Проблема совмещения должностей как частный вид проблемы занятости в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В первой главе курсовой работы рассматривается теоретический материал проблемы совмещения должностей в организации:
1. Рассматривается понятие организации
2. Приводится определение системы занятости
3. Исследуются нормативные документы, в которых раскрывается процесс совмещения должностей
Во второй главе своей курсовой работы я исследовал проблему совмещения должностей на реальной организации ЗАО «СКС» ( закрытое акционерное общество «Структурированные кабельные системы»).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОВМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ КАК ЧАСТНЫЙ ВИД ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1 Система занятости.
1.2. Анализ управления занятостью в организации с помощью отдела кадров.
1.3 Анализ проблемы приёма на работу новых сотрудников с помощью опроса.
1.4 Анализ методов повышения квалификации работника.
1.5 Принцип совмещения должностей в организациях Российской Федерации и странах СНГ
1.5.1 Определение совмещения должностей
1.5.2 Причины и необходимость совмещения должностей
1.5.3 Совмещение должностей в законодательстве стран России и СНГ.
1.5.4 Основные правила совмещения должностей
1.6 Методы исследования процесса совмещения должностей в организации.
1.6.1 Анализ документов
1.6.2 Опрос
ГЛАВА 2. Анализ проблемы совмещения должностей в организации на примере ЗАО «СКС» (структурированные кабельные системы).
2.1 История и структура компании ЗАО «СКС».
2.1.1 Информация о компании ЗАО «СКС».
2.1.3 Региональное присутствие.
2.1.4 Персонал.
2.2 Система управления в компании «СКС».
2.3 Система управления в Самарском филиал компании «СКС».
2.4 Совмещение должностей в Самарском филиале ЗАО «СКС»
2.4.1 Совмещаемые должности в Самарском филиале ЗАО «СКС»
2.4.2 Исследование процесса совмещения должностей с помощью анализа документов и опроса
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсач испп.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

   ● обычно они знают что-то о деятельности Вашей фирмы.

   ● более вероятно, что у них есть «внушенное» чувство лояльности к ней. Школы, колледжи, институты, университеты, коммерческие школы и преподаватели этих и других учебных заведений. Обычно большинство учебных заведений имеют службы по трудоустройству своих студентов и выпускников. В то же время преподаватели заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили подходящую работу. Клиенты и поставщики могут предложить необходимых кандидатов. К тому же такое сотрудничество клиентов с поставщиками способствует созданию хороших деловых отношений между ними. Государственные и коммерческие агентства по трудоустройству играют немалую роль в подборе кадров. Надежное агентство может быть очень полезным при выявлении претендентов на получение работы, поскольку оно может провести предварительное собеседование и проэкзаменовать отдельных кандидатов. Рекламные объявления по отношению к вышеперечисленным способам отбора требуемых специалистов могут либо дополнять их, либо быть основным источником найма. Объявление должно содержать информацию о: 

   1) ключевых элементах работы,

   2) требуемой квалификации,

  4) уровне (кому подчиняется претендент),

  5) предполагаемом жалованье.

           

 

1.4 Анализ методов повышения квалификации работника. 

  В организациях существует потребность  в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и самоподготовке, позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.

  В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне рабочего места. 

  Обучение  на рабочем месте является более  дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.

  Обучение  вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. В таблице 1 рассмотрены более подробно все недостатки и преимущества этих видов обучения.

       Расходы на персонал являются основой разработки производственных и социальных показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции имеет тенденцию к росту, что обусловлено такими факторами, как:

  1) отсутствие прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал;

  2) внедрение новых технологий, которые предъявляют более высокие требования к квалификации персонала (он становится более дорогим);

  3) изменение законов в области трудового права, появление новых тарифов, повышение цен на товары первой необходимости (внешние факторы).

   Если  в организации большая текучесть  кадров, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растут размер оплаты сверхурочных работ, брак и простои, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность. Все это ведет к увеличению расходов на персонал, к росту себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. (недостатки и преимущества различных видов обучения персонала). 

Обучение на рабочем месте Обучение  вне рабочего места
+ Содержание  курсов  время их проведения могут  быть приспособлены к потребностям организации - Вряд ли точно  соответствует потребностям организации
- Участники встречаются  только с работниками этой же организации - Доступность и  частота обычно установлены внешней  организацией
+'/'-' Участники могут  быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью + Участники могут  обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций
+ Может использоваться реальное технологическое оборудование, находящееся в организации +''/''-'' Участники не могут  быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие  на работе проблемы
- Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены курсы с использованием безвозвратной формы оплаты + Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным  в стенах Вашей организации
+ Может быть экономически выгодным, если имеется большое количество работников с одинаковыми потребностями  в обучении - Если участники  были отозваны с курсов, оплата может  быть и не возвращена
- Участники могут  неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег и руководителя + Может быть более  экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с  одинаковыми потребностями в  обучении
+ Облегчённый переход  от обучения к непосредственному  выполнению работы - Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения к непосредственному выполнению реальной работы
Условные  обозначения: + преимущества; - недостатки
 
 

1.5 Принцип совмещения должностей в организациях Российской Федерации и странах СНГ 

1.5.1 Определение совмещения должностей

   Сотрудник работает по совместительству, если в  рамках одной организации или  у одного и того же работодателя, наряду со своей основными обязанностями  обусловленными трудовым договором, он выполняет:

  • обязанности другого сотрудника, временно отсутствующего по болезни, декретному отпуску, командировке;
  • временные функции, не относящиеся к его основной работе, но связанные с определенным проектом или периодически возникающими ситуациями на предприятии;
  • работу по другой профессии с неполной занятостью на постоянной основе, (например пару часов в день или несколько раз в неделю).

при условии, что за выполнение этих функции  ему производятся денежные начисления и доплаты.

   Об  этом говорится в статье 151 ТК РФ « Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника». Размеры доплат за совмещение профессий/ должностей или эпизодическое выполнение определенных функций временно отсутствующих сотрудников устанавливаются в основном трудовом договоре, начисляются и выплачиваются вместе с основной зарплатой сотрудника (ст.149 ТК РФ).

   Если  мы говорим о рабочем персонале, то речь идет о совмещении профессий, если о служащих, ИТР, руководящем  персонале то речь идет о совмещении должностей, согласно единого тарифно-квалификационного справочника профессий (ЕТКС) или (КС).

   Совмещение  профессий/должностей целесообразно  производить в пределах той категории  персонала, к которой относиться данный сотрудник (в данном случае производственная должность, руководящая должность или дополнительная должность), хотя на практике часто совмещаются должности/профессии различных категорий.  

   1.5.2 Причины и необходимость совмещения должностей

   Причины совмещения нескольких должностей или  профессий одним сотрудником  могут быть различными. Так для предприятий малого и среднего бизнеса - это одна из возможностей экономии средств. Например, в небольших предприятиях до 10 человек с маленьким оборотом очень часто директор совмещает должность бухгалтера и лично занимается бухучетом. Или в небольших торговых залах продавец совмещает работу оператора кассового аппарата. В каждом из этих случаев предприятие экономит на зарплате сотрудников, которые помимо основной должности работают за доплату по совместительству.

   Бывает, и такое, что производственные мощности предприятия не могут обеспечить определенные профессии функциями на полный рабочий день или технологический цикл построен так, что функции некоторых профессий выполняются только в определенный период рабочего дня, а не полный рабочий день. В этом случае оформлять сотрудников на такие работы на полный рабочий день очень нерентабельно, поэтому выгодней взять человека который владеет сразу несколькими профессиями.

   Уместно совмещение и для крупных предприятий, у которых на интенсивность ведения производственной деятельности влияет сезонность. В этом случае разумное распределенное совмещение это возможность избежать текучки персонала и компенсационных выплат. Например, в туристической фирме в сезон сотрудники работают как менеджеры по продажам туров, а в несезонное время занимаются закупкой туров и заключением договоров с владельцами туров, то есть совмещают должности по закупкам и продажам. Работники агрофирм, в зависимости от времени года и загруженности помимо основной профессии по выращиванию овощей, обычно совмещают профессии упаковщика, продавца (если урожай продается с машин), работника склада, сортировщика, работника по заготовке овощей и так далее.

   Иногда  совмещение уместно даже для очень  крупных предприятий с развитой корпоративной структурой, как возможность дополнительного контроля над подчиненными предприятиями и удаленными подразделениями. Так, при построении функциональной структуры корпоративных финансов, сотрудник занимающий должность главного бухгалтера предприятия совмещает ее с должностью Руководителя корпоративных финансов и контролирует все мелкие предприятия и удаленные подразделения, входящие в корпоративную структуру.

   Если  в деятельности предприятия есть функции, которые выполняются крайне редко, но повторяются периодически, при определенных условиях, например, в определенный период времени, при получении предприятием определенного заказа или при выполнении определенного проекта, то в этом случае тоже целесообразно использовать совмещение. Так, например, по совместительству могут работать руководители различных проектов, аудиторы, руководители инвентаризационных и аттестационных комиссий и так далее…

   Бывают  ситуации, когда совмещение должностей продиктовано личным отношением Директора  предприятия к сотруднику, а именно особым статусом доверия. Например если сотрудник помимо основной должности совмещает функции по какому то виду контроля, например по поставкам, контролю счетов, контролю продаж, начислению бонусов/скидок при покупке и так далее.

   Причины для совмещений могут быть различными: стремление удержать обученный и квалифицированный персонал на предприятии, сохранение конфиденциальности, получения дополнительного контроля деятельности, но все же главной причиной остается экономия денежных средств, которые расходуются при заключении с сотрудниками индивидуального контракта на каждую профессию или должность.  

   1.5.3 Совмещение должностей в законодательстве стран России и СНГ.

   Не  во всех странах СНГ совмещение должностей / профессий, законно, особенно если это  касается руководящих должностей или главных специалистов.

   Так, например, в соответствии со ст. 255 Трудового  кодекса Республики Беларусь (далее  – ТК) руководителю организации  запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики. Так же в Республике Беларусь существует ряд законов, запрещающих главным специалистам и руководителям совмещать профессии (должности). Таким образом, для руководителей организаций запрещено выполнение в одной и той же организации работы по совместительству (например, с директором не может быть заключен еще один трудовой договор или соглашение на выполнение работы по другой профессии, на другой должности). Исключение составляет руководитель частного унитарного предприятия, который в то же время является и учредителем такого предприятия. Так, ч. 2 ст. 252 ТК предусмотрено, что положения гл. 18 ТК (ст.ст. 252-261) распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

   Другая  ситуация по совмещению должностей в  Российской Федерации и Украине, здесь нет ограничений и такая организация трудовой деятельности сотрудников регулируется только правилами касающимися документирования и начисления соответствующих доплат. Об этом говорится в статье 151 ТК РФ « Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника». Размеры доплат за совмещение профессий/ должностей или эпизодическое выполнение определенных функций временно отсутствующих сотрудников устанавливаются в основном трудовом договоре, начисляются и выплачиваются вместе с основной зарплатой сотрудника в соответствии со статьей 149 ТК РФ.

   Следует заметить, что в каждой отрасли  производства действуют свои правила  при совмещении должностей.

Информация о работе Проблема совмещения должностей как частный вид проблемы занятости в организации