Прибыль предприятия, ее сущность, функции и основные показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике,
- определить задачи и источники планирования прибыли,
- произвести анализ прибыли избранного предприятия,
- выявить резервы увеличения прибыли предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………..3
1.Теоритические аспекты. Прибыль предприятия: сущность и виды……………............……...5
1.1. Содержание и функции прибыли………………………………………………………………………………5
1.2. Классификация прибыли…………………………………………………………………………………………11
1.3. Планирование прибыли………………………………………………………………………………………….18
2. Прибыль предприятия ОАО «Конти Принт»……………..……………………………………………...21
2.1. Характеристика ОАО «Конти Принт»………………………………………………………………………21
2.2. Формирование, распределение и использование прибыли…………………….………………..23
3. Пути повышения прибыли на предприятии………………………………………………………………..31
3.1. Резервы и способы увеличения прибыли……………………………………………………….………31
3.2. Пути повышения прибыли на ОАО «Конти Принт»…………………………………………………..33 Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика предприятия прибыль предприятия.docx

— 88.70 Кб (Скачать)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Московский государственный  университет печати

Им.  Ивана Федорова

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономики и инноватики»

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Экономика предприятия»

 

На тему: «Прибыль предприятия, ее сущность, функции и основные показатели.»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЗЭМ-3

Тардова С.Н.

 

Проверила:

Делятицкая А.В.

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………..3

1.Теоритические  аспекты. Прибыль предприятия:  сущность и виды……………............……...5

1.1. Содержание и функции прибыли………………………………………………………………………………5

1.2. Классификация прибыли…………………………………………………………………………………………11

1.3. Планирование прибыли………………………………………………………………………………………….18

2. Прибыль  предприятия ОАО «Конти Принт»……………..……………………………………………...21

2.1. Характеристика ОАО «Конти Принт»………………………………………………………………………21

2.2. Формирование, распределение и использование  прибыли…………………….………………..23

3. Пути  повышения прибыли на предприятии………………………………………………………………..31

3.1. Резервы и способы увеличения  прибыли……………………………………………………….………31

3.2. Пути повышения прибыли на  ОАО «Конти Принт»…………………………………………………..33 Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..35

Список  литературы………………………………………………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прибыль является  одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе  управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение  хозяйственной ситуации с целью  поддержания устойчивого финансового  состояния и постоянного совершенствования  производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных  с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию  и необходимость обеспечения  производственного и социального  развития. Самостоятельно планируемым  показателем в числе других стала  прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют  свою деятельность и перспективы  развития исходя из разработанных ими  хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров  и услуг. Незаменимым показателем  при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности.

Долгие годы в марксистской экономической литературе прибыль  рассматривали как часть стоимости  прибавочного продукта, созданного в  отраслях материального производства. В странах с развитой рыночной экономикой чаще всего прибыль рассматривают, во-первых, как «безусловный» доход  от факторов производства; во-вторых, как  вознаграждение за предпринимательскую  деятельность; в-третьих, как монопольный  доход.

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические  рычаги прямо или косвенно связаны  с прибылью. От прибыли зависит  финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и  общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли  в бюджет формируется основная часть  ресурсов государства, региональных и  местных органов власти.

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть экономическую  сущность прибыли в рыночной  экономике,

- определить задачи и  источники планирования прибыли,

- произвести анализ прибыли избранного предприятия,

- выявить резервы увеличения  прибыли предприятия.

 

 

1. Теоретические аспекты. Прибыль предприятия: сущность и виды.

1.1 Содержание и функции прибыли.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые  для планирования и объективной  оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования  и использования специальных  фондов, соизмерения затрат и результатов  на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к  рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей  играет прибыль.

Прибыль – объективная экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка  товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей  экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль –  реальная база налогообложения и, как  правило, источник уплаты налогов  [1, c. 156].

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, цены, себестоимость  и другие рычаги связаны с прибылью [1, c. 157].

В учебниках и научных статьях  категория "прибыль" неразрывно связывается  с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими  другими. В практическом же плане  прибыль во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между  общей выручкой от реализации товаров  и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова  вынуждены рассмотреть два подхода  к оценке экономической природы  прибыли.

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат  деятельности предприятия. Рост прибыли  определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его  деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Для характеристики рентабельности вложений средств в активы предприятия и степени умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом его финансового здоровья [1, c. 203].

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

- в обобщенной форме отражает  результаты предпринимательской  деятельности и является одним  из показателей ее эффективности;

- используется в качестве стимулирующего  фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

- выступает источником финансирования  расширенного воспроизводства и  является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Также рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики [3, с.54]:

1) Прибыль представляет собой  форму дохода предпринимателя,  осуществляющего определенный вид  деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и др.).

2) Прибыль является формой дохода  предпринимателя, вложившего свой  капитал с целью достижения  определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно  связана с категорией капитала  – особым фактором производства  – и в усредненном виде характеризует  цену функционирующего капитала.

3) Прибыль не является гарантированным  доходом предпринимателя, вложившего  свой капитал в тот или иной  вид бизнеса. Она является результатом  только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и  полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.

4) Прибыль характеризует не весь  доход, полученный в процессе  предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая  "очищена" от понесенных  затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

5) Прибыль является стоимостным  показателем, выраженным в денежной  форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая  масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько  уровень издержек производства соответствует  общественно необходимым затратам.

Многогранный характер прибыли  означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой  подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования:

1) В число образующих факторов  включена выручка, получаемая  предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов — доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.                  

2) Взаимовлияющие факторы включают  внешние, определяемые финансово-кредитной  политикой государства, в том  числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также  внутренние, включая себестоимость,  производительность труда, фондоотдачу,  фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

3) Факторы распределения состоят  из платежей обязательного характера  в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

  1. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

В условиях рыночных отношений, как  свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый — это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

Информация о работе Прибыль предприятия, ее сущность, функции и основные показатели