динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской  активности. Для этого предусматриваются  показатели, сочетающие основные экономические  факторы (объем валового регионального  продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число  малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число  безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).

Для стабильной работы малых и средних предприятий  в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП  РФ, ФФПМП и др. совместно с  Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий  обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в  России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих  информационных систем типа СИОРА. Малые  предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении  инвестиционного проектирования и  проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать  конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень  инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные ниши и т.п.

Наша  страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невозможно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стратегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы  иметь возможность через ВТО  влиять на “правила игры”, например, во всемирной торговле. “Правила игры” на мировом рынке пока вырабатываются без участия России.

 

Заключение

 

Хотелось  бы заметить, что несомненная перспективность  сектора малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисных  мер, но и как долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса