Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32
В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30. Уровень данного показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).
Численность занятых на малых предприятиях не достигла уровня, характерного для периода, предшествующего августовскому кризису 1998 года. Включая все категории работников, по итогам 2005 г., она составила 7,6 млн. человек, что ниже показателя 1997 г. на 12%. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2006 г., по данным МНС России, достигла 4,2 млн. человек, общее количество занятых в малом предпринимательстве составляет 11,8 млн. человек. Это составляет 16% в общем количестве экономически активного населения, что в 2-3 раза меньше по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель достигает 40-50%. Более того, в последние годы увеличивается разрыв между странами Восточной Европы и Россией по уровню вовлеченности населения в сектор малого предпринимательства.
Сложившаяся
отраслевая структура малого бизнеса,
занятости на малых предприятиях
и структура выручки от реализации
свидетельствует о
По-прежнему
сохраняется высокая
Особенностью
российского малого предпринимательства
продолжает оставаться высокая доля
“теневого” сектора. По разным оценкам,
она составляет от 30 до 50% реального
оборота субъектов малого предпринимательства.
Следовательно, значительная часть
потенциальных ресурсов не задействована
в решении общегосударственных
задач. Однако за последний год наблюдается
увеличение налоговых поступлений
от субъектов малого предпринимательства.
В 2005 г. по единому налогу, взимаемому
с применением упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности
и по единому налогу на вмененный
доход для определенных видов
деятельности поступления в
Несмотря
на рост производства продукции, работ
и услуг на малых предприятиях,
их вклад в валовой внутренний
продукт России явно не отражает их
потенциала. Соотношение производства
продукции, работ и услуг на малых
предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата
России, составило в 2005 г. 8,7% (доля же
малых предприятий в
Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3%. О потенциале малого предпринимательства (производственном, инвестиционном, налоговом) можно говорить и имея ввиду высокую трудно оцениваемую “теневую” составляющую.
Важно отметить,
что наличие или отсутствие в
федеральном бюджете средств (и
их уровень) на реализацию Федеральной
программы, по мнению регионов, отражает
отношение Правительства в
Очевидно, что активизация действий государства по поддержке малого предпринимательства в благоприятный экономический момент является более чем актуальной, а не решение давно назревших проблем сектора малого предпринимательства может существенно затормозить его начавшееся развитие.
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Как показывает
изучение зарубежного опыта, непременным
условием успеха в развитии малого
бизнеса является положение о
том, что малое и среднее
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным
инструментом государственного содействия
малым и средним предприятиям
в большинстве промышленно
Достаточно
широкое развитие получили организуемые
государственными органами и частными
предприятиями специальные
Особая
система государственной
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
Малое и средние предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого и среднего бизнеса на государственном уровне. Первое – поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Россия
должна жить по принципу, что государство
обслуживает потребности и
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России
Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики : в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
В условиях
инфляции, налоговой нестабильности,
отсутствия рынка сырья и материалов
начинающие предприниматели, почувствовав
вкус “легких денег”, быстро перекочевали
в сферу улично-палаточной торговли,
спекуляции, ушли в другие коммерческие
структуры. Источниками товаров
для торговли стали импортные
закупки, челночные рейсы в
Поэтому
и не изживается в массовом сознании
представление о
Потеря
административного управления, экономический
хаос и законодательная неразбериха
привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес
в производственной сфере, оказались
в чрезвычайно трудном
Анализ
развития предпринимательства
В Москве,
например, где раньше преобладали
научно-технические
Высокие
налоги, всевозрастающая арендная
плата за помещение и
Но
главная причина сокращения
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса