Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель данной работы – найти наиболее эффективные пути повышения прибыли и уровня рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Задача работы: анализировать прибыль и рентабельность за период 2005 по 2007 г.г. исследуемого предприятия.
Планирование прибыли
призвано повысить сбалансированность
материальных и стоимостных пропорций,
создать необходимые денежные фонды
и резервы, сконцентрировать средства
на важнейших направлениях социально-экономического
развития, усилить финансовое стимулирование
повышения эффективности
Объем роста прибыли во многом зависит от применения научно обоснованных методов планирования, заинтересованности предприятий в разработке и принятии напряженных планов производства, максимально учитывающих все резервы. В промышленности при планировании прибыли применяются следующие методы:
Размеры планируемой прибыли при методе прямого счета представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость) и полнотой плановой себестоимости этой продукции.
Основным достоинством метода прямого счета является его простота и достоверность полученных результатов. Однако такой способ планирования прибыли приемлем для предприятий, выпускающих небольшой ассортимент изделий и осуществляющих планирование себестоимости по каждому виду. Кроме того, метод прямого счета дает лишь конечные результаты деятельности предприятия, не учитывает влияние отдельных факторов на величину прибыли. Применение данного метода ограничивает возможности выявления внутренних резервов роста в процессе его планирования [7,с.67].
Аналитический метод планирования
прибыли используется на предприятиях
с разнообразным ассортиментом
продукции, а также в целях
проверки ее исчисления методом прямого
счета. При этом методе рассчитывается
прибыль отдельно по сравнимой и
несравнимой реализуемой
где, Р - товарная продукция планируемого года по себестоимости отчетного года, тыс. руб.
Т – товарная продукция по плановой себестоимости, тыс. руб.
С – задание по снижению
себестоимости продукции в
Влияние качества изделий
на размер планируемой прибыли
Промышленные предприятия, имеющие большой ассортимент изделий, определяют влияние изменения их качества на плановую прибыль посредством поправочного коэффициента, рассчитываемого путем умножения процента изделий второго и третьего сортов в общем объеме выпускаемой продукции на проценты скидок с цены первого сорта.
Влияние ассортиментных сдвигов на размер прибыли от реализации товарной продукции определяется на основе коэффициентов рентабельности планового и отчетного периодов. Увеличение или уменьшение суммы прибыли в плановом периоде зависит от изменения коэффициентов рентабельности.
Преимущество аналитического метода состоит в том, что с его помощью могут быть выявлены отдельные факторы. Влияющие на плановую прибыль, неиспользованные резервы увеличения накоплений уже в процессе планирования.
При исчислении прибыли методом совмещенного расчета стоимость реализуемой товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года рассчитывается методом прямого счета. Влияние на плановую прибыль различных факторов устанавливается аналитическим методом.
При нормативном методе планирования
прибыли ее величина определяется на
основе установленного единого процесса
рентабельности на всю реализуемую
продукцию. Он применяется при планировании
прибыли в подрядных
Прибыль от прочей реализации (работ и услуг непромышленного характера), как правило. Также планируется методом прямого счета. Только в порядке исключения, когда доля прочей продукции незначительна, прибыль от ее реализации может быть исчислена исходя из рентабельности, достигнутой в предыдущем году, и запланированного объема этой продукции или услуг в планируемом году. Прибыль от планируемых внереализационных операций исчисляется на основе отчетных данных прошлых лет. Поступление пени и неустоек не панируется, а учитывается в составе фактической прибыли.
Однако в условиях рыночных отношений планирование прибыли вышеуказанными методами является неэффективным. Целесообразнее, плановые суммы прибыли тесно увязывать с размером прибыли, обеспечивающим условие самофинансирования, т.е. осуществлять планирование хозрасчетным методом.
Расчет плановых сумм прибыли с помощью хозрасчетного метода осуществляется следующим образом.
Планирование прибыли хозрасчетным методом, окажет эффективное воздействие на экономику, а именно:
Хозрасчетный метод
Важное значение для планирования
прибыли имеют правильная рыночная
политика, изучение спроса и предложения.
Поскольку, в условиях рыночных отношений
основой обеспечения
1.5 Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.
Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги.
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль.
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный в таблице 1. Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в, то время как фиксированные остаются неизменными. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.