Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:10, курсовая работа
Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают (уменьшаются) с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема продаж (выручки), при котором валовые затраты фирмы окупаются, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что сумма переменных издержек будет различной при разных объемах производства, и определить ее можно, только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь.
Введение 3
Ситуация № 1. Изучение зависимости объема производства и себестоимости продукции 6
1.1 Расчет полной себестоимости и оптовой цены изделий 6
1.2 Распределение затрат 9
Ситуация № 2. Обеспечение безубыточной деятельности и прибыльности предприятия 12
1.1 Влияние величины изменения постоянных расходов 12
1.2 Влияние изменения величины переменных расходов 13
1.3 Влияние снижения уровня действующих цен 13
1.4 Влияние изменения структуры ассортимента 14
1.5 Совокупное влияние факторов 16
Ситуация № 3. Формирование цены на продукцию в условиях совершенной конкуренции 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение А Исходные данные для расчета полной себестоимо-сти продукции и оптовой цены 25
Приложение Б Исходные данные для анализа безубыточности и определения политики ценообразования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность:
«Экономика и управление на предприятии»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика предприятия»
на тему: «Применение методики обеспечения безубыточности
производства в экономических расчетах»
Вариант 13
Выполнил:
студент гр. 28 Э3
В.С. Ижуткина
______________
(подпись,
дата)
Проверил: к.э.н., доцент
И.В. Никифорова
_____________
(подпись,
дата)
Пенза 2009
Содержание
Введение | 3 | |
Ситуация № 1. Изучение зависимости объема производства и себестоимости продукции | 6 | |
1.1 Расчет полной себестоимости и оптовой цены изделий | 6 | |
1.2 Распределение затрат | 9 | |
Ситуация № 2. Обеспечение безубыточной деятельности и прибыльности предприятия | 12 | |
1.1 Влияние величины изменения постоянных расходов | 12 | |
1.2 Влияние изменения величины переменных расходов | 13 | |
1.3 Влияние снижения уровня действующих цен | 13 | |
1.4 Влияние изменения структуры ассортимента | 14 | |
1.5 Совокупное влияние факторов | 16 | |
Ситуация № 3. Формирование цены на продукцию в условиях совершенной конкуренции | 18 | |
Заключение | 22 | |
Список использованных источников | 24 | |
Приложение А Исходные данные для расчета полной себестоимо-сти продукции и оптовой цены | 25 | |
Приложение Б Исходные данные для анализа безубыточности и определения политики ценообразования | 26 | |
Введение
Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают (уменьшаются) с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема продаж (выручки), при котором валовые затраты фирмы окупаются, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что сумма переменных издержек будет различной при разных объемах производства, и определить ее можно, только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь.
Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" (Cost - Volume -Profit; CVP - анализ) [1].
Этот
вид анализа является одним из
наиболее эффективных средств
Точка безубыточности (точка критического объема производства) - уровень производства, достигнув которого предприятие способно покрыть все издержки и начинает приносить прибыль [2].
Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж
Отметим определенную условность такой классификации, поскольку одна и та же статья расходов в различных условиях может зависеть или не зависеть от объема реализации.
Для вычисления точки безубыточности используется три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.
При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика "затраты - объем - прибыль". Последовательность построения графика заключается в следующем [1]:
-
наносим на график линию
- выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;
-
вновь выбираем любую точку
на оси абсцисс и для нее
находим сумму выручки от
Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки.
Изображенная
на рис. 1 точка безубыточности -
это точка пересечения графиков
валовой выручки и совокупных
затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован.
В точке безубыточности получаемая предприятием
выручка равна его совокупным затратам,
при этом прибыль равна нулю. Выручка,
соответствующая точке безубыточности,
называется пороговой выручкой.
Объем производства (продаж) в точке безубыточности
называется пороговым объемом производства
(продаж). Если предприятие продает продукции
меньше порогового объема продаж, то оно
терпит убытки, если больше - получает
прибыль [3].
Рисунок 1 - График определения ТКОП
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение
где С- величина всех расходов;
а – абсолютная сумма всех постоянных расходов;
b – ставка переменных расходов на единицу объема производства;
N – объем производства в натуральных единицах.
Линия общей выручки от реализации продукции определяется уравнением
где -выручка от реализации, руб;
- объем производства данной продукции в натуральных единицах.
Для
определения точки
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле [1]:
Ситуация № 1. Изучение зависимости объема производства и себестоимости продукции
Описание ситуации
В производственном подразделении предприятия выпускают изделия трех наименований. Плановые затраты на выполнение производственного задания приведены в таблице 1.
Фактический выпуск продукции превысил задание, при этом основные фонды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы не изменились.
Необходимо:
- определить плановую и фактическую себестоимость единицы продукции; прирост прибыли, полученной за счет увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости при условии сохранения действующей плановой оптовой цены изделий;
-
распределить затраты на производство
единицы продукции на постоянные и переменные
расходы, построить графики зависимости
; определить графически ТКОП; сделать
выводы.
1 Расчет полной себестоимости и оптовой цены изделий
Себестоимость – сумма издержек на производство и реализацию продукции.
Метод калькуляции полной себестоимости и оптовой цены – это метод, который предусматривает расчет всех издержек (постоянных и переменных), связанных с производством и продажей единицы товара [3].
Калькуляция – расчет затрат на производство и реализацию единицы товара [3].
1.1
Расчет полной себестоимости и оптовой
цены производится по статьям калькуляции.
Прямые плановые и фактические затраты
вычисляются по исходным данным таблицы
1.
Таблица 1
Наименование | Изделия | ||
№1 | №2 | №3 | |
1 Основные материалы, т.р. | 18,95 | 22,72 | 20,87 |
2 Полуфабрикаты, т.р. | 22,27 | 23,55 | 28,65 |
3 Отходы, т.р. | -0,15 | -0,26 | -0,42 |
4 Заработная плата, т.р. | 47,22 | 84,96 | 78,91 |
5 Программа выпуска, шт. | |||
по плану | 500 | 150 | 380 |
фактически | 510 | 145 | 400 |
6 Уровень рентабельности, % | 30 | 15 | 25 |
7 Объем продаж по плану, % | 60 |
Постоянные расходы (не меняющиеся с изменением объема производства) рассчитываются на основе процентных ставок, соответствующих варианту задания, при этом уровень фактических расходов корректируется в соответствии с фактическим объемом выпуска.
Прямые издержки (расходы) включаются в себестоимость единицы продукции прямым счетом полностью и сразу.
Например, расчет по статье «Основные материалы» для изделии №1 производится прямым счетом, то есть
где - общие затраты на основные материалы для изделия №1;
- плановая программа выпуска 1-го изделия.
Расчет
затрат прямым счетом производится также
по статьям «Покупные
Косвенные (накладные) издержки – это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Например, на основе процентной ставки производится расчет по статьям «Дополнительная заработная плата», «Отчисления в резерв по выслуге лет». Также базой для определения косвенных издержек может служить сумма прямых издержек, например, «Транспортные расходы», «Топливо и энергия на технологические цели» [3].
Процентные ставки для расчета приведены в таблице 2А в приложении А.
По статье «Общепроизводственные расходы» для изделия № 1 величина фактических затрат составляет:
где - соответственно плановые и фактические расходы, на 1-е изделие по 10-ой статье затрат;
- соответственно плановая и фактическая программа выпуска 1-го изделия.
Аналогично расходы корректируются по статье «Общехозяйственные расходы».
Затраты
по статье «Производственная
1.2 Расчет фактической прибыли на каждое изделие производится, исходя из условия сохранения плановых цен на изделия, действующих в рассмотренном промежутке времени. Например для изделия № 1 фактическая прибыль составит: