Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – найти наиболее эффективные пути повышения прибыли и уровня рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Задача работы: анализировать прибыль и рентабельность за период 2005 по 2007 г.г. исследуемого предприятия.

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность.docx

— 133.97 Кб (Скачать)

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

 

 

 

    1. Рентабельность предприятия и ее показатели

Абсолютная сумма прибыли не может полностью охарактеризовать эффективность деятельности предприятия; причина в том, что её величина зависит от масштабов производства и поэтому даже для крупных  предприятий, хуже работающих по сравнению  с малыми, возможно получение большей  суммы прибыли.

Для оценки эффективности  работы предприятия необходимо сопоставить  получаемую прибыль и ресурсы. Такой  показатель называется рентабельностью.

Рентабельность – это  относительный показатель эффективности  производства, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень использования  ресурсов.

Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности  предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д. [11,с.90].

Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень  эффективности деятельности компании.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все  свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова  понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно  раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между  ними, т.к. сумма прибыли и уровень  рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

В течении производственного  цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно  разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные [1,c.23].

Существует великое множество  показателей рентабельности. Главным, из которых является показатель общей  экономической рентабельности предприятия. Он вычисляется по формуле:

                                     Р =  П / Т * 100% ,                                                          (1)

где   Р - общая экономическая  рентабельность   хозяйственной  деятельности          торгового предприятия;

П - сумма прибыли (валовой  или чистой);

Т - объем товарооборота (без  НДС).

Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность  использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется  по формуле:

                                           Рск  =  П / К *100%,                                                  (2)

 

где  Рск – рентабельность собственного капитала;                                              

П – балансовая прибыль предприятия,

К  – средняя величина собственного капитала.

Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей  формуле:

 

                                Ропс  =  П / ОФ *100%,                                                    (3)

 

где   Ропс – рентабельность основных производственных средств; 

 П - сумма прибыли;

ОФ - средняя стоимость  основных фондов;

Показатель общей рентабельности можно рассчитать по формуле:

                            Р=П/(ОФ+ОБС)*100,                                                          (4)

где, P – общая рентабельность предприятия;

ОФ - средняя стоимость  основных фондов;

ОБС – средняя стоимость  оборотных средств.

 П – чистая прибыль  предприятия.

Показатель рентабельности продукции. Показывает целесообразность производства данного вида продукции:

                                    Р=П/С*100%,                                                                    (5)

где, Р – рентабельность продукции;

П – прибыль от реализации;

С – полная себестоимость  продукции.

Наряду с основными  показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности  текущих затрат (отношение прибыли  к издержкам обращения), рентабельность  затрат живого труда (отношение прибыли  к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли  к средней величине оборотных  средств), рентабельность эффективности  использования рабочей силы (отношение  прибыли к численности занятых  на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности  использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования  отдельных видов ресурсов торговыми  предприятиями [11,с.87].

Таким образом, можно сделать  вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

    1. Распределение и использование прибыли

  Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли  отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам [16,с.345].

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в  условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых  из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели,

К расходам, связанным с  развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие [18,с.202].

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает  имущество предприятия и участвует  в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль  в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника последующего развития.

Распределение и использование  прибыли товариществ и акционерных  обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.

В процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы  по каждой статье, изучается эффективность  мероприятий, проводимых за счет средств  этих фондов. При анализе использования  средств фонда накопления следует  изучить полноту 

финансирования всех запланированных  мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Планирование  прибыли

В условиях рыночной экономики  роль планирования прибыли не снижается. Она является составной частью финансового  планирования на предприятии.

Планирование прибыли  оказывает влияние на весь воспроизводственный  процесс и способствует созданию условий для осуществления контроля за производством и распределением. Перед планированием прибыли  стоят следующие основные задачи:

  1. Стимулирование роста производства и повышение его эффективности, улучшение качества продукции;
  2. Концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях экономического и социального развития предприятия;
  3. Определение финансовых взаимоотношений с финансово-кредитной системой;
  4. Осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля за целесообразным и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов на предприятии [7,с.53].

Планирование прибыли  обобщает разные стороны создания, распределения и использования  части стоимости совокупного  общественного продукта. С помощью  планирования прибыли устанавливается  рациональное соотношение между  источниками финансирования капитальных  вложений, прироста собственных оборотных  средств и других затрат предприятия, определяются оптимальные пропорции  между собственными и заемными ресурсами.

Информация о работе Прибыль и рентабельность