Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 56.46 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

УФИМСКИЙ  ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

  Дисциплина:    Экономика организации

 

Тема:   Проблемы развития малого и среднего бизнеса

 

 

 

      Студентка: Клименко Алена Владимировна

 

      Специальность: менеджмент организации

 

       Зачное  отделение   4  курс группа ЗМ-08 

 

Регистр.№ 

 

                                                                               Дата

 

Фамилия препод-ля:.

 

Заполняется преподавателем:

 

Дата рецензии________________

 

Допуск_______________________

 

Оценка_______________________

 

Подпись препод-ля _____________

 

 

 

г. Уфа, 2012 г.

 

Содержание:

Ведение……………………………………………………………………….........3

1.Малый и  средний бизнес – сущность  и их роль в экономике………………..5

1.1 Исторические  аспекты развития малого и  среднего бизнеса………………5

1.2 Определение  групп малого и среднего бизнеса…………………………….7

1.3 Значение  и функции малого и среднего  бизнеса в рыночной экономике...9

1.4 Роль малого  и среднего бизнеса в экономике……………………………...13

2. Проблемы  и перспективы развития малого  и среднего бизнеса РФ………16

2.1 Современное  состояние малого бизнеса в  различных 

сферах деятельности………………………………………………………….…16

2.2 Государственная  поддержка малого и среднего  бизнеса…………………18

2.3 Проблемы  становления малого и среднего  бизнеса в России…………….21

2.4 Перспективы  развития малого и среднего  бизнеса………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемых источников……………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С переходом  экономики к новым экономическим  отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился  характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской  способностью, который возглавил  бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние  предприятия.

Опыт  управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое  предпринимательство создает основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия  – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные  корпорации и фирмы определяют темпы  научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

Значение  крупного производства будет сохраняться  и в России, поскольку это обусловлено  масштабами государства, имеющейся  структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической  деятельности. Многие собственники и  руководители успешно работающих малых  предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских  институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

Во многих субъектах Российской Федерации  поняли значимость малого предпринимательства  и в отличие от центрального правительства  уже активно его используют для  повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения  местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов  населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление  обосновано, поскольку все крупные  страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые – с помощью роста  экспорта.

Объектом  исследования данной работы явились  малые и средние предприятия  в экономике России и зарубежных стран.

Цель  работы: на основе изучения теоретических  источников выяснить экономическую  сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику  страны.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие  задачи:

  • изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
  • выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
  • изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.

 

1. Малый и средний  бизнес – сущность и их роль  в экономике

 

1.1 Исторические аспекты  развития малого и среднего  бизнеса

 

Изучая  сущность малого и среднего бизнеса, необходимо знать его истоки и  процесс развития. Малый и среднего бизнес играли основную роль в распространении  цивилизации, но их история никогда  не занимала общественное сознание. Но теперь малый и средний бизнес все больше признается как созидательная  сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в немалой  степени благодаря его способности  изобретать новые товары и создавать  новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все  чаще стали обращать внимание на его  достижения и возможности, перспективы  и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно  выделить ряд этапов.

Для первого  этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, малочисленность  участников предпринимательства и  его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время  второго этапа (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом “кооперативного движения”. Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий  этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов  предпринимательства, появления множества  собственников и интенсивного участия  малого и среднего бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и  длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее  заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность  к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной  – шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства  сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и  обнаруживать силы, способные двигать  рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование  различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству  же предстоит приложить усилия для  всемирного развития и поддержания  в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

 

 

 

 

1.2 Определение групп малого и  среднего бизнеса

 

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный  подходы к определению групп  малого и среднего бизнеса (МСБ).

Количественные  критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых  и средних предприятий (МСП), в  частности в законодательстве; для  организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.

В большинстве  стран, выделяющих сектор малого предпринимательства  или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:

  • численность работников;
  • годовой оборот (объем продаж);
  • валюта баланса.

Первые  “Рекомендации Еврокомиссии об определении  микро-, малых и средних предприятий” были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической  и политической ситуации предусматривалось  регулярное уточнение критериев. Последний  пересмотр правил отнесения субъектов  хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в  период с 2001 по 2003 годы. На основании  проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые  критерии выделения сектора, которые  вступили в силу с 1 января 2005 года.

Введена общая категория микро-, малых  и средних предприятий, к которой  относятся предприятия, имеющие  менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму  годового баланса до 43 млн. евро. В  рамках сектора МСП отдельно устанавливаются  критерии для выделения малых- и  микропредприятий:

  • малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;
  • микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным предприятием считается  предприятие, порог участия в  уставном капитале которого других субъектов  хозяйствования не превышает 25%.

Большинство стран Евразии, в первую очередь  страны с переходной экономикой, ориентируются  на критерии, принятые Европейским  Союзом.

В нашей  стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек,
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,
  • в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В настоящее  время вырабатываются критерии отнесения  субъектов хозяйствования к категории  малого и среднего предпринимательства  и предлагаются следующие пороговые  ограничения:

 

Тип бизнеса

Число занятых

Объем выручки, млн. руб.

А

Б

В

микро-

От 1 до 15 человек

15

малый

От 16 до 50 человек

40

средний

От 51 до 250 человек

100

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса