Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение “убивает” в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной
проблемой, не столько экономической,
сколько административной является
бюрократия нашего государственного аппарата.
Эта проблема не обсуждается ни на
каком уровне и ни одна программа
не предусматривает мер по борьбе
с чиновничьим беспределом в
Российской Федерации. На уровне центрального
правительства принимается
К настоящему
времени сделаны только самые
первые шаги в правовом и организационном
обеспечении формирования малого и
среднего предпринимательства в
качестве особого сектора экономики
России. Действенной системы
Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в
государственной программе
В программе
необходимо предусмотреть формирование
эффективных институтов рыночной инфраструктуры,
товарного рынка и рынка ценных
бумаг, инвестиционного и венчурного
предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской
деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы
поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение
к этой сфере социально активных
слоев населения. Следует также
определить меры, обеспечивающие поддержку
внешнеэкономической
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых и средних предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд.
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса
Философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.
По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2006 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2005 г. их начитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. что превышает численность запятых на МП на 1 января 2000г .на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом темпы прироста количества малых и средних предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; по 8-10 - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; 9-12 - в пищевой; 9 11% - в легкой промышленности.
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Развитие
малого предпринимательства в 2007-2008гг.
в значительной мере будет зависеть
от масштабов его финансовой поддержке
со стороны государства. Малое и
среднее предпринимательство
Первое
условие связано с
Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды - примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, “офицерских”, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.
Предельные
ставки налогов на малые и средние
предприятия должны быть зафиксированы
на федеральном уровне. Налоги на малый
бизнес наряду с налогом на имущество
и подоходным налогом должны стать
основным источником доходов субъектов
РФ. Правительство же получит соответствующий
рычаг для ускорения
Третье
условие – необходимость
Четвертое
условие – налаживание
Принципиально
важно разделить
Пятое условие – активизация потребительского спроса и посте: пенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.
Для оценки
возможностей повышения темпов развития
малого и среднего предпринимательства
и влияния этого процесса на экономическую
динамику в субъектах Российской
Федерации рядом экономистов, например,
В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон,
предложено использовать региональные
рейтинги инвестиционной и предпринимательской
активности. Для этого предусматриваются
показатели, сочетающие основные экономические
факторы (объем валового регионального
продукта, объем произведенной малыми
предприятиями продукции, число
малых предприятий, величина инвестиций
в основные фонды малых предприятий),
социальные (среднедушевой доход, число
безработных в регионе), демографические
(плотность населения в
Для стабильной
работы малых и средних предприятий
в условиях глобализации с учетом
международного опыта целесообразно,
чтобы Минэкономразвития РФ, МАП
РФ, ФФПМП и др. совместно с
Торгово-промышленой палатой
Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невозможно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стратегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на “правила игры”, например, во всемирной торговле. “Правила игры” на мировом рынке пока вырабатываются без участия России.
Заключение
Хотелось
бы заметить, что несомненная
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса