Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УФИМСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Экономика организации
Тема: Проблемы развития малого и среднего бизнеса
Студентка: Клименко Алена Владимировна
Специальность: менеджмент организации
Зачное отделение 4 курс группа ЗМ-08
Регистр.№
Фамилия препод-ля:.
Заполняется преподавателем:
Дата рецензии________________
Допуск_______________________
Оценка_______________________
Подпись препод-ля _____________
г. Уфа, 2012 г.
Содержание:
Ведение……………………………………………………………
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение
групп малого и среднего
1.3 Значение
и функции малого и среднего
бизнеса в рыночной экономике..
1.4 Роль малого
и среднего бизнеса в
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности……………………………
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Введение
С переходом
экономики к новым
Опыт
управления малым и средним бизнесом,
накопленный в странах Западной
Европы, в национальном и межгосударственном
масштабах еще слабо
Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.
Значение
крупного производства будет сохраняться
и в России, поскольку это обусловлено
масштабами государства, имеющейся
структурой промышленного производства
и характером внешнеэкономической
деятельности. Многие собственники и
руководители успешно работающих малых
предприятий вышли из оборонного
производства и отраслевых научно-исследовательских
институтов, благодаря чему в значительной
степени удалось сохранить
Во многих
субъектах Российской Федерации
поняли значимость малого предпринимательства
и в отличие от центрального правительства
уже активно его используют для
повышения занятости населения,
пополнения своих бюджетов, насыщения
местного рынка товарами и услугами.
Последнее имеет принципиальное
значение в федеральном масштабе,
поскольку экономическое
Объектом исследования данной работы явились малые и средние предприятия в экономике России и зарубежных стран.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса
Изучая сущность малого и среднего бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый и среднего бизнес играли основную роль в распространении цивилизации, но их история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый и средний бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение
1980-х годов престиж малого бизнеса
в мире начал повышаться в немалой
степени благодаря его
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого
этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение
и деятельность центров научно-технического
творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, малочисленность
участников предпринимательства и
его экспериментальный
Во время второго этапа (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом “кооперативного движения”. Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее
заложенные основы рыночных отношений,
сформировавшиеся капиталы, их способность
к инвестиционной деятельности дают
возможность предположить, что очередной
– шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства
сможет изменить соотношение деятельных
сил в пользу инновационных процессов.
Тогда предпринимательство
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса
Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса (МСБ).
Количественные
критерии, как правило, используются
там, где требуется формальное четкое
определение границ сектора малых
и средних предприятий (МСП), в
частности в законодательстве; для
организации статистического
В большинстве
стран, выделяющих сектор малого предпринимательства
или малого и среднего бизнеса, используются
преимущественно три
Первые
“Рекомендации Еврокомиссии об определении
микро-, малых и средних предприятий”
были приняты в 1996 году. С учетом
изменений социально-
Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий:
При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.
Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.
В нашей стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
В настоящее время вырабатываются критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства и предлагаются следующие пороговые ограничения:
Тип бизнеса |
Число занятых |
Объем выручки, млн. руб. |
А |
Б |
В |
микро- |
От 1 до 15 человек |
15 |
малый |
От 16 до 50 человек |
40 |
средний |
От 51 до 250 человек |
100 |
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса